Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ПОРТФОЛИО КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

 

Исаченко Светлана Ивановна,
Санкт-Петербургское ГОУ
«Педагогический колледж» № 8, Россия

 

«Образование - это индустрия, направленная в будущее»

С.П. Капица

Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации. (Казакова Е.И., Тряпицына А.П.).

Как бы ни была справедлива народная мудрость - «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Ян Амос Каменский»,- тем не менее год за годом, цикл за циклом, сменяя новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы.

Слово «инновации» звучит в кругу педагогов самых разных образовательных учреждений. Однако следует понимать: инновации сами по себе не возникают, они являются результатом изучения передового педагогического опыта, а также научных поисков и экспериментов.

Педагоги постоянно ищут пути создания условий, при которых будут новые возможности для раскрытия способностей, определяющих компетентность учащихся и повышения их конкурентоспособности на рынке труда на пороге окончания учебного заведения.

Действующие ФГОС на территории РФ определяют современную подготовку студентов педагогического колледжа. Цель их - создание условий для эффективной реализации образовательной деятельности колледжа и повышения конкурентоспособности выпускника на рынке труда. Что же такое конкурентоспособность выпускника - это совокупность личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих преимущества данного выпускника с точки зрения успешной социализации. Показателями успешной социализации будет - активная жизненная позиция выпускника и готовность его к дальнейшей профессиональной деятельности. Поэтому так важно выпускнику педагогического колледжа обеспечить качественное профессиональное образование посредством реализации компетентностного подхода.

Компетентный (от лат. сompetentis- соответствующий, способный) - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь отрасли.

Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки будущего педагога, его профессиональной компетентности.

Компетентность - умение активно использовать полученные профессиональные знания и навыки в практической деятельности.

Какой труд педагога можно считать профессионально - компетентным?

Профессионально-компетентным является такой труд педагога, при котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании подрастающего поколения. (Маркова А.К.).

Профессиональная компетентность - это те компоненты, которые могут быть отнесены не только к предметному содержанию, сколько к формируемым качествам личности будущего педагога: ответственности, творчеству, любознательности, настойчивости, стремлению к приобретению новых знаний, эстетическому восприятию действительности и, конечно, к высокой нравственности, без которой немыслим подлинный профессионал своего дела.

Развитие профессиональной компетентности выпускника - это развитие творческой индивидуальности, формирование готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям.

Повышение профессионализма выпускника - одно из важнейших условий повышения качества образования.

Поэтому актуальной проблемой образовательных учреждений - это научить демонстрировать образовательные достижения и успехи своих выпускников. Портфолио - эффективный способ рационального и прозрачного продвижения настоящих и будущих профессионалов на рынке труда, способ оценивания имеющихся у них профессиональных компетенций, а также перспектив делового взаимодействия работодателя с ними.

Выпускник к моменту окончания образовательного учреждения должен понимать, что одним из способов оценки его профессионализма в трудовой деятельности будет аттестация, цель которой определить соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям тарифно-квалификационных категорий при присвоении им соответствующей квалификации.

На основе тарифных требований вырабатываются критерии оценки деятельности педагога, являющиеся элементом модели оценивания.

Аттестация проводится по широкому кругу выработанных и согласованных критериев, одним из таких инновационных критериев оценки индивидуальных достижений педагога является создание портфолио.

В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами».

Потфолио педагога - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагогической деятельности деятельности.

Портфолио педагога - индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности.

Портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок.

Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования.

Поэтому портфолио на современном этапе российского образования как инновационная технология позволяет объективно оценить профессиональный рост педагога.

А также портфолио - одна из наиболее приближенных к реальному состоянию форма, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания.

Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки профессиональной компетенции.

Следовательно, задача педагогического колледжа- научить выпускника создавать и самостоятельно структурировать портфолио.

В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио педагога:

- портфолио развития - оценка прогресса в течение определенного времени;

- отчетный портфолио - свидетельствует о достижении определенных результатов при завершении работы над каким-либо проектом;

- демонстрационный портфолио - коллекция лучших работ.

Какова же структура портфолио педагога? Есть общепринятая модель портфолио? Нет. Портфолио педагога очень индивидуально. Кроме этого, большую роль в формировании портфолио играет специфика его образовательной деятельности.

И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить. Вот они:

1.Информация «от себя» - представление себя.

2.Информация «от других» - отзывы, характеристики и т.д.

В результате выпускник педагогического колледжа должен научиться:

1.решать задачи ключевого уровня профессиональной компетентности;

2.работать с традиционными и цифровыми источниками информации;

3.владеть практическими умениями и навыками самостоятельного моделирования и создания, а также структурирования портфолио.

В работе с выпускниками можно использовать три основных типа портфолио:

1.портфолио документов.

2.портфолио работ.

3.портфолио отзывов.

Следовательно, портфолио - это:

1.Средство мониторинга профессионализма педагога, отражающее уровень его компетентности и конкурентоспособности.

2.Коллекция дидактических и методических материалов, предназначенных для более совершенной организации учебного процесса в дальнейшей профессиональной деятельности.

Таким образом, портфолио выпускника педагогического колледжа должно стать формой его поддержки в условиях конкуренции на рынке труда и умением грамотно, самостоятельно презентовать свои достижения работодателю. А в некоторых случаях портфолио может стать итоговым документом - аналогом свидетельства или выступать наряду с ним. А для администрации образовательных учреждений или других учреждений портфолио- это визитная карточка будущего педагога или будущего работника.

Поэтому раскрутка портфолио выпускника - это одна из эффективных идей  в образовательной деятельности колледжа и мера состоятельности выпускника в профессии.

 

Список литературы:

 

1.     Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. – СПб, 1997.

2.     Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.

3.     Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.,2001.

4.     Селевко Г.К. Компетентности и их классификация//Народное образование, 2004. №4.

5.     Смольянинова О.Г. Формирование информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедийных технологий //Информатика и образование, 2002. №9.

6.     Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/www.edu.ru.

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ