Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности проектной деятельности по физике в медицинском колледже

                                                          
      Шахова Ольга Юрьевна,
 преподаватель  СПб ГБПОУ
 «Акушерский колледж»
 
 
   В настоящее время в колледжах с первого курса студентов привлекают к проектной деятельности. По такому предмету как физика, можно рассмотреть  множество интересных тем благодаря обширным межпредметным связям физики и других дисциплин. Помимо подробного освещения новых интересных тем, проектная деятельность имеет и чисто практическое значение - обладание навыками научно-исследовательской деятельности поможет и при дальнейшем обучении: от поиска необходимой литературы до умения структурировать, сформулировать проблему и найти пути ее решения. 
  В обучении студентов медицинского колледжа часто приходится сталкиваться с отсутствием интереса к изучению общеобразовательных дисциплин. Курс общей физики не является профилирующим, это одна из причин незаинтересованности в предмете. Кроме того, не видна явная связь между такой наукой, как физика, и деятельностью медицинской сестры. В связи с достаточно сжатыми временными рамками, не представляется возможным рассмотреть какие-либо интересные задачи, связывающие физику с медициной,  достаточно подробно, в большом объеме.Создаваемые проекты как раз и имеют целью ликвидировать данный пробел.
  Для будущих медицинских работников среднего звена могут быть особенно интересны исследования в областях, где пересекаются физика и биология, так как эта сфера позволяет наглядно показать значимость изучения такой науки, как физика, для людей, чья специальность не связана с ней непосредственно.
  В процессе создания проекта у студентов появляется понимание того, что нет каких-то обособленных областей знаний, все предметы, которые они изучают, в той или иной мере связаны между собой. Эти выводы обучающихся тем более ценны, что они приходят к ним самостоятельно,  изучив литературу на заданную тему, и в дальнейшем уже не так рьяно делят предметы на "нужные". и "ненужные".
  Один из созданных студентами проектов носит название «Физика и физиология». Физиология  - это наука,  занимающаяся изучением функционирования организма человека, его органов и систем, и способы регуляции этих функций. Физиология является одним из разделов биологии.
Сoвременная физиoлoгия представляет собoй сложный комплекс oбщих и специальных научных дисциплин, таких как: общая физиология, физиология человека нормальная и патологическая, вoзрастная физиoлогия, физиoлогия животных,  и др.
  Физиология изучает процессы жизнедеятельности, протекающие в oрганизме на всех его структурных уровнях: клеточном, тканевом, органном, системном, аппаратнoм и организменном. Физиoлогия широко использует данные химии и физики для изучения функциональных изменений, происходящих в организме, и механизма их регуляции.  
  Для медицинских работников очень важно понимание основ физиологических процессов, механизмов и способов их регуляции.
   В работе были рассмотрены физические механизмы работы сердечно-сосудистой системы, органов слуха и зрения. Студенты постарались подробно изучить, каким образом можно описать те или иные физиологические процессы опираясь на знания основ физики. Проделанная работа будет являться подспорьем в дальнейшем обучении и полученные знания пригодятся при изучении ряда медицинских дисциплин.

  Целью проекта являлось изучить физические механизмы жизнедеятельности различных систем организма человека.
Задачи проекта:
-наработка опыта исследовательской деятельности
-развитие познавательных способностей
-развитие умения находить и собирать информацию на заданную тему в различных ресурсах
-формирование навыков командной работы
-формирование ответственного и дисциплинированного подхода к выполнинию поставленной задачи
  Данная тема была выбрана не случайно. Она позволяет показать студентам, что физика не обособленная наука, а лежит в основе такой важной дисциплины, как физиология, которую они будут изучать на более старших курсах.  
  Работа над проектом была спланирована на учебный год (два семестра). Студентам были даны темы, они выбрали для себя наиболее интересные из предложенных, объединившись в группы по 2-3 человека. Затем следовала собственно исследовательская работа студентов: изучение материалов по выбранной теме в учебниках, электронных пособиях, сбор и систематизация полученных данных.
 Поскольку тем в рамках связи физики и физиологии человека было несколько, то это позволило обмениваться полученными знаниями группам студентов друг с другом. По мере изучения материала происходили консультации с преподавателем, если появлялись вопросы, ответы на которые самостоятельно найти не получалось.
   В результате, группы студентов очень подробно изучили выбранную тему, пусть даже не очень большую.  Такая особенность проектной деятельности (то, что участники досконально разбираются в каком-то узком вопросе) очень позитивно сказывается на их самооценке, стимулирует дальнейший интерес к получению знаний. Причем получение знаний происходит активно, в результате самостоятельного поиска и анализа информации, что само по себе соответствует современным образовательным методикам.     
 Так, были подробно изучены физические основы функционирования дыхательной, сердечно-сосудистой систем человека, органов зрения и слуха. Во время исследования студенты узнали много интересных фактов из разных областей знаний, получили опыт в поиске причинно-следственных связей между происходящими явлениями. Увлекательными и интересными им показались некоторые рассмотренные частные случаи, такие как оптические иллюзии. В этих эффектах была объяснена физическая основа их возникновения и то, как человек их воспринимает.
   Роль преподавателя в проектной деятельности сводится к консультациям студентов по возникающим вопросам, общей координации действий.
   Окончательный результат был представлен в виде буклета на тему «Физика и физиология», в который вошли рассказы о физических основах некоторых систем органов человека, написанные студентами, в сопровождении красочных иллюстраций. Само создание окончательного продукта (буклета) тоже было полезным - помимо создания презентации, необходимой для защиты проекта, был получен опыт работы в фоторедакторе, который может пригодиться в дальнейшем.
  На мой взгляд, проектная деятельность имеет неоспоримые достоинства: позволяет увидеть междисциплинарные связи, развивает естественнонаучное мировоззрение, формирует навыки исследовательской и командной работы.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ