Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие коммуникативной компетенции
в начальной школе на уроках английскому языку

Задворнов  Георгий Алексеевич,
учитель английского языка
школы №337 Санкт-Петербурга

Одна из целей обучения иностранному языку учащихся начальной школы является   развитие способности у них к общению на иностранном языке на межкультурном уровне. Чтобы успешно реализовать поставленную цель обучения, в учебном процессе должны быть заложены  такие принципы, которые бы учитывали специфику данного предмета в начальной школе, психику учащихся начальных классов и психику речевых процессов.

Так  как обучение иностранному языку направлено на развитие способности  детей к общению,  в его основу  важно заложить коммуникативные умения: говорение, слушание, чтение и письмо на иностранном языке  (в определённых пределах).

Являясь сложным интегративным целым,  коммуникативная компетенция предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определённых  качеств личности: общительности, раскованности, желания  вступать в контакт, умения взаимодействовать в коллективе.

Речь идёт не о том, чтобы заниматься развитием детей в ущерб знаниям, а о том, чтобы способ усвоения знаний был специально направлен на развитие. Для этого важно, чтобы ребёнок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя комфортно, принимал активное участие в процессе учения. Важно, чтобы дети вместе с учителем творили урок.

Наиболее характерная черта периода жизни ребёнка с 7 до 10 лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Поэтому в этом периоде закладываются и формируются основы многих психических качеств личности. Особое внимание учителя должно быть направлено на выявление резервов развития младших школьников.

С точки зрения анатомо-физиологических особенностей в этом возрасте происходят изменения во всех органах и тканях тела, большая подвижность, энергично крепнут мышцы и связки, но в то же время большая утомляемость при выполнении письменных заданий. Хорошо снабжается кровью сердечная мышца и это показатель работоспособности. Увеличивается вес головного мозга. Изменяются взаимоотношения процессов возбуждения и торможения, склонность к непоседливости.

После первого класса еще не совсем угас заряд любознательности и новый предмет своей новизной и необычностью делает процесс обучения более привлекательным. В этом периоде идёт активная работа по развитию мышления на основе учебных ситуаций, которая складывается из действий разного типа.

В этих учебных ситуациях дети действуют на основе указаний учителя, а позднее путём саморегуляции. «Это я могу. Это мы проходили.»

Учебные действия разнородны по своему составу. Среди них  имеют большое  значения  действия,  позволяющие   выделить и изобразить  главные черты изучаемых  предметов   (моделирующие действия). Особенно интенсивно они формируются   во 2-3 классах.

В решении конкретно-практических задач у детей развиваются и формируются подлинно познавательные интересы. Такое стремление лежит в основе и способности учиться.

Возникновение и укрепление такого стремления существенно отражаются на общем круге интересов школьников 3-5 классов. Значительное время они уделяют не только играм, но и специальному чтению профильной литературы.

Таким образом, изменяется динамика отношения детей к учению. Развитие психики младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности - учения. Новые качества возникают и развиваются у младших школьников по мере формирования учебной деятельности, и ими являются произвольность, внутренний план действий и рефлексия. Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе.

 

На протяжении всего младшего возраста осуществляется развитие таких качеств психики, как восприятие, внимание, память, воображение и мышление.

Воспринимая предметы и явления, ребёнок учится анализировать и дифференцировать их, в связи с чем у него формируется такой вид деятельности, как наблюдение. Благодаря чему восприятие становится более целенаправленным. Большое внимание наблюдению, как виду развития целенаправленного, произвольного наблюдения уделено в работах психологов Л.В.Занкова и других.

Во 2-3 классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу - важное приобретение младшего школьного возраста.

Общее  направление развития внимания состоит в том, что от достижения цели, которую ставит учитель, ребёнок переходит к контролируемому решению задач, поставленных им самим.

Развитие внимания связано также связано с расширением объёма внимания и его концентрации на разных видах действий.

Школьная жизнь такова, что с самого начала требует от детей произвольного запоминания материала. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера самой задачи и от овладения приёмами и способами  запоминания и воспроизведения.

По мере формирования приёмов осмысленного запоминания и контроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях продуктивно-произвольной. Обе формы памяти  - произвольная и непроизвольная - претерпевают в младшем возрасте такие качественные изменения, благодаря которым устанавливаются и тесная взаимосвязь, и взаимопереходы. Важно научить детей пользоваться ими в соответствующих условиях.

Не всегда произвольное запоминание приводит к полноценному запоминанию материала. Такое усвоение может происходить и с помощью непроизвольной памяти, или она опирается на средства логического осмысления этого материала. Логическая обработка учебного материала может происходить очень легко и быстро, и со стороны кажется, что ребёнок просто впитывает в себя сведения, как губка. На самом деле этот процесс состоит из многих действий. Их запоминание предполагает особую выучку, без которой память школьника остается невооруженной и неорганизованной, то есть, «плохой памятью», когда школьники стремятся непосредственно запомнить то, что требует специального разбора, группировки и сопоставления. Формирование соответствующих приёмов работы с учебным текстом выступает как наиболее эффективный путь воспитания «хорошей памяти».

От 1 к 3 классу эффективность запоминания учащимися словесно выраженных сведений повышается быстрее, чем эффективность запоминания наглядных данных, что объясняется интенсивным формированием у детей приёмов осмысленного запоминания. Вместе с тем процесс запоминания основан на удержании в  памяти наглядных образов. Поэтому приёмы произвольного запоминания нужно формировать применительно к обоим видам у материала -словесному и наглядному.

Систематическая учебная деятельность помогает развивать у детей такую важную психическую способность как воображение. При сообщении школьникам сведений в виде описаний, картин и схем у них должны воссоздаваться образы действительности. Эти образы статичны, поскольку в них не представлены изменения и действия объектов.

В начале 2, а затем и 3 класса наблюдается и вторая стадия. Прежде всего увеличивается количество признаков и свойств  в  образах. Ученики 3 класса с  успехом могут представить многие промежуточные состояния, как прямо указанные, так и подразумевающиеся в тексте.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается на всех школьных занятиях путём формирования у детей указанного умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные , умения понимать условность некоторых объектов и их свойств.

Стремление младших школьников указать условие происхождения и построения каких-либо предметов - важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого (продуктивного) воображения.

В развитии мышления младших школьников также наблюдаются две основные стадии. Первая стадия совпадает с 1 и 2 классами.

Анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном плане. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Основным примером полноценного обогащения знаний является умение ребёнка привести конкретный пример. Эти особенности мышления младших школьников служат основой широкого применения  принципа наглядности в начальном обучении.

На основе систематической учебной деятельности к 3 классу изменяется характер младших школьников.

К 3 классу учащиеся овладевают рядо-видовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, то есть классификаций. Формирование классификации определённых предметов и явлений развивает у младших школьников новые сложные формы умственной деятельности, которая отличается от восприятия и становится относительно самостоятельным процессом работы над учебным материалом.

Но наряду с конкретно-образным мышлением нужно постепенно воспитывать и приёмы отвлеченного мышления, нацеленные на определённые признаки и сути предметов и явлений.

Более поздние Программы начальной школы направлены на учёт резервов в умственном развитии младших школьников.

Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. С раннего детства у ребёнка есть потребность в общении. И с возрастом эта потребность расширяется., обогащается словарь, усваивается фразеология, ребёнок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и т.д  Иными словами, дети овладевают языком через языковую деятельность. Здесь важно дать основные принципы, которые бы взаимодействовали с учётом всех психологических особенностей личности ребёнка.

1.   Обучать языку через развитие способности к общению;

2.    Создавать мотивацию каждого речевого действия при обучении общению;

3.   Активизировать действия учащихся для достижения практических                                                                                                             результатов и приводить их к их пониманию;

4.   Язык не только как средство общения, но и как средство приобщения к другой культуре;

5.   Осознанное владение языком;

6.   Учёт индивидуальных особенностей.

Поскольку ребёнок приобретает свой  жизненный опыт в игре, игровой деятельности, то и  развивать устную речь  следует в игровой деятельности.

Использование языковых (речевых) игр является одним из путей интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения   языком. Игра является инструментом  преподавания,  который  активизирует  мыслительную  деятельность обучаемых,  позволяет  сделать  учебный  предмет  привлекательным  и интересным,    оказывает  эмоциональное  воздействие на учащихся. Это мощный стимул  в овладении языком.

По мнению психологов (А.А.Леонтьев) мотивация, создаваемая  игрой (то есть игровая мотивация), должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Всё это вместе взятое составляет мотивацию учения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приёмы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала, в разнообразии выполняемых упражнений.

Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранным языкам   как коммуникации непременно в коллективной деятельности  с учётом личностно-межличностный связей: учитель - группа, учитель - ученик, ученик - группа, ученик - ученик. Групповая деятельность оказывает положительное влияние на личность.

Урок иностранного языка - это социальное явление, где классная аудитория - это определённая социальная среда, где учитель и ученик вступают в определённые взаимоотношения друг с другом.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых и языковых (речевых) игр.

Языковые игры способствуют активизации учащихся на занятиях, развивают их речевую инициативу.

Игровая форма работы даёт возможность повторять и закреплять усвоенные лексические единицы и типовые фразы,  разнообразить формы урока и поддерживать внимание учащихся на уроке. Новее игры должны проводиться методически грамотно. Для этого необходимо:

1)  одну и ту же игру повторить несколько раз;

2)  новую игру начинать учителю, а затем эту роль передать хорошо     подготовленному ученику;

3)  на младшем этапе приучать учащихся комментировать свои действия;

4)  придать игре характер соревнования, чтобы получить наибольший эффект;

5)  снабдить учащихся предметами и аксессуарами для игры.

Языковые игры можно поделить на:

-  фонетические игры;

-  лексические игры;

-  игры с фразами;

-  грамматические игры;

-  игры для обучения чтению;

-  аудитивные игры;

-  игры для обучения говорения;

-  смешанные игры;

-  коммуникативные игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.   Гальскова Н.Д., Чепцова Л.Б. Цели и содержание обучения говорению в      начальной школе (на материале Программы обучения ИЯ в начальной школе) ИЯШ № 3/94, стр. 4.

2.   Денисова  Л.Г.,   Соловцова   Э.В., Чепцова  Л.Б. Иностранный    язык   и      новая модель начальной школы. ИЯШ № 1/94, стр.24.

3.   Гальскова    Н.Д.,    Никитенко    Э.И.    Организация    учебного    процесса    по иностранному языку в начальной школе. ИЯШ № 1/94, стр.8.

4.   Лисе А.Н. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. ИЯШ № 1/94, стр.63.

5.   Рыбак Г.Ф. О некоторых приемах создания благоприятного психологического климата при обучении иностранному языку. ИЯШ № 1/92, стр. 26.

6.   Пассов   Е.И.   Коммуникативный   метод   обучения   иноязычному   говорению. Москва. Просвещение. 1991.

7.   Львов    М.Р.    Речь    младших   школьников    и    пути    её    развития.    Москва. Просвещение. 1975 (БУНК)

8.   Люблинская   А.А.   Учителю   о   психологии   младшего   школьника.    Москва. Просвещение. 1977. (БУНК)

9.   Петровский     А.В.     Возрастная     и     педагогическая     психология.     Москва. Просвещение. 1973.

10. Елухина    Н.В.    Устное    общение    на   уроке    и     средства    и    приёмы   его организации.    ИЯШ  №2/95, стр.4.

11. Катаева   Г.Г   Интенсификация   обучения   французскому   языку   при   помощи языковых игр. ИЯШ №6/95,  № 1,2,3/96.

12.  Абанина  Н.В.  Ролевые игры  на уроках  в  младших  классах  с  углублённым изучение немецкого языка. ИЯШ № 1/97, стр. 27.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ