Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методические рекомендации для преподавателя

Применение пузыря со льдом, грелки, постановка горчичников

Баннова Оксана Васильевна,
преподаватель профессионального модуля
СПб ГБПОУ "Медицинский техникум №2"

Цели занятия:
Методические:
Применение комплекса методов обучения:
  • воспроизводящие, тренировочные  упражнения;
  • проблемно-поисковые методы (решение задач);
  • частично-поисковые методы -  самостоятельная работа;
  • метод проблемного изложения – сочетание словесной информации с элементами проблемности;
  • индивидуальные имитационные методы (имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций).
Дидактические:
  1. Дальнейшее формирование знаний о простейших методах физиотерапии.
  2. Работа с алгоритмами (постановка грелки, пузыря со льдом, горчичников).
  3. Раскрытие роли медицинской сестры  при выполнении простейших методах физиотерапии.
  4. Работа с универсальными и стандартными мерами безопасности медицинского персонала при выполнении простейших методов физиотерапии.
  5. Формирование умений при выполнении простейших методов физиотерапии.
Воспитательные:
  1. Воспитание профессиональной аккуратности исполнительности, ответственности к порученному делу.
  2. Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:
  • умение осознавать ответственность за жизнь пациента;
  • умение анализировать свое поведение;
  • воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.
Развивающие:
  1. Формирование у студентов:
  • навыка анализа и синтеза изучаемого материала;
  • способности осуществлять внутрипредметные  связи;
  • способности применять межпредметные связи.
  1. Умение решать проблемные и ситуационные задачи.
  2. Развитие умений анализировать ошибки.
 
Профессиограмма занятия:
Студент должен знать:
1. Определения терминов, употребляемых при проведении процедур; ( Элемент ПК 4.8. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения; Элемент ПК 4.4. Консультировать пациентов и его окружение по вопросам ухода и самоухода)
2. Области тела, разрешаемые для выполнения процедур; (Элемент ПК 4.8. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения; Элемент ПК 4.4. Консультировать пациентов и его окружение по вопросам ухода и самоухода)
3. Осложнения, возникающие при неправильной технике проведения процедур; (Элемент ПК 4.8. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения; Элемент ПК 4.4. Консультировать пациентов и его окружение по вопросам ухода и самоухода)
Студент должен уметь:
1. Уточнить у пациента понимание порядка проведения процедуры; ( ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности)
2. Поставить горчичники; (ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.)
3. Применять грелку; (ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий)
4. Применять пузырь со льдом; (ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий)
 
Методические указания для преподавателя по этапам занятия

 
 
 
Ход занятия
Методическое обоснование
I Организационный момент:
·    приветствие;
·    отметка отсутствующих студентов, выяснение  причины;
·    проверка внешнего вида  студентов (соблюдение формы одежды);
·    проверка  готовности студентов к занятию (наличие дневников и тетрадей манипуляций).
·     организует и дисциплинирует студентов;
·     воспитывает актуальность, ответственность;
·     воспитывает  требовательность к себе;
  • самоконтроль.
II Мотивация занятия:
  • ознакомление с темой, планом, целью занятия;
  • обоснование значения данной темы занятия  в будущей практической деятельности
·    создает рабочую обстановку;
·    активизирует внимание студентов;
·    формирует познавательный интерес  к занятию.
III Актуализация опорных знаний.
Контроль исходного уровня знаний:
Фронтальный опрос по теме:  «Методы простейшей физиотерапии». (Приложение №1).
  • воспроизведение ранее изученного материала;
  • выявление уровня самостоятельного мышления.
IY Формирование новых знаний и умений:
План
  1. Поэтапное изложение нового материла
1. Методы простейшей физиотерапии.         (Приложение №2)
2. Применение грелки. Алгоритм манипуляции применение грелки. (Приложение №3).
3. Применение пузыря со льдом. Алгоритм манипуляции
применение пузыря со льдом. (Приложение №4).
4.Применение горчичников. Алгоритм манипуляции постановка горчичников.  (Приложение №5).
 
Студентам предлагается поэтапная запись плана в дневники.
Преподаватель, используя таблицы,  схемы
  • поэтапно излагает новый материал
  • информирует студентов о новых элементах знаний, умений
  • объясняет наиболее важные моменты
  • организует текущий контроль знаний для усвоения материала.
 
2) Демонстрация преподавателем манипуляции «Применение горчичников» на фантоме. «Применение грелки». «Применение пузыря со льдом».
 
3) Самостоятельная работа студентов:
Отработка манипуляций (согласно алгоритмам)
·       Применение горчичников.
  • Применение грелки.
  • Применение пузыря со льдом.
 
4) Закрепление темы:
  • Игра таинственный сундучок – дополни предложение и ответы к ним. Вставьте недостающий показатель. (Приложение № 6, 6а, 7, 7а).
 
5) Работа с методическими указаниями:
  • составление словаря терминов (Приложение №8) .
 
 
  • позволяет излагать новый материал в логической последовательности с разъяснением понятий и сути;
  • позволяет устанавливать связь нового материала с ранее изученным;
  • закрепляет знания по теме;
  • развивает зрительную  память;
  • развивает познавательный интерес у студентов;
  • подводит обучаемых к пониманию проблемы;
  • углубляет знания по теме;
  • формирует умения работать по набору правил;
  • воспитывает чувства ответственности и собственной ориентации по вопросу приоритета своего здоровья;
·     закрепляет использование здоровьесберегающих технологий в рабочем процессе.
 
·     Работа студентов малыми группами (по 2-3 человека):
- закрепляет навыки самостоятельной работы с алгорипмами;
-  активизирует интерес к занятию;
- побуждает к активной учебно-познавательной деятельности;
- совершенствует умение работать в коллективе.

 
 
Y
 
Текущий контроль знаний для оценки усвоения материала:
  • решение ситуационных задач;
(Приложение № 9, 9а)
 

 
 
  • проверка знаний
всей бригады;
  • выявляет умение применять полученные знания на практике;
  • определяет уровень профессионального мышления.
YI Подведение итогов занятия:
  • определяется достижение целей  занятия;
  • комментируются ошибки, положительные и отрицательные моменты в работе;
  • разрешаются возникшие вопросы;
  • выставляется поурочный балл. (Приложение №11).
Нацеливает студентов на использование знаний, умений и опыта, приобретенных на занятии в дальнейшей работе.
YII Задание к следующему занятию:
  1. Основы сестринского дела: практикум. /Под ред. Н.В. Широковой/ - М.: МОМК №2, 2009. Стр. 331-335,
349-350
  1. Закрепление пройденного материала
3. Заполнить таблицу "Применение пузыря со льдом, грелки, постановка горчичников" (Приложение №10)
4. составить алгоритм дезинфекции грелок и пузыря для льда
 
·       для расширения самообразования;
·       активизирует самоподготовку;
·       формирует принцип сознательности и активности.
 
Приложение №1 Фронтальный опрос
1.      Понятие простейшей физиотерапии.
2.      Применение горчичников: показания и противопоказания.
3.      Применение грелки: показания и противопоказания.
4.      Использование пузыря со льдом: показания и противопоказания.
Приложение №2
Методы простейший физиотерапии.
            Еще в глубокой древности люди исцеляли страждущих природными явлениями. Однако лишь развитие естественных наук послужило основой научной физиотерапии. Большое значение в этой области имели работы выдающихся отечественных физиологов и клиницистов: И.М. Сеченова, И.П. Павлова, П.К. Анохина, С.П. Боткина, Г.А. Захарьина.
Физиотерапией (гр. physis - природа и therapeia - лечение) называют целенаправленное воздействие на организм человека с лечебной целью различными природными физическими факторами: водой, теплом, холодом, светом, электричеством, электромагнитным полем, ультразвуком и др.
            Известно, что при раздражении кожных покровов возникают определенные функциональные изменения в органах и тканях - изменения сосудистого тонуса, секреторной и моторной активности, метаболизма клеток. Нередко возникают и общие реакции, выражающиеся в улучшении сна, аппетита, настроения. Подобное воздействие на кожные покровы с целью изменения функционального состояния органов и систем организма получило название сегментарно-рефлекторная терапия.
            Процедуры тепла и холода оказывают общее и местное действие на организм человека.
Тепловое воздействие:
·                    повышает температуру тканей при местном применении;
·                    усиливает приток крови к пораженному участку, вызывая улучшение кровоснажнения/лимфообращения определенной области тела человека и уменьшая застой крови внутренних органов;
·                    стимулирует интенсивность обменных процессов.
Тепловые процедуры могут вызвать и неблагоприятный эффект:
·                    местно - ожоги, отеки;
·                    системно - предобморочное состояние, обморок (отток крови от головы, внутренних органов к периферии).
Применение холода:
·                    уменьшает интенсивность кровообращения и замедление метаболизма;
·                    вызывает сужение кровеносных сосудов;
замедляет бактериальную активность при угрозе инфицирования;
способствует ослаблению застойных явлений;
·                    понижает температуру тела;
·                    дает временный анестезирующий эффект.
Местное применение холода изменяет болевую чувствительность - блокирует или замедляет проведение нервных импульсов, а также усиливает мышечный спазм вследствие снижения нервно-мышечной проводимости. Длительное воздействие холода приводит к нарушению кровообращения (лимфообращения), повреждению тканей из-за дефицита кислорода.
Применение горчичников, грелки, пузыря со льдом, компрессов. Эффект физиотерапевтических процедур обусловлен их рефлекторным воздействием на рецепторы кожи.
Приложение №3
Применение грелки
            Грелка (сухое тепло) вызывает рефлекторное расслабление гладкой мускулатуры, усиление кровенаполнения внутренних органов, оказывает болеутоляющее и рассасывающее действие. Следует помнить, что эффект от применения грелки зависит не столько от температуры грелки, сколько от продолжительности воздействия. В стационаре используют стандартные грелки, электрические запрещены.
Алгоритм манипуляции применение грелки
            Цель: лечебная (согревание, снижение боли, стимуляция рассасывающего действия при воспалительных процессах).
            Механизм действия: рефлекторное расслабление гладкой мускулатуры, стимуляция кровенаполнения внутренних органов (локальное расширение сосудов).
            Показания: местные воспалительные процессы кожи, подкожной клетчатки и суставов; озноб; переохлаждение; хронические воспалительные процессы в брюшной полости (хронический гастрит и др.) по назначению врача.
            Противопоказания: острые воспалительные процессы и боли в брюшной полости (острый аппендицит, холецистит, панкреатит, перитонит и др.); опухоли; внутренние кровотечения; ушибы в первые часы; инфицированные раны; высокая лихорадка; маститы, тромбофлебиты; нарушение целостности кожных покровов.
            Оснащение:
· грелка резиновая 1,5—2 л;
· вода — 60—70°С,
· полотенце,
· ёмкость с дезинфицирующим раствором,
 · две салфетки для дезинфекции грелки,
· термометр для измерения температуры воды.
            Возможные проблемы пациента: риск возникновения ожогов в связи с пониженной чувствительностью кожи у тяжелобольных или в связи с ее отсутствием; пигментация кожи в связи с частым применением грелки на одно и то же место; сильное жжение в области соприкосновения кожи с грелкой.
I. Подготовка к процедуре:
1. Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие.
2. Подготовить необходимое оснащение. Вымыть и осушить руки.
II. Выполнение процедуры:
3. Налить горячую (60-70°С) воду в грелку на 2/3 ее объема приготовленную в кувшине воду. Выпустить воздух сжатием верхней трети грелки, завинтите пробку.
4. Опрокинуть грелку пробкой вниз, вытереть грелку насухо.
5. Завернуть грелку в полотенце.
6. Приложить грелку к нужной области тела на 15-20 минут (при длительном применении по назначению врача делать 10—15 минутные перерывы, меняя воду).
7. Снять грелку.
8. Осмотреть кожу пациента в области соприкосновения с грелкой.
9. Спросить пациента о его самочувствии. Удовлетвориться, что он чувствует себя нормально.
III. Окончание процедуры:
10. Вылить воду из грелки. Продезинфицировать грелку.
11. Вымыть и осушить руки.
12. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.
Приложение №4
Применения пузыря со льдом
            Сухой холод используют местно на поверхность тела посредством прикладывания пузыря со льдом или разового охлаждающего пакета. В целях охлаждения используют измельченный лед при заполнении пузыря или охлаждающий пакет с химическими реагентами. На охлаждающий пакет воздействуют механическим путем (удар, сдавливание) с целью активизации компонентов химической реакции и возникновению холодового эффекта.
Алгоритм манипуляции применения пузыря со льдом
            Цель: лечебная (охлаждение, уменьшение кровотечения, снижение боли, отечности тканей).
            Механизм действия: холод способствует сужению кровеносных сосудов кожи и подлежащих органов, снижает чувствительность нервных рецепторов. Оказывает болеутоляющее, кровоостанавливающее, противовоспалительное действие.
            Показания: кровотечения внутренние; острые воспалительные процессы в брюшной полости; ушибы (первые сутки); высокая лихорадка (второй период); укусы насекомых; мастит; послеоперационный период; сотрясение мозга.
            Противопоказания: хронические воспалительные процессы; заболевания кожи.    Оснащение:
· пузырь для льда, предварительно проверенный на целостность,
· лед кусочками,
· воду (14—16°С),
· полотенце (пеленка),
· ёмкость с дезинфицирующим раствором,
· салфетки.
Возможные проблемы пациента: чрезмерное переохлаждение; риск отморожения в связи с длительным воздействием холода на кожу; непереносимость холода. Обязательное условие: организация постоянного контроля процедуры.
ЗАПОМНИТЕ! При применении пузыря для льда, замороженного в морозильной камере, может возникнуть отморожение участка тела.
I. Подготовка к процедуре:
1. Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие.
2. Подготовить необходимое оснащение. Вымыть и осушить руки.
II. Выполнение процедуры:
3. Заполнить пузырь для льда мелкими кусочками льда до половины, залить их холодной водой.
4. Положить пузырь на горизонтальную поверхность, завинтить пробку.
5. Завернуть пузырь в полотенце (пеленку).
6. Приложите на нужный участок тела (область головы на 5 минут (с интервалом 5 минут), на область брюшины на 15-20 минут с интервалом 30 минут).
7. По мере таяния льда сливать воду и добавлять кусочки льда.
8. Запишите время постановки пузыря со льдом (общее время воздействия не должно превышать 2 часов с учетом интервалов).
9. По окончании процедуры воду из пузыря слить.
10. Спросить пациента о самочувствии.
III. Окончание процедуры:
11. Продезинфицировать пузырь, затем обмыть его водой и высушить. Хранить пузырь следует в сухом виде с открытой крышкой.
12. Вымыть и осушить руки.
13. Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации
Приложение №5
Применение горчичников.
            Применение порошка горчицы основано на том, что выделяющееся при соприкосновении с водой эфирное (аллиловое) масло, вызывая раздражение рецепторов кожи и ее гиперемию, приводить к рефлекторному расширению кровеносных сосудов внутренних органов. За счет этого достигается болеутоляющий эффект, ускоряется рассасывание некоторых воспалительных процессов.
            Второе составляющее горчицы - фитонциды. Под влиянием воды они выделяются из фермента мирозина. Эфирное масло и фитонциды являются целительными свойствами горчицы.
            Нужно предупредить пациента, что гиперемия и болезненность кожи там, где были горчичники, могут держаться несколько часов, даже дней. После частого применения горчичников иногда появляется пигментация кожи.
            Показания к использованию горчичников определяет врач. Часто они применяются без консультации врача, поэтому нужно знать о противопоказаниях, казалось бы, безвредной процедуры.
            ЗАПОМНИТЕ! Нельзя ставить горчичники при заболеваниях кожи, высокой температуре (выше 38°С), легочном кровотечении, резком снижении или отсутствии кожной чувствительности, злокачественных образованиях.
Алгоритм манипуляции постановка горчичников
            Цель: лечебная (отвлекающий, болеутоляющий эффект, стимуляция рассасывающего действия при воспалительных процессах).
            Механизм воздействия горчицы: проникая в кожу пациента, эфирное горчичное масло раздражает ее и расширяет кожные кровеносные сосуды, приводит к рефлекторному расширению кровеносных сосудов внутренних органов.
            Показания: при болях, острых воспалительных процессах органов дыхания: пневмонии, бронхиты, плевриты. Заболевания мышц, нервной системы, невралгии, невриты, остеохондроз, гипертонический криз, при болях в сердце.
            Места постановки горчичников:
1.      Бронхиты, пневмонии в стадии рассасывания – на грудную клетку спереди и сзади.
2.      При гипертоническом кризе – на воротниковую зону и икроножные мышцы.
3.      При болях в сердце – на область сердца.
Избегать: область сосков, молочных желез, позвоночника и родимых пятен.
            Противопоказания: кровотечения; заболевания кожи; опухоли различной этиологии; аллергические реакции на эфирные масла; нарушение целостности кожных покровов; гипертермия; туберкулез легких.
            Оснащение:
·                    горчичники (перед применением следует проверить качество горчичников, срок годности; пригодный горчичник имеет острый запах горчичного масла и не осыпается).
·                    лоток с водой температурой 40-45°С,
·                    лоток для отработанного материала,
·                    полотенце,
·                    марлевы салфетки,
·                    термометр для измерения температуры воды,
·                    часы.
            Возможные проблемы пациента: ожог кожи; ощущение сильного жжения во время процедуры.
I.                   Подготовка к процедуре:
1 Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие.
2. Вымыть руки.
3. Осмотреть кожные покровы пациента на месте постановки горчичников (отсутствие повреждений, гнойничков, сыпи). Уточнить отсутствие аллергии на горчицу.
4. Проверить пригодность горчичников: срок годности поставлен на каждом 10-м горчичнике, горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь специфический (резкий) запах. При использовании горчичников, сделанных по другим технологиям (например, пакетированная горчица), проверить срок годности на упаковке. Подготовить необходимое оснащение.
II. Выполнение процедуры:
5. Помочь пациенту снять рубашку, лечь на живот (при постановке горчичников на спину). Попросить его охватить руками подушку, а голову повернуть набок.
6. Положить салфетку на место постановки горчичников.
7. Измерить температуру воды для смачивания горчичников (40—45°С).
При более низкой температуре эфирное масло не выделяется, а при более высокой — разрушается.
8. Смочить горчичники в воде в течение 5 секунд каждый, стряхните и приложите на нужный участок кожи горчицей вниз на салфетку; сверху положите полотенце.
9. Укрыть пациента одеялом.
10. Через 2-3 минуты уточнить ощущение пациента.
11. Держать горчичники 10—15 минут.
12. Снять горчичники при появлении стойкой гиперемии через 10-15 минут или раньше в случае нестерпимого жжения и поместить их в лоток для использованных материалов.
13. Протереть кожу пациента влажной теплой марлевой салфеткой.
14. Вытереть кожу насухо полотенцем. Помочь пациенту надеть рубашку, укрыть его одеялом и предупредить, чтобы он оставался в постели еще не менее 20-30 минут.
15. Спросить самочувствие пациента.
III. Окончание процедуры:
16. Выбросить горчичники. Вымыть и осушить руки.
17. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в медицинской документации.
ЗАПОМНИТЕ! При более длительном воздействии горчичников возможен ожог кожи с образованием пузырей.
Приложение № 6
Дополните предложение
1. При повышении АД горчичника ставят на голову в область - ___________________ и на область ___________ мышц.
2. При боли в сердце медицинская сестра ставит горчичники на область __________ .
3. При воспалительных состояниях верхних дыхательных путей горчичники ставят в области грудной клетки ___________ и на область ____________ мышц.
4. Длительное воздействие холода при применении пузыря со льдом может вызвать ______________ организма.
5. Гипертония, острое кровотечение – показания для постановки __________________.
6. Переохлаждение, озноб, почечная колика – показания для применения __________.
Приложение № 7
Вставьте недостающий показатель
  1. Температура воды для постановки горчичников _____ °C.
  2. Грелку заполняют на _____ объема.
  3. Температура воды для заполнения грелки _____°C.
  4. Пузырь со льдом прикладывают к поверхности тела пациента на _____ минут с интервалами на ____ минут.
Приложение № 8
Термины
Анемия – малокровие.
Анестезия – обезболивание,  отсутствие чувствительности.
Антикоагулянты – препараты, препятствующие свертыванию крови.
Аппендицит – воспаление аппендикулярного отростка.
Аппликация – наложение на поверхность тела источников физического воздействия.
Бронхит – воспаление бронхов.
Гемостаз – остановка кровотока.
Колика – острая, приступообразная боль.
Метаболизм – обмен веществ в организме.
Пневмония – воспаление легких.
Радикулит – воспаление нервных корешков в области поясницы.
Стенокардия – сжимающие боли в области сердца..
Физиотерапия – целенаправленное воздействие на организм различными природными физическими факторами.
Приложение № 9
Проблемно-ситуационные задачи
Задача №1.
Вы - медицинская сестра терапевтического отделения.
Пациент с заболевание легких жалуется на ощущение холода, дрожи во всем теле, слабость, головную боль. Болеет вторые сутки. Объективно: температура - 38°C. Определите проблему пациента. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляций.
Задача №2.
Вы  - медицинская урологического отделения.
Пациент К. жалуется на почечную колику. Определите приоритетную проблему. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляций.
Задача №3.
Вы – медицинская сестра хирургического отделения.
Пациенту З. после операции на органах брюшной полости назначили физиотерапевтическую процедуру, чтобы избежать внутреннего кровотечения. Какую физиотерапевтическую процедуру назначили этому пациенту. Обоснуйте ответ. Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляций.
Задача №4.
Вы – медицинская сестра кардиологического отделения.
У пациента С. Начался приступ стенокардии. Какую физиотерапевтическую процедуру можно провести этому пациенту. Определите проблему пациента. Обоснуйте ответ (место постановки). Показания и противопоказания при этой процедуре. Проведите алгоритм манипуляции.
Приложение № 6а
Ответы на задание «Дополните предложение»
1. затылка, икроножных
2. сердце
3. спереди, икроножных
4. переохлаждение
5. пузыря со льдом
6. грелки
Приложение № 7а
Ответы на задание «Вставьте недостающий показатель».
1.                  40-45°C
2.                  2/3
3.                  60-70°C
4.                  20-30 мин 10-15
Приложение № 9а
Ответы на задачи
Задача №1.
Проблема пациента: озноб. Это первый период лихорадки. В этот период лихорадки пациенту можно поставить грелку.
Задача №2.
Проблема пациента: боль в поясничной области. Пациента с этой проблемой можно поставить грелку на область поясницы.
Задача №3.
Пациенту с кровотечением можно положить на брюшную полость пузырь со льдом.
Задача №4.
Проблема пациента: боли в области сердца. Пациенту можно поставить горчичники на область сердца.
Приложение №10
Домашнее задание "Заполни таблицу"
Наименование Показания Противопоказания воды Время постановки Механизм действия
Грелка          
Пузырь для льда          
Горчичники          
Приложение №11
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
 
ФИО студента
Внешний вид Наличие домашнего задания
 
Фронтальный
опрос
Самостоятельная работа Решение ситуационных задач
1.          
2.          
3.          
4.          
5.          
6.          
7.          
8.          
9.          
10.          
 
 
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ