Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок ОРКиСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур». 4 класс

Искусство в религиозной культуре

2 часа

Цель:  Помочь учащимся осознать значимость  искусства разных религиозных культур в жизни  человека.

Задачи:

Дать учащимся возможность почувствовать, что искусство делает человека  богаче и радостнее, доставляет ему удовольствие.

Воспитывать толерантное отношение к предметам искусства  разных религий.

Познакомить с формами искусства, характерными  для традиционных религий России.

Подчеркнуть роль искусства в сохранении памяти о прошлом, раскрыть созидательную роль в жизни человека.

Урок  2. Искусство в религиозной культуре. Ислам .Буддизм .

Ход урока

1.Организация деятельности учащихся.

2.Реализация домашнего задания.

Беседа по вопросам.

-Ребята, вы любите узнавать новое ? Похвально. Но мудрость народная гласит: «Постигая новое, не забывай прежнего».

Работа в группах с раздаточным материалом (карточки с терминами и понятиями).

- Распределите карточки, лежащие у вас на парте, на несколько групп:

Иисус Христос, Синагога, Будда, Мечеть, Библия, Моисей, Коран, Ступа, Танах, Церковь, Мухаммад, Типитака.

- По какому принципу вы объединяли карточки в группы?

(1 принцип – 3 группы — основатели религий, священные книги,  священные сооружения;

 2 принцип – 4 группы — по принадлежности к той или иной религии: буддизм, иудаизм, христианство, ислам)

Проверка задания с использованием демонстрационных карточек на доске

-Какой вид искусства считается приоритетным в религиозной культуре христианства?

- Что такое икона? Какие иконы вы знаете?

(Это изображения, образы Христа, его матери Марии и святых.

Верующие кланяются не самому изображению, а тому, кто на иконе запечатлён- Иисусу Христу, Богоматери, святым.)

-Какие иконы особо почитаемы на Руси?

Иконы Божьей Матери

Всегда, во все времена композиторов , художников , писателей привлекал и привлекает образ бесконечной чистоты, доброты, непорочности.

Образ Девы Марии нашел воплощение в литературе, живописи и музыке. Музыкальные произведения, посвященные Деве Марии получили название Аве Мария, что означает «Радуйся, Мария». Самыми знаменитыми стали Аве Мария  Франца Шуберта и  Джулио Каччини

(доклад Крецу Арианы)

В наше время иконописцы, художники, поэты, композиторы продолжают воплощать в искусстве светлый образ Девы Марии. Но о том, какие черты присущи Ее современным изображениям, наверно, будут говорить наши потомки.

Об искусстве в Христианской культуре можно говорить до бесконечности, но нас впереди ждёт ещё немало интересного. Вы готовы к новым открытиям?

3.Работа с новым материалом.

- На прошлом уроке мы говорили об искусстве в религиозной культуре христианства и иудаизма.

Нынешний урок – новый шаг в понимании основ религиозной культуры . Сегодня мы продолжим знакомство с религиозным искусством.(слайд)

Ислам

Искусство в религиозной культуре ислама

Ислам – религия, в которой запрещается изображение живых существ.

-Как вы думаете , почему?

Однажды  художник спросил  брата Пророка Муххамада:

«Могу ли я изображать животных?»

Мудрец ответил:

«Можешь, но лиши их головы, чтобы они не походили на живых существ, или старайся, чтобы они напоминали цветы»

Всё живое создал Аллах , ни один художник не может быть совершеннее Аллаха.

 Мусульмане огромное значение придают своему Священному Писанию – Корану(слайд), поэтому большое развитие в исламе получило искусство каллиграфии(слайд). Каллиграфия-это искусство красивого письма в исламе. Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), станет обитателем рая.

- Как вы думаете, легко ли научиться красиво писать?

   Работа по учебнику.

- Прочитайте материал в учебнике(стр. 35) и найдите информацию о том, что такое каллиграфия и что, несмотря на запрет в исламе, при помощи неё удается передать мастерам?

Арабеска.Арабеска (итал. arabesco — арабский)

Для украшения Корана,  других книг, стен зданий и посуды мусульмане используют декоративное искусство – орнамент.  Из растительных и геометрических узоров  создаются неповторимые произведения искусства. Соединение сложных  орнаментов, состоящих из бесконечно повторяющихся  и перекрещивающихся друг с другом  геометрических фигур, узоров, напоминающих животных и растения  развилось в искусство арабесок. (слайд)

Бесконечное, «текущее» в заданном ритме движение арабески может быть остановлено или продолжено в любой ее точке без нарушения целостности узора. Арабеску можно разместить на поверхности любой конфигурации и размера: на стене здания(слайд) или ковре(слайд), на переплете рукописи(слайд), керамике(слайд), ювелирном изделии(слайд),на одежде(слайд.

-Какие чувства, ощущения возникают, глядя на арабеску? Понравились ли вам арабески, чем?

Если возникнет желание попробовать изобразить арабеску, вы можете это сделать дома.

Задание для работы— ответить на вопросы:

- Как называется в исламе искусство изображения Слова Божьего? (Каллиграфия)

- Как называется в исламе искусство сложных орнаментов? (Арабески)

Об искусстве в какой религиозной культуре мы ещё с вами не говорили?

Буддизм

Искусство в религиозной культуре буддизма.

 В буддизме важную роль играют изображения Будды(слайд).

Существует три вида этих изображений (слайд)

- Рапределите изображения на три группы.

-Объясните свой выбор.

 Будда в образе Учителя – сидящий с приподнятой правой рукой

 Будда Торжествующий – сидящий с опущенными руками.

 Будда «Спящий» - фигура лежащего Будды, уходящего в нирвану

 (свобода от желаний, страданий и привязанностей (отсутствие их влияния на события жизни).

- Какие 3 вида изображения Будды существуют?

Под воздействием буддизма получило развитие садовое искусство. В Японии до сих пор существуют «сады камней», которые делались для того, чтобы создавать благоприятные условия для духовных упражнений буддийских монахов. (слайд)

- Если возникнет желание подробнее узнать об этом виде искусства, вы можете это сделать дома.

Кроме того, в японском буддизме появилась особая чайная церемония. Поскольку для буддийских монахов чай был особым напитком, то его пили во время медитаций и подносили Будде. (слайд)

-Если возникнет желание подробнее узнать об этом виде искусства, вы можете это сделать дома.

Во время обряда монахи-буддисты в Тибете изображают мандалу (в переводе «круг») – символический вид буддийской Вселенной. Её делают из окрашенного  песка ,а в конце ритуала разрушают  изготовленное изображение. Это символизирует отрешённость монахов от всего земного  и от сотворённой ими красоты.(видео)

Мандалы могут быть как изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани(слайд), рисуют на песке(слайд), выполняют цветными порошками(слайд) и делают из металла(слайд), камня(слайд), дерева(слайд), цветов(слайд). Даже её могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие ритуальные цвета(слайд). Мандалы часто изображают на полах(слайд), стенах(слайд) и потолках храмов(слайд). Мандала является настолько священной на Востоке, что и сама может считаться объектом поклонения.

- Что изображают  во время обрядов монахи-буддисты? Что это означает?(мандалу-символический вид буддийской Вселенной).

-Сегодня на уроке мы с вами тоже будем создавать свою символическую картину Вселенной.

Работа в группах.

1.Выбор технологии работы с мандалой.(Задание запечатано в конвертах. Представитель от группы выбирает конверт с заданием.)

Варианты технологий:

- раскрашивание цветными карандашами (мелкий узор)

- рисование пластилином (крупный или средний узор)

- рисование цветным песком (крупный узор)

- плетение мандалы ( цветные нитки)

-Прежде , чем вы приступите к работе, давайте повторим правила безопасности при работе с ножницами, цв. карандашами, пластилином.

-Составьте план работы самостоятельно.

2. Работа с мандалой. (работа ведётся под релакс. музыку)

По древним легендам, человек, приступающий к раскрашиванию мандалы, отправляется в путь.

Важнейшее правило при раскрашивании мандалы гласит: никаких правил!

Вы можете двигаться от края внутрь или начинать от центра по направлению наружу, идти по часовой стрелке или против, произвольно приступать сразу в нескольких местах.

Так же никто не обязан заполнять цветом все белые плоскости бумаги.

Обратите внимание на то, что вы чувствуете, закрашивая каждый сектор. Как вы относитесь к тому или иному цвету? Как воспринимается цвет потом, когда закрашены соседние участки? Какой цвет нравится больше, какой меньше? Какой совсем не нравится?

3.Обсуждение работ. Подведение итогов.

-Расскажи о своей работе.

-Объясни свой выбор цвета.

4.Рефлексия.

-Об искусстве каких религиозных культур мы сегодня говорили?

          Искусство в религиозной культуре

 

Заполните пропуски в кратком конспекте

Искусству придается особый религиозный смысл. Изображения Христа и святых в христианской культуре называются _________.

Ислам не рекомендует изображать людей и животных. Но большое развитие у мусульман получило искусство _________. Также у мусульман очень популярны сложные узоры и орнаменты, которые называются ____________.

Главная святыня иудеев - ________. Поэтому ее украшению уделяется много внимания. Также синагогу украшают светильники, главный из которых - ___________.

В буддизме важнейшую роль играют изображения Будды. Существует три вида: Будда_________, Будда ________________, Будда ____________________.

                 

  Вопросы для самооценивания

  Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что ________________________

•         Наиболее трудным мне показалось ________________________

•         Я думаю, это потому, что ________________________

•         Самым интересным было ________________________

•         Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________

•         Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее ________________________

•         Я бы хотел попросить своего учителя

 

 

 

 

Домашнее задание: учебник стр.34-37, отвечать на вопросы ,

-нарисовать и раскрасить арабеску

-«Сад камней» -сообщение или презентация

-«Чайная церемония» - сообщение или презентация                 задание по выбору                                                         - выполнение мандалы в другой технологии                        

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ