Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использование логико-смысловых моделей
при обучении математике

Малышева Ольга Алексеевна,
заслуженный учитель РФ,
преподаватель математики
Колледжа туризма и гостиничного сервиса

Санкт-Петербурга
 
Педагогическая наука сегодня дает возможность преподавателю выбирать из множества различных технологий - очень разных, позволяющих решать самые разные задачи, ставить и достигать сложнейшие цели. Когда я познакомилась с дидактической многомерной технологией и с ее инструментом –логико –смысловой моделью, то поняла, что это именно тот инструмент, который поможет мне решить проблему, которая долгое время не дает покоя. Я понимала всегда, что нахожусь со своими студентами в неравном положении: мне понятно, что мы изучаем сегодня, что будет завтра и дальше, а дети просто верят на слово, что так надо, не всегда понимая почему. Можно сказать, что  идут по плохо освещенной дороге. Конечно, пытаясь «подсветить», составляла для них план изучения темы, рисовала схемы. Следуя опыту Шаталова В.Ф., составляли опорные конспекты.
Новая технология – технология дидактических многомерных инструментов (ДМИ), разработана Штейнбергом Валерием Эмануиловичем.
 Штейнберг Валерий Эмануилович -  доктор педагогических наук, кандидат технических наук, заслуженный изобретатель Республики Башкортостан, профессор Башкирского государственного педагогического университета.
Технология ДМИ привлекает тем, что имеет фундаментальную научную основу – психологическую, физиологическую, историческую [1]. Инструментом технологии дидактических многомерных инструментов является ЛСМ – логико-смысловая модель.
Возможности технологии дидактических многомерных инструментов:
получить целостное представление об изучаемом объекте;
–осуществить связь между темами курса;
– разложить  общие понятия на частные, установив при этом между ними связи и закономерности;
–обучать структурированию знаний и логике;
–организовать самостоятельную работу учащегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания;
–обеспечить обучаемым психологический комфорт;
– сформировать новый взгляд на учебный предмет, на предметный курс, на жизнь в целом;
– технологизировать деятельность учителя и учащегося.
Основой  конструкции логико-смысловой модели является опорно-узловая система координат кругового типа с помещёнными на ней ключевыми элементами содержания учебного материала на естественном языке. В такой системе координат можно представить любую тему по любому учебному предмету; можно разложить содержание каждой координаты и каждого узла любой координаты, и поэтому она многофункциональна.
         Разработчики рекомендуют  действовать по следующему плану:
  1. выбрать “каркас”  - восемь лучей, исходящих из центра;
  2. определить круг изучаемых вопросов - тему, раздел знаний;
  3. разбить тему на подтемы, т.е. сформировать смысловые группы;
  4. сформулировать названия смысловых групп, расставить смысловые группы – координаты;
  5. провести смысловую разбивку знаний в  группе;
  6.  сформулировать названия опорных узлов и расставить их на координатных лучах;
  7.  выявить смысловые связи между объектами знаний.
 
Активно разрабатывая разные ЛСМ,  я использую их на различных этапах обучения:  первичном знакомстве с новым материалом, при его закреплении, при обобщении и систематизации знаний, их коррекции и контроле. Не могу не отметить, что такие модели выполняют не только образовательные, но и воспитательные функции в обучении. ЛСМ имеет в составе межпредметные знания, сведения из истории, прикладное значение знаний для человека, общества, природы; отражение знаний в культуре, искусстве, показывая логику рассуждения, устраняет  познавательные затруднения  студентов, облегчает  процесс понимания учебного материала,  максимально развивает  интеллектуальные способности.
На сегодня готовы и работают логико-смысловые модели:
  1. «Портрет школьной геометрии» – необходим при повторении школьного материала
  2. «Математика» – представлены материалы, изучаемые студентами на 1 курсе
  3. «Стереометрия» -  обобщённое представление знаний раздела
  4. «Тригонометрия» -  обобщённое представление знаний раздела
  5. «Начала математического анализа. Дифференциальное исчисление» -  обобщённое представление знаний раздела
  6. «Логарифмы» - обобщённое представление знаний раздела
  7. «Уравнения, неравенства, системы» - очень эффективна при подготовке к экзамену, представляет собой развернутые координаты соответствующих ЛСМ.
(Логико – смысловые модели обладают свойством фрактальности - самоподобия. Это свойство и порождает их широчайшие возможности).
 
Узко направленные:
  1. «Функция у = sinx» – по аналогии с ней студенты пробуют свои силы, проектируют ЛСМ   «Функция y = cosx»
  2. «Показательные уравнения, неравенства, системы»
  3. «Логарифмические уравнения, неравенства, системы»
  4. « Тригонометрические уравнения» - используется, кроме аудиторной работы, для организации самостоятельной работы студентов, развернута одна из координат ЛСМ «Тригонометрия»
В логико-смысловом моделировании меня привлекают неограниченные возможности использования: одну модель можно использовать на разных этапах изучения курса, на разных этапах занятия, с различными целями: формирование представления, изучения[3], опроса, контроля.
В планах – обучать студентов проектировать ЛСМ, т. к. сегодня все модели разрабатываю, в основном,  сама. Только в конце года у некоторых ребят появляется основа и желание такую работу выполнять.
В интернете можно найти много ЛСМ по различным дисциплинам. Смотрю, изучаю, что-то беру на вооружение, но удобнее мне работать со своими: они учитывают все особенности моей деятельности (программу, учебный план, уровень подготовки студентов, их математические способности, склонности к изучению математики). Есть материалы, подробно описывающие методику работы с ЛСМ, например, статья «Логико-смысловая модель как инструмент дидактической многомерной технологии на уроках химии»[4].
Я строю ЛСМ примитивно, получается рутинная работа. Ученые предлагают компьютеризировать процесс. Например, предлагается программное средство «Редактор ЛСМ», позволяющее освоить методику визуализации учебной информации с помощью ЛСМ (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) [2].
Для эффективного применения технологии ДМИ преподавателю необходимо более глубоко изучить вопрос, уметь ранжировать - расставлять и упорядочивать - материал, заглянуть в “приграничные” области, в область смежных наук, представить стоящих за научным знанием учёных, показать практические приложения изучаемого материала, раскрыть воспитательный потенциал учебного предмета. Это очень интересно преподавателю и, конечно, помогает учиться студентам!
Источники информации:
  1. Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Этнокультурные основания современных дидактических инструментов // Известия Академии педагогических и социальных наук – 2004. -№ 4. – С. 242-247.
  2. Кулак Д.В., Неудахина Н.А. Применение ЛСМ в обучении//Ползуновский альманах №3 2009,т.2, стр.184-188.
  3. Штейнберг, В. Э. Технологические основы педагогической профессии: учебно-методическое пособие. – Уфа: БГПУ-УрОРАО-АПСН, 2002.-80 с.
  4.  Логико-смысловая модель как инструмент дидактической многомерной технологии на уроках химии».
 
 
 Использование логико-смысловых моделей при обучении математике
Малышева Ольга Алексеевна, заслуженный учитель РФ, преподаватель математики Колледжа туризма и гостиничного сервиса
Санкт-Петербурга, 2016
 
Педагогическая наука сегодня дает возможность преподавателю выбирать из множества различных технологий - очень разных, позволяющих решать самые разные задачи, ставить и достигать сложнейшие цели. Когда я познакомилась с дидактической многомерной технологией и с ее инструментом –логико –смысловой моделью, то поняла, что это именно тот инструмент, который поможет мне решить проблему, которая долгое время не дает покоя. Я понимала всегда, что нахожусь со своими студентами в неравном положении: мне понятно, что мы изучаем сегодня, что будет завтра и дальше, а дети просто верят на слово, что так надо, не всегда понимая почему. Можно сказать, что  идут по плохо освещенной дороге. Конечно, пытаясь «подсветить», составляла для них план изучения темы, рисовала схемы. Следуя опыту Шаталова В.Ф., составляли опорные конспекты.
Новая технология – технология дидактических многомерных инструментов (ДМИ), разработана Штейнбергом Валерием Эмануиловичем.
 Штейнберг Валерий Эмануилович -  доктор педагогических наук, кандидат технических наук, заслуженный изобретатель Республики Башкортостан, профессор Башкирского государственного педагогического университета.
Технология ДМИ привлекает тем, что имеет фундаментальную научную основу – психологическую, физиологическую, историческую [1]. Инструментом технологии дидактических многомерных инструментов является ЛСМ – логико-смысловая модель.
Возможности технологии дидактических многомерных инструментов:
получить целостное представление об изучаемом объекте;
–осуществить связь между темами курса;
– разложить  общие понятия на частные, установив при этом между ними связи и закономерности;
–обучать структурированию знаний и логике;
–организовать самостоятельную работу учащегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания;
–обеспечить обучаемым психологический комфорт;
– сформировать новый взгляд на учебный предмет, на предметный курс, на жизнь в целом;
– технологизировать деятельность учителя и учащегося.
Основой  конструкции логико-смысловой модели является опорно-узловая система координат кругового типа с помещёнными на ней ключевыми элементами содержания учебного материала на естественном языке. В такой системе координат можно представить любую тему по любому учебному предмету; можно разложить содержание каждой координаты и каждого узла любой координаты, и поэтому она многофункциональна.
         Разработчики рекомендуют  действовать по следующему плану:
  1. выбрать “каркас”  - восемь лучей, исходящих из центра;
  2. определить круг изучаемых вопросов - тему, раздел знаний;
  3. разбить тему на подтемы, т.е. сформировать смысловые группы;
  4. сформулировать названия смысловых групп, расставить смысловые группы – координаты;
  5. провести смысловую разбивку знаний в  группе;
  6.  сформулировать названия опорных узлов и расставить их на координатных лучах;
  7.  выявить смысловые связи между объектами знаний.
 
Активно разрабатывая разные ЛСМ,  я использую их на различных этапах обучения:  первичном знакомстве с новым материалом, при его закреплении, при обобщении и систематизации знаний, их коррекции и контроле. Не могу не отметить, что такие модели выполняют не только образовательные, но и воспитательные функции в обучении. ЛСМ имеет в составе межпредметные знания, сведения из истории, прикладное значение знаний для человека, общества, природы; отражение знаний в культуре, искусстве, показывая логику рассуждения, устраняет  познавательные затруднения  студентов, облегчает  процесс понимания учебного материала,  максимально развивает  интеллектуальные способности.
На сегодня готовы и работают логико-смысловые модели:
  1. «Портрет школьной геометрии» – необходим при повторении школьного материала
  2. «Математика» – представлены материалы, изучаемые студентами на 1 курсе
  3. «Стереометрия» -  обобщённое представление знаний раздела
  4. «Тригонометрия» -  обобщённое представление знаний раздела
  5. «Начала математического анализа. Дифференциальное исчисление» -  обобщённое представление знаний раздела
  6. «Логарифмы» - обобщённое представление знаний раздела
  7. «Уравнения, неравенства, системы» - очень эффективна при подготовке к экзамену, представляет собой развернутые координаты соответствующих ЛСМ.
(Логико – смысловые модели обладают свойством фрактальности - самоподобия. Это свойство и порождает их широчайшие возможности).
 
Узко направленные:
  1. «Функция у = sinx» – по аналогии с ней студенты пробуют свои силы, проектируют ЛСМ   «Функция y = cosx»
  2. «Показательные уравнения, неравенства, системы»
  3. «Логарифмические уравнения, неравенства, системы»
  4. « Тригонометрические уравнения» - используется, кроме аудиторной работы, для организации самостоятельной работы студентов, развернута одна из координат ЛСМ «Тригонометрия»
В логико-смысловом моделировании меня привлекают неограниченные возможности использования: одну модель можно использовать на разных этапах изучения курса, на разных этапах занятия, с различными целями: формирование представления, изучения[3], опроса, контроля.
В планах – обучать студентов проектировать ЛСМ, т. к. сегодня все модели разрабатываю, в основном,  сама. Только в конце года у некоторых ребят появляется основа и желание такую работу выполнять.
В интернете можно найти много ЛСМ по различным дисциплинам. Смотрю, изучаю, что-то беру на вооружение, но удобнее мне работать со своими: они учитывают все особенности моей деятельности (программу, учебный план, уровень подготовки студентов, их математические способности, склонности к изучению математики). Есть материалы, подробно описывающие методику работы с ЛСМ, например, статья «Логико-смысловая модель как инструмент дидактической многомерной технологии на уроках химии»[4].
Я строю ЛСМ примитивно, получается рутинная работа. Ученые предлагают компьютеризировать процесс. Например, предлагается программное средство «Редактор ЛСМ», позволяющее освоить методику визуализации учебной информации с помощью ЛСМ (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) [2].
Для эффективного применения технологии ДМИ преподавателю необходимо более глубоко изучить вопрос, уметь ранжировать - расставлять и упорядочивать - материал, заглянуть в “приграничные” области, в область смежных наук, представить стоящих за научным знанием учёных, показать практические приложения изучаемого материала, раскрыть воспитательный потенциал учебного предмета. Это очень интересно преподавателю и, конечно, помогает учиться студентам!
Источники информации:
  1. Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Этнокультурные основания современных дидактических инструментов // Известия Академии педагогических и социальных наук – 2004. -№ 4. – С. 242-247.
  2. Кулак Д.В., Неудахина Н.А. Применение ЛСМ в обучении//Ползуновский альманах №3 2009,т.2, стр.184-188.
  3. Штейнберг, В. Э. Технологические основы педагогической профессии: учебно-методическое пособие. – Уфа: БГПУ-УрОРАО-АПСН, 2002.-80 с.
  4.  Логико-смысловая модель как инструмент дидактической многомерной технологии на уроках химии».
 
 
 Использование логико-смысловых моделей при обучении математике
Малышева Ольга Алексеевна, заслуженный учитель РФ, преподаватель математики Колледжа туризма и гостиничного сервиса
Санкт-Петербурга, 2016
 
Педагогическая наука сегодня дает возможность преподавателю выбирать из множества различных технологий - очень разных, позволяющих решать самые разные задачи, ставить и достигать сложнейшие цели. Когда я познакомилась с дидактической многомерной технологией и с ее инструментом –логико –смысловой моделью, то поняла, что это именно тот инструмент, который поможет мне решить проблему, которая долгое время не дает покоя. Я понимала всегда, что нахожусь со своими студентами в неравном положении: мне понятно, что мы изучаем сегодня, что будет завтра и дальше, а дети просто верят на слово, что так надо, не всегда понимая почему. Можно сказать, что  идут по плохо освещенной дороге. Конечно, пытаясь «подсветить», составляла для них план изучения темы, рисовала схемы. Следуя опыту Шаталова В.Ф., составляли опорные конспекты.
Новая технология – технология дидактических многомерных инструментов (ДМИ), разработана Штейнбергом Валерием Эмануиловичем.
 Штейнберг Валерий Эмануилович -  доктор педагогических наук, кандидат технических наук, заслуженный изобретатель Республики Башкортостан, профессор Башкирского государственного педагогического университета.
Технология ДМИ привлекает тем, что имеет фундаментальную научную основу – психологическую, физиологическую, историческую [1]. Инструментом технологии дидактических многомерных инструментов является ЛСМ – логико-смысловая модель.
Возможности технологии дидактических многомерных инструментов:
получить целостное представление об изучаемом объекте;
–осуществить связь между темами курса;
– разложить  общие понятия на частные, установив при этом между ними связи и закономерности;
–обучать структурированию знаний и логике;
–организовать самостоятельную работу учащегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания;
–обеспечить обучаемым психологический комфорт;
– сформировать новый взгляд на учебный предмет, на предметный курс, на жизнь в целом;
– технологизировать деятельность учителя и учащегося.
Основой  конструкции логико-смысловой модели является опорно-узловая система координат кругового типа с помещёнными на ней ключевыми элементами содержания учебного материала на естественном языке. В такой системе координат можно представить любую тему по любому учебному предмету; можно разложить содержание каждой координаты и каждого узла любой координаты, и поэтому она многофункциональна.
         Разработчики рекомендуют  действовать по следующему плану:
  1. выбрать “каркас”  - восемь лучей, исходящих из центра;
  2. определить круг изучаемых вопросов - тему, раздел знаний;
  3. разбить тему на подтемы, т.е. сформировать смысловые группы;
  4. сформулировать названия смысловых групп, расставить смысловые группы – координаты;
  5. провести смысловую разбивку знаний в  группе;
  6.  сформулировать названия опорных узлов и расставить их на координатных лучах;
  7.  выявить смысловые связи между объектами знаний.
 
Активно разрабатывая разные ЛСМ,  я использую их на различных этапах обучения:  первичном знакомстве с новым материалом, при его закреплении, при обобщении и систематизации знаний, их коррекции и контроле. Не могу не отметить, что такие модели выполняют не только образовательные, но и воспитательные функции в обучении. ЛСМ имеет в составе межпредметные знания, сведения из истории, прикладное значение знаний для человека, общества, природы; отражение знаний в культуре, искусстве, показывая логику рассуждения, устраняет  познавательные затруднения  студентов, облегчает  процесс понимания учебного материала,  максимально развивает  интеллектуальные способности.
На сегодня готовы и работают логико-смысловые модели:
  1. «Портрет школьной геометрии» – необходим при повторении школьного материала
  2. «Математика» – представлены материалы, изучаемые студентами на 1 курсе
  3. «Стереометрия» -  обобщённое представление знаний раздела
  4. «Тригонометрия» -  обобщённое представление знаний раздела
  5. «Начала математического анализа. Дифференциальное исчисление» -  обобщённое представление знаний раздела
  6. «Логарифмы» - обобщённое представление знаний раздела
  7. «Уравнения, неравенства, системы» - очень эффективна при подготовке к экзамену, представляет собой развернутые координаты соответствующих ЛСМ.
(Логико – смысловые модели обладают свойством фрактальности - самоподобия. Это свойство и порождает их широчайшие возможности).
 
Узко направленные:
  1. «Функция у = sinx» – по аналогии с ней студенты пробуют свои силы, проектируют ЛСМ   «Функция y = cosx»
  2. «Показательные уравнения, неравенства, системы»
  3. «Логарифмические уравнения, неравенства, системы»
  4. « Тригонометрические уравнения» - используется, кроме аудиторной работы, для организации самостоятельной работы студентов, развернута одна из координат ЛСМ «Тригонометрия»
В логико-смысловом моделировании меня привлекают неограниченные возможности использования: одну модель можно использовать на разных этапах изучения курса, на разных этапах занятия, с различными целями: формирование представления, изучения[3], опроса, контроля.
В планах – обучать студентов проектировать ЛСМ, т. к. сегодня все модели разрабатываю, в основном,  сама. Только в конце года у некоторых ребят появляется основа и желание такую работу выполнять.
В интернете можно найти много ЛСМ по различным дисциплинам. Смотрю, изучаю, что-то беру на вооружение, но удобнее мне работать со своими: они учитывают все особенности моей деятельности (программу, учебный план, уровень подготовки студентов, их математические способности, склонности к изучению математики). Есть материалы, подробно описывающие методику работы с ЛСМ, например, статья «Логико-смысловая модель как инструмент дидактической многомерной технологии на уроках химии»[4].
Я строю ЛСМ примитивно, получается рутинная работа. Ученые предлагают компьютеризировать процесс. Например, предлагается программное средство «Редактор ЛСМ», позволяющее освоить методику визуализации учебной информации с помощью ЛСМ (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) [2].
Для эффективного применения технологии ДМИ преподавателю необходимо более глубоко изучить вопрос, уметь ранжировать - расставлять и упорядочивать - материал, заглянуть в “приграничные” области, в область смежных наук, представить стоящих за научным знанием учёных, показать практические приложения изучаемого материала, раскрыть воспитательный потенциал учебного предмета. Это очень интересно преподавателю и, конечно, помогает учиться студентам!
Источники информации:
  1. Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Этнокультурные основания современных дидактических инструментов // Известия Академии педагогических и социальных наук – 2004. -№ 4. – С. 242-247.
  2. Кулак Д.В., Неудахина Н.А. Применение ЛСМ в обучении//Ползуновский альманах №3 2009,т.2, стр.184-188.
  3. Штейнберг, В. Э. Технологические основы педагогической профессии: учебно-методическое пособие. – Уфа: БГПУ-УрОРАО-АПСН, 2002.-80 с.
  4.  Логико-смысловая модель как инструмент дидактической многомерной технологии на уроках химии».
 
 
 Использование логико-смысловых моделей при обучении математике
Малышева Ольга Алексеевна, заслуженный учитель РФ, преподаватель математики Колледжа туризма и гостиничного сервиса
Санкт-Петербурга, 2016
 
Педагогическая наука сегодня дает возможность преподавателю выбирать из множества различных технологий - очень разных, позволяющих решать самые разные задачи, ставить и достигать сложнейшие цели. Когда я познакомилась с дидактической многомерной технологией и с ее инструментом –логико –смысловой моделью, то поняла, что это именно тот инструмент, который поможет мне решить проблему, которая долгое время не дает покоя. Я понимала всегда, что нахожусь со своими студентами в неравном положении: мне понятно, что мы изучаем сегодня, что будет завтра и дальше, а дети просто верят на слово, что так надо, не всегда понимая почему. Можно сказать, что  идут по плохо освещенной дороге. Конечно, пытаясь «подсветить», составляла для них план изучения темы, рисовала схемы. Следуя опыту Шаталова В.Ф., составляли опорные конспекты.
Новая технология – технология дидактических многомерных инструментов (ДМИ), разработана Штейнбергом Валерием Эмануиловичем.
 Штейнберг Валерий Эмануилович -  доктор педагогических наук, кандидат технических наук, заслуженный изобретатель Республики Башкортостан, профессор Башкирского государственного педагогического университета.
Технология ДМИ привлекает тем, что имеет фундаментальную научную основу – психологическую, физиологическую, историческую [1]. Инструментом технологии дидактических многомерных инструментов является ЛСМ – логико-смысловая модель.
Возможности технологии дидактических многомерных инструментов:
получить целостное представление об изучаемом объекте;
–осуществить связь между темами курса;
– разложить  общие понятия на частные, установив при этом между ними связи и закономерности;
–обучать структурированию знаний и логике;
–организовать самостоятельную работу учащегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания;
–обеспечить обучаемым психологический комфорт;
– сформировать новый взгляд на учебный предмет, на предметный курс, на жизнь в целом;
– технологизировать деятельность учителя и учащегося.
Основой  конструкции логико-смысловой модели является опорно-узловая система координат кругового типа с помещёнными на ней ключевыми элементами содержания учебного материала на естественном языке. В такой системе координат можно представить любую тему по любому учебному предмету; можно разложить содержание каждой координаты и каждого узла любой координаты, и поэтому она многофункциональна.
         Разработчики рекомендуют  действовать по следующему плану:
  1. выбрать “каркас”  - восемь лучей, исходящих из центра;
  2. определить круг изучаемых вопросов - тему, раздел знаний;
  3. разбить тему на подтемы, т.е. сформировать смысловые группы;
  4. сформулировать названия смысловых групп, расставить смысловые группы – координаты;
  5. провести смысловую разбивку знаний в  группе;
  6.  сформулировать названия опорных узлов и расставить их на координатных лучах;
  7.  выявить смысловые связи между объектами знаний.
 
Активно разрабатывая разные ЛСМ,  я использую их на различных этапах обучения:  первичном знакомстве с новым материалом, при его закреплении, при обобщении и систематизации знаний, их коррекции и контроле. Не могу не отметить, что такие модели выполняют не только образовательные, но и воспитательные функции в обучении. ЛСМ имеет в составе межпредметные знания, сведения из истории, прикладное значение знаний для человека, общества, природы; отражение знаний в культуре, искусстве, показывая логику рассуждения, устраняет  познавательные затруднения  студентов, облегчает  процесс понимания учебного материала,  максимально развивает  интеллектуальные способности.
На сегодня готовы и работают логико-смысловые модели:
  1. «Портрет школьной геометрии» – необходим при повторении школьного материала
  2. «Математика» – представлены материалы, изучаемые студентами на 1 курсе
  3. «Стереометрия» -  обобщённое представление знаний раздела
  4. «Тригонометрия» -  обобщённое представление знаний раздела
  5. «Начала математического анализа. Дифференциальное исчисление» -  обобщённое представление знаний раздела
  6. «Логарифмы» - обобщённое представление знаний раздела
  7. «Уравнения, неравенства, системы» - очень эффективна при подготовке к экзамену, представляет собой развернутые координаты соответствующих ЛСМ.
(Логико – смысловые модели обладают свойством фрактальности - самоподобия. Это свойство и порождает их широчайшие возможности).
 
Узко направленные:
  1. «Функция у = sinx» – по аналогии с ней студенты пробуют свои силы, проектируют ЛСМ   «Функция y = cosx»
  2. «Показательные уравнения, неравенства, системы»
  3. «Логарифмические уравнения, неравенства, системы»
  4. « Тригонометрические уравнения» - используется, кроме аудиторной работы, для организации самостоятельной работы студентов, развернута одна из координат ЛСМ «Тригонометрия»
В логико-смысловом моделировании меня привлекают неограниченные возможности использования: одну модель можно использовать на разных этапах изучения курса, на разных этапах занятия, с различными целями: формирование представления, изучения[3], опроса, контроля.
В планах – обучать студентов проектировать ЛСМ, т. к. сегодня все модели разрабатываю, в основном,  сама. Только в конце года у некоторых ребят появляется основа и желание такую работу выполнять.
В интернете можно найти много ЛСМ по различным дисциплинам. Смотрю, изучаю, что-то беру на вооружение, но удобнее мне работать со своими: они учитывают все особенности моей деятельности (программу, учебный план, уровень подготовки студентов, их математические способности, склонности к изучению математики). Есть материалы, подробно описывающие методику работы с ЛСМ, например, статья «Логико-смысловая модель как инструмент дидактической многомерной технологии на уроках химии»[4].
Я строю ЛСМ примитивно, получается рутинная работа. Ученые предлагают компьютеризировать процесс. Например, предлагается программное средство «Редактор ЛСМ», позволяющее освоить методику визуализации учебной информации с помощью ЛСМ (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.) [2].
Для эффективного применения технологии ДМИ преподавателю необходимо более глубоко изучить вопрос, уметь ранжировать - расставлять и упорядочивать - материал, заглянуть в “приграничные” области, в область смежных наук, представить стоящих за научным знанием учёных, показать практические приложения изучаемого материала, раскрыть воспитательный потенциал учебного предмета. Это очень интересно преподавателю и, конечно, помогает учиться студентам!
Источники информации:
  1. Штейнберг В.Э., Манько Н.Н. Этнокультурные основания современных дидактических инструментов // Известия Академии педагогических и социальных наук – 2004. -№ 4. – С. 242-247.
  2. Кулак Д.В., Неудахина Н.А. Применение ЛСМ в обучении//Ползуновский альманах №3 2009,т.2, стр.184-188.
  3. Штейнберг, В. Э. Технологические основы педагогической профессии: учебно-методическое пособие. – Уфа: БГПУ-УрОРАО-АПСН, 2002.-80 с.
  4.  Логико-смысловая модель как инструмент дидактической многомерной технологии на уроках химии».
 
 
 Использование логико-смысловых моделей при обучении математике
Малышева Ольга Алексеевна, заслуженный учитель РФ, преподаватель математики Колледжа туризма и гостиничного сервиса
Санкт-Петербурга, 2016
 
Педагогическая наука сегодня дает возможность преподавателю выбирать из множества различных технологий - очень разных, позволяющих решать самые разные задачи, ставить и достигать сложнейшие цели. Когда я познакомилась с дидактической многомерной технологией и с ее инструментом –логико –смысловой моделью, то поняла, что это именно тот инструмент, который поможет мне решить проблему, которая долгое время не дает покоя. Я понимала всегда, что нахожусь со своими студентами в неравном положении: мне понятно, что мы изучаем сегодня, что будет завтра и дальше, а дети просто верят на слово, что так надо, не всегда понимая почему. Можно сказать, что  идут по плохо освещенной дороге. Конечно, пытаясь «подсветить», составляла для них план изучения темы, рисовала схемы. Следуя опыту Шаталова В.Ф., составляли опорные конспекты.
Новая технология – технология дидактических многомерных инструментов (ДМИ), разработана Штейнбергом Валерием Эмануиловичем.
 Штейнберг Валерий Эмануилович -  доктор педагогических наук, кандидат технических наук, заслуженный изобретатель Республики Башкортостан, профессор Башкирского государственного педагогического университета.
Технология ДМИ привлекает тем, что имеет фундаментальную научную основу – психологическую, физиологическую, историческую [1]. Инструментом технологии дидактических многомерных инструментов является ЛСМ – логико-смысловая модель.
Возможности технологии дидактических многомерных инструментов:
получить целостное представление об изучаемом объекте;
–осуществить связь между темами курса;
– разложить  общие понятия на частные, установив при этом между ними связи и закономерности;
–обучать структурированию знаний и логике;
–организовать самостоятельную работу учащегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания;
–обеспечить обучаемым психологический комфорт;
– сформировать новый взгляд на учебный предмет, на предметный курс, на жизнь в целом;
– технологизировать деятельность учителя и учащегося.
Основой  конструкции логико-смысловой модели является опорно-узловая система координат кругового типа с помещёнными на ней ключевыми элементами содержания учебного материала на естественном языке. В такой системе координат можно представить любую тему по любому учебному предмету; можно разложить содержание каждой координаты и каждого узла любой координаты, и поэтому она многофункциональна.
         Разработчики рекомендуют  действовать по следующему плану:
  1. выбрать “каркас”  - восемь лучей, исходящих из центра;
  2. определить круг изучаемых вопросов - тему, раздел знаний;
  3. разбить тему на подтемы, т.е. сформировать смысловые группы;
  4. сформулировать названия смысловых групп, расставить смысловые группы – координаты;
  5. провести смысловую разбивку знаний в  группе;
  6.  сформулировать названия опорных узлов и расставить их на координатных лучах;
  7.  выявить смысловые связи между объектами знаний.
 
Активно разрабатывая разные ЛСМ,  я использую их на различных этапах обучения:  первичном знакомстве с новым материалом, при его закреплении, при обобщении и систематизации знаний, их коррекции и контроле. Не могу не отметить, что такие модели выполняют не только образовательные, но и воспитательные функции в обучении. ЛСМ имеет в составе межпредметные знания, сведения из истории, прикладное значение знаний для человека, общества, природы; отражение знаний в культуре, искусстве, показывая логику рассуждения, устраняет  познавательные затруднения  студентов, облегчает  процесс понимания учебного материала,  максимально развивает  интеллектуальные способности.
На сегодня готовы и работают логико-смысловые модели:
  1. «Портрет школьной геометрии» – необходим при повторении школьного материала
  2. «Математика» – представлены материалы, изучаемые студентами на 1 курсе
  3. «Стереометрия» -  обобщённое представление знаний раздела
  4. «Три

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ