Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ»

 
 Урок русского языка, посвященный международному Дню родного языка
 
Чистый язык, чистая речь, чистая душа
 
Киселева Вера Александровна
Цель: формирование общей речевой культуры; навыков научной и деловой письменной речи; умение выступать публично; воспитывать интерес к родному языку.
 
Эпиграф к теме урока:
Сохранение родного языка – один из факторов сохранения души человеческой. А.И. Солженицын (1918-2008)
 
Вступительное слово: преподаватель о цели урока.
Индивидуальные сообщения студентов о вкладе великих лингвистов в развитие русского литературного языка: студенты рассказывают, читают наизусть.
  1. А.А.Потебня(1835-1891)
  2. Л.Ю.Максимов(-)
  3. В.И.Даль(1801-1872)
  4. М.В.Ломоносов(1711-1765)
  5. Ф.И.Буслаев(1818-1897)
  6. А.А.Шахматов(1864-1920)
  7. А.С.Пушкин(1799-1837)
  8. В.В.Виноградов(1894/45-1969)
  9. Д.Н.Ушаков(1873-1942)
  10. Я.К.Грот(1812-1893)
  11. А.Х.Востонов(1781-1864)
  12. Л.В.Щерба(1880-1944)
  13. С.И.Ожегов(1900-1964)
  14. А.С.Шишков(1754-1841)
 
Преподаватель:
Большое значение придавали и писатели-классики родному языку: А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, А.П.Чехов, А.И.Солженицын, А.А.Ахматова.
Студент 1-ый (читает наизусть) - И.С.Тургенев:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий
 О судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора,
О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя – как не впасть в отчаяние
 при виде всего, что совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
(июнь 1882)
 
Преподаватель: Да, действительно, великому народу!
Студент 2-ой – А.А.Ахматова «Мужество»
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
 
 
 
Студент 3-ий – И.А.Крылов:
«Так корни говорят листам:
Мы те,
Которые здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь в добрый час.
Но только помните
Ту разницу меж нас,
Что с каждою весной
Лист новый народится,
А если корень иссушится,
Не станет дерева, ни вас.
 
Преподаватель:
Эти слова как никогда актуальны в наше время, когда западная информационная война бьет не по кроне, но точно по корням, завершая растения, заполоняют бес-корневые общечеловеки, подменяя народ божий.
Президент Российской Академии Наук адмирал А.С.Шишков – министр просвещения оставил нам бесценные труды о корнеслове нашем. И главное сделал правильный вывод: «Хочешь погубить народ, истреби его язык».
Александр Семенович Шишков говорил: «Язык наш – древо жизни на земле и отец наречий иных».
Вот почему Пушкин, Лермонтов, Белинский, Крылов предупреждали о том, что нужно беречь родной язык.
Студент 4-ый – В.Г.Белинский писал: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».
Антон Павлович Чехов предупреждал: «Берегись иностранного языка. Язык должен быть пост и изящен».
Н.С.Лесков убеждал, говоря: «Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи».
Иван Сергеевич Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием».
Преподаватель: Можно продолжить перечисление, но независимо от желания великих или простых людей, язык был и остается живым организмом, который постоянно обогащается. Так за последние 20 лет в русский язык вошло более 40 тысяч слов – «англицизмы» и «американизмы».
Еще в начале ХХ века, на заре советской власти в молодой стране советов в поэзии были предприняты попытки обновить наш язык. Поэт Северянин предлагал заменить русские слова на выдуманные «поэзы». И вот что получилось (читает): Зима Н.А.Некрасова звучала так:
«Зима! Пейзанин, экстазуя,
Ренувелирует шоссе.
И лошадь, снежность ренифлуя,
Ягуарный делает эссе.
Пропеллером лансуя в «али»,
Снегомобиль рекордит дали,
Шофер рулит. Он весь в бандо,
В люнетках, маске и манто.
В.В.Маяковский, признанный новатор языка, с гневом пресекал подобное словотворчество. Послушайте, что сказал он о стихоплете(читает):
«Как вы смеете называться поэтом,
И серенький, чирикать, как перепел?
Сегодня надо кастетом
Кроиться миру в черепе».
Образ творца образности мнимой Маяковский создал в стихотворении «Птичка божия».
 
 
Студент читает наизусть:
«На затылок
нежным жестом
он кудрей
закинул шелк,
стал барашком златошерстым
и заблеял,
и пошел.
Что луна, мол,
над долиной,
мчит ручей, мол,
по ущелью.
Тинтидликал
мандолиной,
дундудел виолончелью.
Нимб обвил волосьев копны.
Лоб горел от благородства.
Я терпел, терпел и лопнул
И ударил лапой о́б стол.
«Попрошу вас покороче.
Бросьте вы поэта корчить!
Посмотрю, с лица ли, сзади ль-
вы тюльпан, а не писатель.
Вы, над облаками рея,
птица в человечий рост.
Вы, мусье, из канареек,
чижик вы, мусье, и дрозд».
Преподаватель о книгах: из книги «В мире мудрых мыслей». Студенты подбирали афоризмы. :
«Книги - лучщие друзья К ним можно обращаться во все трудные минуты жизни. Они никогда не изменят.» А.Доде
«Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются – и старые, и молодые, и деловые, и ничего не делающие, и дети.» В.Белинский
«Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.» У.Теккерей
«Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости» Н. Чернышевский
«Книги – лучшие товарищи старости, в то же время лучшие руководители юности. К книгам, в которых живет дух великих людей обращаемся мы за советом, развлечением и утешением, в радости, горе в богатстве и бедности» С. Смайлс
Преподаватель раздает буклеты и обращает на них внимание.
Существует игра «Китайская рулетка». В этом году 200 лет И.С.Тургеневу. Мы когда-то такие игры-уроки проводили. В чем суть игры? Прочитайте. Что показывает ряд слов, подобранных случайно? О чем это говорит? Какой вывод можно сделать о нашем родном языке?
Здесь уместно привести высказывание П.Мериме (1803-1870).
Студент 5-ый – П.Мериме – французский писатель, переводил на русский язык. Именно он натолкнул А.С. Пушкина на создание «Песен западных славян».
«Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков».
«Русский язык является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединений с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовалось для этого целые фразы».
Преподаватель:
Лев Николаевич Толстой писал: «Люди учатся, как говорить, а главная наука – как и когда молчать». Тем не менее, А.С.Пушкин подтвердил убеждения П.Мериме, сказав: «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».
Василий Осипович Ключевский (1841-1911). Российский историк, педагог, автор ряда работ по истории, культуре и быта народа.
«Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. У первого язык всегда в сфере мысли; у второго мысль вне сферы языка. У первого – язык - секретарь мысли, у второго – ее сплетник и доносчик».
Преподаватель цитирую еще один его афоризм: «Есть люди, которые умеют говорить, но не умеют ничего сказать. Это ветряные мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не летают».
В заключении приведем высказывание В.Гюго (1802-1885).
Студент 6-ой: В.Гюго – «Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень».
Могу добавить от себя, только через сохранение корнеслова родного русского языка мы можем сохранить нравственность, то есть, душу.
И не надо забывать, на мой взгляд, главное – «тысячи слов оставляют меньший след, чем память об одном поступке!». Г. Ибсен (1828-1906) (норвежский драматург).
Преподаватель подводит итог занятия. Благодарит студентов за хорошую подготовку к уроку, за большую исследовательскую работу, за рефераты, доклады, сообщения, за устные выступления (чтение стихов, афоризмов).
 
Подготовила и провела:
Преподаватель литературы и русского языка Киселева В.А.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ