Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
План-конспект практического занятия в технологии ТРКМ

Реформы Петра Великого и их значение в жизни России XVIII в.

Куликова Мария Левтериевна
Тип урока:  повторительно-обобщающий урок
Цели урока:
Образовательные (дидактические):
  • создать условия для рассмотрения и оценки деятельности Петра I, определить особенности   курса  Петра I;
  • охарактеризовать  Реформы Петра Великого и их значение в жизни России XVIII в;
Воспитательные:
•      формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
•      воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего От­ечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.
Развивающие:
•      формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивили­зации и истории как науки;
•      развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;
Квалификационные требования:
Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса
Оборудование урока:
  • раздаточный материал: карточки для заполнения; 
  • таблица для карточек «Реформы Петра Великого и их значение в жизни России XVIII в.»;
  • карта «Россия в конце XVII - первой половине XVIII вв.»;
План урока:
1.Вступительная часть — 2 мин.
2. Актуализация знаний по теме — 8–10 мин.
3. Организационный момент – 2-3 мин.
4. Практическая работа учащихся - 20-25 мин.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия - 8-10 мин.
6. Завершение урока - 1-2 мин.
 
Ход урока:
1. 
Вступительная часть: Учитель: Добрый день. Сегодня на уроке мы проведем практическое занятие на тему «Реформы Петра Великого и их значение в жизни России XVIII в.». План сегодняшнего урока заключается в том, чтобы вспомнив основные реформы Петра I, оценить их роль в жизни Российского государства и выявить их положительные и отрицательные последствия.
2. Актуализация знаний по теме: Учитель: Для того, чтобы понять значение реформ Петра Великого нам нужно вспомнить те изменения, которые он провел во всех сферах жизни общества. Проведем устный опрос:
  1. Вопрос: Что тако "Великое посольство"?
 Предполагаемый ответ: дипломатическая миссия русского царя Петра I Алексеевича в Западную Европу в 1698 году, своеобразный пролог для его широкомасштабных реформ.
 
  • Вопрос: На какие группы можно разделить реформы Петра I?
 
Предполагаемый ответ: На уроке мы выделяли пять групп: экономическая, политическая, социальная, церковная, и военная.

 
  • Вопрос: Какие военные реформы Петра вы знаете?
 Предполагаемый ответ: введение рекрутской повинности, созндание военно-морского флота
  • Поговорим о политических реформах. Вопрос: Когда Петр принимает титул императора?
 Предполагаемый ответ: В 1721 году.
 
  • Вопрос: как назывался учрежденный Петром I  высший орган по делам законодательства и государственного управления России?
Предполагаемый ответ: Сенат.
 
  • Что такое коллегии?
 Предполагаемый ответ: группа лиц, образующих руководящий, совещательный или распорядительный орган (например, коллегия министерства, судейская коллегия). Название высшего правительственного учреждения в России XVIII в.
  • Теперь вспомним экономическую политику Петра. Вопрос: Что такое протекционизм?
 Предполагаемый ответ: экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта.
  •  И, завершая наше повторение, поговорим об изменениях в социальной сфере. Вопрос: Кто такие дворяне и как их статус изменился при Петре?  
Предполагаемый ответ: сословие в России, возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина. Начиная с Петра I дворянство – привилегированное сословие (не платили подушный налог, за ними навсегда закрепилась земля с крестьянами).
 
  • Что такое "Табель о рангах"?
Предполагаемый ответ: законодательный акт в России, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром I в 1722 г. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й  высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Согласно Табели, пожалование старых (боярских) аристократических титулов прекращалось (конец боярства). Упразднена после 1917 г.
 
 
3. Организационный момент:
После того, как мы вспомнили некоторые термины и даты, касающиеся реформ, давайте выделим их отрицательные и положительные последствия. Для этого вам нужно будет провести работы в группах. Каждая группа будет формулировать последствия одной из сфер реформ. Напомню, что когда мы проходили тему «Реформы Петра Великого», мы выделили пять сфер: экономическая, политическая, социальная, церковная, и военная. Каждая из групп студентов должна выписать на карточки со знаками «+» и «-» соответственно положительные и отрицательные последствия. После отведенного на подготовку времени (10 минут) два представителя от группы выходят к доске и прикрепляют карточки к таблице (вывешена на доске), коротко комментируя, какая реформа вызвала последствие, которое они выделили. Студенты делятся на группы, им раздаются карточки. 
4. Практическая работа учащихся:В течение отведенного времени (10 мин.) группы формулируют последствия реформ в своей сфере, учитель помогает студентам. Учитель: Время для подготовки закончилось. Теперь прошу все ваше внимание на таблицу. Начнем с социальной сферы….
  Затем представители каждой из групп по очереди выходят к доске с карточками и прикрепляют их к таблице, проговаривая то, что вписано в карточку и комментируя, к какой реформе относится данное последствие.
Предполагаемые ответы студентов:
Последствия реформ Петра Великого:
  • положительные
  • отрицательные
Социальная сфера: появилась возможность продвигаться по службе благодаря личным качествам, а не происхождению; повысился уровень образования Социальная сфера: произошло окончательно закрепощение крестьян
Экономическая сфера: развитие производства, торговых связей Экономическая сфера: на мануфактурах использовался труд крепостных крестьян, которые тяжело работали и не получали заслуженной платы
Политическая сфера: система управления была упорядочена, чиновники начали чувствовать ответственность за свою работу (прокуратура) Политическая сфера: Бюрократический аппарат разросся, оставался неповоротливым и безынициативным (все решения все равно принимал сам Петр)
Военная сфера: большая армия и флот позволили укрепить положение страны на международном уровне Военная сфера: на содержание армии тратилась большая часть бюджета страны
Церковная сфера: были прекращены злоупотребления духовенства своей властью Церковная сфера: православная церковь пользовалась большим уважением у населения, ее притеснение привело к созданию образа «царя-антихриста»
 
 
5. Подведение итогов урока. Рефлексия:
Итак, ребята, вами была проведена большая работа по анализу последствий реформ Петра Великого. Как вы думаете, каких последствий все-таки оказалось больше? Какой вывод можно сделать о роли реформ Петра? 
  • ПРедполашаемый ответ: Больше положительных последствий. Однако отрицвательные тоже есть. Реформы Петра Великого были важны для развиттия страны, но сопроважлдались насилием и закрепощением крестьян.
 
6. Завершение урока:
Для закрепления полученных выводов я даю вам следующее домашнее задание: Написать эссе объемом минимум в одну страницу на тему: «Реформы Петра Великого: зло или благо для России?». Напомню, что эссе должно содержать в себе две части: тезис (изложение вашей позиции) и аргументы, ее подтверждающие. Завершая урок, я отмечу отсутствующих и оценю выступавших (работа с журналом).

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ