Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Классный час  во 2а классе (2013/2014  уч.год)

Мы изучаем права и обязанности

Зацаренская Е.П.,
классный руководитель

Цель:познакомить детей с «Конституцией» России, «Конвенцией о правах ребенка», всеобщей  «Декларацией о правах человека».

Задачи: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;

обобщить знания детей об основных правах ребёнка; способствовать развитию мотивации детей к использованию правовых знаний в жизни.

формировать уважительное отношение друг к другу, воспитывать  у учащихся чувство гражданской ответственности

Оборудование: Словарь С.И. Ожегова, ребусы, карточки с опорными словами, выставка рисунков, презентация.

 

Ход классного часа:

 

1. Организационный момент.

 

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Актуализация опорных знаний. Определение задач.

 - И сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в замечательную страну права, постараемся определить вместе с вами права и обязанности учащихся.

- Представьте, что мы находимся на корабле, и являемся единой командой. Мне интересно знать, какое настроение у команды.

- Вот разноцветные флажки, выберите тот флажок, который соответствует вашему настроению (красный, зелёный, синий, жёлтый, чёрный, коричневый).
(Каждый ученик выбирает себе цветной флажок).
- Кораблю необходим флаг. (На доску вывешивается флаг с эпиграфом к мероприятию). Пусть девизом сегодняшней нашей встречи будет высказывание:

«Жизнь человека полноценна только тогда, когда ее озаряют права человека»

- Как понимаете эти слова? (высказывания учащихся)

3. Вступительное слово учителя

- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать по отношению друг к другу и что не могут? На что имеют право и на что не имеют? (Слайд 2).

И люди взялись за решение этих вопросов. В беседах между собой они пытались об этом договориться и установить правила жизни в человеческом обществе. Эти правила записаны во Всеобщую декларацию прав человека. В ней изложены права взрослых людей (Слайд 3).

Дети тоже являются полноценными членами общества людей. У них тоже есть права и обязанности. Люди из разных стран собрались вместе, договорились и приняли одинаковые права для всех, независимо от того, в каком государстве живет маленький человек. В 1989 году Организация Объединенных Наций создала и приняла документ, в котором прописаны права и обязанности детей. Этот документ называется Конвенция о правах “ребенка” (Слайд 4).

В каждой стране есть еще и своя Конституция это основной закон, по которому должны жить граждане страны (Слайд 5).

Права взрослого и права ребенка важно знать. Не менее важно помнить, что кроме прав и у взрослых и у детей есть обязанности, которые необходимо выполнять.

_Сегодня мы поговорим о том, почему важно знать права и обязанности и зачем их надо выполнять.

4. Беседа по теме

- Давайте порассуждаем; как вы понимаете, что такое права, права человека?
(Это правила, по которым мы можем жить).

- Попробуем выделить права ребенка из прав человека, т.е. ваши права. Как вы считаете, на что вы имеете права?

(Учитель вешает карточку со  словом «Права» в центре доски и записывает ответы учеников, стремясь их по возможности систематизировать).

Высказывания учащихся

 - уважение своей личной жизни, своего достоинства          (слайды 6-14)

- на учебу, образование защищенность в жизни (когда есть помощь)
общение и дружбу со сверстниками

- права  на семью, жилье, хорошие отношения в семье (когда родители не кричат на меня)
благополучную обстановку в школе (нет злых учителей) на собственность


- Как, по-вашему, почему мы специально выделили права ребенка из прав человека?

(Потому что ребенок нуждается в особой защите: он слабее взрослых; он еще много не знает и не умеет).

5. Конкурс «Кто больше вспомнит»

 

«Конкурс «Кто больше вспомнит».

Работа в группах. (обсуждения)

(класс разделился на 5  групп, детям предложены названия произведений, необходимо обсудить какие права героя или героев нарушены)     (вспоминаем правила работы в группах)

1 группа-«Колобок»: (у героя хотят отнять жизнь лиса, волк и др.);
«Терем-теремок»: (медведь отнимает дом);
2 группа- «Волк и ягненок» (басня):( волк покушается на жизнь ягненка);
«Красная шапочка»: (волк покушается на жизнь бабушки и Красной шапочки);
3 группа - «Муха-цокотуха»(паук хотел убить муху).

«Гадкий утёнок» (обижали маленького утёнка,  право относится ко всем одинаково, не зависимо от цвета кожи, внешнего вида и общения на другом языке.)

4 группа– «Приключения  Буратино» (держал кукол в рабстве Карабас Барабас)

«Золушка» ( несчастной девушке было запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер, не имела права на отдых и досуг)

5 группа – «Приключения  Буратино» (главный герой не воспользовался правом на бесплатное образование)

«Волк и семеро козлят» (Волк не имеет права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно).


Вывод:

- Вы заметили, что во многих сказках одни герои покушаются на жизнь других. И причем зло всегда наказывается, т.к. жизнь человека (как и любого другого живого существа) – это самое дорогое, что у него есть.

 

ФИЗМИНУТКА

 6. Изучение обязанностей учащихся.

- Разговаривая о правах, нельзя не говорить об обязанностях.
Обязанности неразрывно связаны с правами. Все вы на сегодняшний день – ученики, учащиеся. Учеба – это ваш первый и главный труд. И чтобы ваш труд давал хорошие результаты, необходимо выполнять определенные обязанности. А какие, давайте прочитаем.

Работа в парах ( на столах карточки)

 «Обязанности учащихся»:

1.Посещать все уроки, не опаздывая на них.

2.На уроках вести себя в соответствии с правилами поведения в школе.

3.Успевать по всем предметам школьного курса.

4.Во время перемен, в столовой, на общественных мероприятиях соблюдать культуру поведения.

5.Соблюдать культуру внешнего вида.

6.Бережно относиться к школьному, общественному имуществу.

 - И каждый из вас должен подумать, какие обязанности он нарушает, какие выполняет. Сравните свои поступки с этими обязанностями.

 - Наверное, каждый знает о себе, кто любит опаздывать в школу, как себя ведет на переменах и уроках; какие оценки получает по предметам; и насколько опрятен в отношении своего внешнего вида и личных вещей.

И сейчас задайте себе такой вопрос: «Если я буду нарушать права и обязанности, что будет?»

Давайте подумаем вместе и ответим на этот вопрос.

- Как будут относиться к вам учителя, если вы будите прогуливать уроки, или опаздывать на них?

(Не будет понимания с учителями; будут конфликты; записи, замечания в дневниках).

 - Если не успевать по всем предметам, приносить плохие оценки домой, какова будет реакция родителей? (Будут часто наказывать).

 - Если не соблюдать культуру поведения на уроках, переменах, в столовой, на общественных мероприятиях? (Будут конфликты и ссоры).

- Если не соблюдать культуру внешнего вида, к вам потянутся люди, с вами захотят дружить? (Нет, не будет друзей).

- Итог:

-Вы хотите, чтобы у вас были конфликты и наказания со стороны учителей и родителей? (Нет).

- Хотите иметь в дневниках только отрицательные  отметки (Нет).

- Хотите жить без друзей (Нет).

Вывод:

- Значит, вам на сегодняшний день жизненно необходимо выполнять обязанности учащихся и, конечно же, уважать права других людей.

 

Итог

- Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

Мы с вами говорили о правах, обязанностях детей. Я предлагаю  вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

 

7. Практическое задание (индивидуально)

( на  парте листочки зелёного цвета с тестом)

Тест:

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

 

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

 

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

 

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

 

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

 

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать, так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

 

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

 

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над

 

8. Игра «Встретимся с друзьями!»

 

Содержание игры: учащимся раздают кусочки разрезанных на четыре части открыт­ки, по сигналу учащиеся начинают общаться для поиска «своей открытки», побеждают те, кто быстрее соберут свою открытку , однако игра завершается, когда все участники собе­рут открытки - найдут друзей.

9. Итог

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

 

10. Рефлексия

-  Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?  (смайлики)

 

         - И в завершение нашего классного часа, дарю «Памятку школьнику» (буклет)

 

Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников.

 

  •  Добросовестно учись.
  •  Соблюдай дисциплину
  •  Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.
  •  Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.
  •  Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы. (К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность).
  •  Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.
  •  Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
  •  Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
  •  В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

 

Итог занятия:
- Спасибо за работу! Считаю, что мы плодотворно и с пользой работали над этой темой.
- Молодцы! Все были активными!

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ