Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Cтатья
Применение коммуникативных методов для мотивации

О мотивировании обучающихся технического колледжа к изучению
английского языка в рамках ФГОС нового (второго) поколения

 Анищенко Сергей Иванович
    Необходимость изучения иностранных языков не вызывает сомнений; кажется, что это само собой разумеется. И высказывания великих людей это подтверждают. «Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык», - говорил древнегреческий философ и ученый Пифагор.  Карл V, император Священной Римской империи в 16-м веке, утверждал: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек».  
  Почему же большинство обучающихся технических колледжей и техникумов часто не мотивированы на изучение иностранных языков? За редким исключением, в учебные заведения среднего профессионального образования (СПО) приходят ребята, которые считают иностранный язык предметом, без которого можно легко прожить, и не видят смысла заниматься языком на занятиях и тем более выполнять самостоятельную и домашнюю работу по предмету. У многих из них очень слабая школьная база по иностранному языку.
   Я работаю преподавателем английского языка в Промышленно-технологическом колледже  г.Санкт-Петербурга. В данной небольшой статье хочу осветить  вопрос возможности вызвать заинтересованность в освоении английского языка обучающимися СПО и  показать свое видение коммуникативной методики преподавания языка немотивированной аудитории.
   Можно ли сделать так, чтобы учение было с увлечением, а не формальным проведением 45-минутного урока? Этот вопрос более чем актуальный, ведь любому современному человеку, а тем более молодым людям,  знание иностранного языка необходимо не только для повышения общего культурного уровня, но и для практического применения в работе и в жизни.
   
  Наше государство обеспечивает возможность изучать иностранный язык на базовом уровне всем обучающимся СПО (2 года по программе 10-11 классов средней школы для выбравших профессии квалифицированных рабочих и служащих; 3,5 - 4 года для выбравших специальности СПО (1 год по программе 10-11 классов и изучение специального профессионального иностранного языка в течение 2,5 – 3  лет).  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) нового (второго) поколения (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г. и 31 декабря 2015 г.), предусматривает требования к предметным результатам при изучении иностранных языков в п. 9.3:
9.3. Иностранные языки
Предметные результаты изучения предметной области "Иностранные языки" включают предметные результаты изучения учебных предметов:
"Иностранный язык", "Второй иностранный язык" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать:
1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
3) достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

    Исходя из требований ФГОС СОО,  можно выделить следующие компетенции (способности применять знания и умения, успешно действовать в практической ситуации), которыми должны овладеть выпускники средней школы и учебных заведений СПО в процессе изучения иностранного языка:
-коммуникативная компетенция - это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения адекватно целям, сферам, ситуациям общения, что невозможно без четырех компетенций, перечисленных ниже; 
-речевая компетенция (говорение, письмо, чтение, аудирование);
-языковая компетенция (знание грамматики и лексики);
-социокультурная компетенция (знание культуры, истории, реалий стран изучаемого языка);
-компенсаторная компетенция (умение понять общее содержание текста, домыслить, догадаться о значении новых слов из контекста).
 
   Обучающиеся должны овладеть вышеперечисленными компетенциями, научиться самостоятельно добывать знания и уметь выделять главное через УУД (универсальные учебные действия). УУД – это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального и учебного опыта и применение полученных знаний на практике, в реальной жизни.
  Реализация формирования УУД направлена на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов. В свою очередь, метапредметные и предметные результаты достигаются через познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД. Как же можно достичь результатов обучения в системе СПО? Как заставить обучающихся добывать знания через УУД? А иначе говоря, как заставить их учиться для освоения базового уровня владения иностранным языком?
   Для преподавателя иностранного языка в системе СПО всегда остро стоит вопрос: как заставить учиться немотивированного ученика? Как заинтересовать его изучением иностранного языка? Ведь процесс такого изучения сложный, длительный, требующий времени и усилий от изучающего язык. Просто решается эта задача, если человек помещается в языковую среду на несколько лет. Такая возможность есть у очень немногих ребят. Большинству же для освоения иностранного языка даже на базовом уровне необходимо очень много трудиться. Нельзя научить иностранному языку через насилие и принуждение, иностранному языку можно научиться только при наличии желания или в силу необходимости освоить язык в определенных обстоятельствах (например, при попадании в языковую среду). Возможно ли мотивировать молодых людей без желания учиться к изучению иностранного языка? Иными словами, можно ли сделать так, чтобы это желание возникло? Teachers open the door, but you must enter by yourself. «Учителя открывают дверь, но зайти вы должны сами»,- так гласит китайская пословица.
   Уверен, что прежде всего следует обратить внимание обучающихся на то, что английский язык, как и любой другой иностранный язык, не является на самом деле просто рядовым предметом, предусмотренным учебным планом. Обучающиеся должны осознавать, что язык – это возможность общаться со сверстниками из других стран, читать интересную и нужную профессиональную литературу в оригинале. Знание английского языка поможет комфортно чувствовать себя в зарубежных поездках, быть более востребованным на рынке труда в современном мире. В жестких рыночных условиях, где каждый должен самостоятельно искать свою достойную нишу в обществе, знание английского языка является одним из лучей Солнца, место под которым предстоит найти выпускникам колледжей и техникумов. Как правило,  обучающиеся  СПО не уверены в своих силах (не только при изучении языка) и с пессимизмом или с безразличием смотрят в свое будущее. В такой ситуации преподаватель должен выступить в роли психолога и воспитателя и попытаться объяснить ребятам, что у сильных и трудолюбивых есть шанс добиться результатов и стать успешными в жизни. Необходимо так же объяснить им, что многие люди тратят большие средства для изучения иностранных языков на курсах и в лингвистических школах, а у обучающихся СПО есть неплохая возможность эффективно работать на уроках,  использовать учебное время рационально, с пользой для себя.
   
   Так как сейчас предпочтение отдается коммуникативной методике преподавания иностранных языков, идея которой заключается в изучении через коммуникацию (общение) и для развития практических навыков общения, то преподаватель должен как можно больше говорить с обучающимися на иностранном языке. Разговорить учащихся, заставить их думать и выражать свои мысли на изучаемом языке – вот задача преподавателя. Погружение в языковую среду возможно вне страны языка, для этого нужна воля и желание преподавателя, а также технические средства обучения: видео, аудиозаписи. К сожалению, часто российские преподаватели, устав от неблагодарного труда и не видя перспектив своей деятельности, не хотят или не могут обеспечивать погружение в язык (language immersion). Я в своей работе стараюсь следовать этому правилу (погружению), хотя не забываю и об элементах классической грамматико-переводной методики (таблицы времен, заучивание форм глаголов, изучение правил словообразования, изучение новых слов и выражений, перевод текстов и т.д.).
   Языковой барьер и боязнь учеником того, что он не поймет, не отреагирует адекватно на реплику собеседника, постепенно уменьшаются. При уменьшении барьера возникает уверенность в своих силах, и становятся заметными успехи в изучении ранее совсем не понятного языка. «Дорогу осилит идущий. Тяжело в учении – легко в бою» – всё это справедливо в вопросе изучения иностранного языка.
 
    Свой урок я обязательно начинаю с приветствия и переклички (greeting and roll-call). Задаю вопрос, кто сегодня хочет быть старостой или помощником преподавателя. Волей-неволей ребята запоминают лексические единицы данного диалога и учатся вести диалог на изучаемом языке.
   Пример начала урока:
Hello, everybody! How are you today? + a short dialogue. Take down all the chairs. What is the weather like today? + a short dialogue. How did you get to the college this morning? + a short dialogue.
Let’s make a roll-call (or let’s call the register). Are there any volunteers who would like to say who is absent today? // I think, the absentees are still sleeping. What do you think? + a short dialogue // I hope, they may show up during the lesson. Are most absentees ill or are they irresponsible dormice (sleepyheads)? Shame on them.// Open your books at page NNN// …..
     Далее обязательно прошу учащихся сообщить день недели и дату урока.  Затем следует основная часть занятия. В данной статье не буду останавливаться на планировании и ходе урока по теме из поурочного тематического планирования (ПТП). Хочу лишь привести примеры приемов, которые ненавязчиво могут мотивировать ребят и заставить их включаться в работу на занятии.
    Неоднократно  в течение урока громко «бужу» заснувших: Repeat the sentence/ statement/ phrase uttered by your classmate/ or the teacher!!! 
В шутку говорю другим ребятам, чтобы говорили потише и не «будили» одногруппников:
Hush everybody; don’t talk loudly, talk more quietly not to wake Kolia. Let him sleep a little as he’s tired.
Всегда хвалю работающих  на занятии: Well done! Good for you! Not bad! Repeat the word again, it is much better now.
   Все учащиеся очень любят гаджеты (they are hooked on electronic gadgets and devices). Обязательно прошу их убрать планшеты, смартфоны, вытащить наушники из ушей– а ведь это и есть реальный разговор из жизни. Мы вступаем в диалог и повторяем соответствующую лексику:
Switch off your phones! Remove your ear buds! Tell your desk-mate to do the same. Roma, discipline everybody in the classroom, shout at those who have not put their devices away yet.
   Рассказываю им примеры из личной жизни (я стажировался в Англии, США, на Мальте), привожу примеры реалий жизни (как в ресторане KFC называются блюда на английском, какие виды пабов есть в Англии и как себя вести в баре в США). Привожу примеры знакомых и родственников, которые направлялись в престижные и полезные заграничные командировки. Обсуждаем, что работодатель для загранкомандировок выбирает из специалистов чаще всего тех, кто владеет иностранным (как минимум английским) языком. И, как правило, в загранпоездки  выбирают не мажоров, а пахарей: Employers usually pick hardworking guys, not rich kids for business trips abroad.
Тут же развиваем тему, а какими работниками планируют быть наши ребята в будущем. Дискуссию ведем исключительно на английском языке.
   А нужен ли английский людям, которые не поедут за рубеж? Оказывается, еще как нужен. Большинство детей изучают в школе английский, и стыдно будет молодым родителям отказать ребенку помочь выполнить домашнее задание по причине незнания предмета папой или мамой. Развиваем тему в диалоге.
      Сейчас набирает обороты международное некоммерческого движение WorldSkills International,  миссия которого – повышение стандартов подготовки кадров.  В 2019г в России в г.Казань будет проходить мировой чемпионат профессионального мастерства WorldSkills Kazan 2019). Часть заданий на чемпионате будет на английском языке.
    Чтобы учение было увлекательным, необходимо на занятиях затрагивать темы, интересные аудитории. Современные молодые люди часто являются геймерами (gamers), т.е. любят играть в компьютерные игры, многие из которых сопровождаются инструкциями на английском языке. Я на своих уроках английского языка пытаюсь разговорить ребят по данной тематике. Они рассказывают мне и своим одногруппникам, каких успехов они достигли в играх Дота, Контрстрайк, в иных шутерах, файтерах и прочих играх. В процессе обсуждения повторяем английские слова и выражения, которые используются в играх в качестве команд или звукового сопровождения.
  Активно стараюсь использовать такой прием как повторение сюжета. В этом вопросе хорошо помогают русские сказки «Колобок» и «Репка», в которых несколько раз повторяется одна и та же последовательность действий персонажей, что очень способствует заучиванию фраз и словосочетаний и пониманию того, какие временные формы необходимо использовать при пересказе сказок. С ребятами мы устно переводим вышеназванные русские сказки на английский язык. Как правило, к концу урока многие ребята довольно сносно могут рассказать эти сказки на английском языке.
  Одновременно обращаемся к «братьям» сказки «Колобок» из американского и английского фольклора, читаем сказки  «The Gingerbread Man» и «Johnny-cake», сюжеты которых очень близки, а Имбирный Пряник и Кукурузная Лепешка оказываются съеденными хитрой Лисой, а точнее, Лисом.
   Для того чтобы ребята могли немного расслабиться и передохнуть от напряженной работы, включаю записи песен на английском языке. Обычно на экран вывожу текст песен, чтобы обучающиеся не только аудировали песни, но и читали их. Затем мы вместе пробуем их перевести на русский язык и иногда поем пару куплетов и припев (рефрен).
    В процессе преподавания английского языка я активно применяю просмотр учебных видеосюжетов  BBC, British Council  и иных источников. Иногда мы с ребятами смотрим непродолжительные выступления премьер-министра Великобритании Терезы Мэй или Президента США Дональда Трампа, знакомимся с политической обстановкой в мире и с экономической ситуацией в англоязычных странах. В таком случае уже можно говорить о метапредметных результатах, ведь мы не просто изучаем язык, а пытаемся осознать, зачем же надо знать английский язык, и ответ прост: а чтобы черпать информацию из первоисточника без перевода.
     Я перечислил основные приемы преподавания языка, которые могут сделать урок нескучным и полезным. Эти приемы довольно простые и понятные, но если их использовать регулярно, то ребята будут посещать занятия по английскому языку с интересом, а где есть интерес, будет и результат – освоение языка на неплохом уровне (Intermediate level).
    Российские преподаватели, даже профессионально выгорающие, часто творчески подходят к своей работе, желая искренне помочь обучающимся изучить основы иностранного языка. Многие являются подвижниками, одержимыми идей научить ребят предмету, используя коммуникативные методы преподавания, подразумевающие много общения на изучаемом/преподаваемом языке. Я уверен, что те из обучающихся, кто хочет получить результат, добьются успехов в учении. Преподаватели должны направить действия и мысли учеников в правильное русло, и результат не заставит себя долго ждать.
 
Автор статьи Анищенко С.И.,
 преподаватель английского языка СПб ГБ ПОУ Промышленно-технологический колледж.
 
Источники:
Личный опыт преподавателя,
http://www.maminpapin.ru/angliieskie-narodnie-skazki-na-angliieskom/johnny-cake.html
https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/motivatsiia-pri-obuchienii-inostrannomu-iazyku
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=193932&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.17934355631912502#0

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ