Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Образовательные ситуации как средство  развития коммуникативных умений детей с особыми образовательными возможностями

(на примере ознакомления с графикой детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития)

Королева Ирина Викторовна,
преподаватель СПб ГБПОУ
«Педагогический колледж №8»

 

Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения
(Антуан Сент-Экзюпери)

Лев Семенович Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция общения. Способность к общению затрагивает сферу социальных отношений и самым естественным образом имеет выход на личностные качества ребенка, позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, удовлетворять интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практических результатов.

Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности дошкольников. В коллективной деятельности дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.

Психическое развитие ребенка происходит на основе освоения культурно – исторического опыта, носителем которого является взрослый. При недостаточном общении темп формирования коммуникативных умений, психических процессов замедляется (Е. Д. Дмитриева 1989, Л. Г. Соловьева  1996). К моменту поступления в школу у таких детей не формируется социальный статус, в связи с этим они попадают под категорию дезадаптированных детей, поэтому сформированность коммуникативных умений имеет большое значение к моменту поступления в школу.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется: меняется содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно и постепенно. Проблемам онтогенеза общения посвящены работы Лисиной М.И., Рузской Т.А., Смирновой Е.О.

У детей с ЗПР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонематическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения (С. Я. Рубинштейн).

Дети с ЗПР фактически лишены возможности словесной коммуникации, так как усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений. Дети с задержкой психического развития (6 – 7 лет) с большим желанием выбирают игру, чем  совместную деятельность со взрослым, что свидетельствует о низкой потребности в общении с окружающими людьми. Слабое развитие потребностей социального характера приводит к тому, что к концу дошкольного возраста дети с ЗПР с большими трудностями овладевают средствами речевого общения даже в тех случаях, когда у них имеется достаточный словарный запас и удовлетворительное понимание обращенной речи.

Формирование полноценной коммуникации особенно актуально для детей с отклонениями в развитии. Эти отклонения психологи и педагоги квалифицируют, как «задержка психического развития». У детей с задержкой психического развития ,  из – за незрелости эмоционально – волевой сферы, имеются трудности в формировании коммуникативных навыков. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, не способствует развитию познавательной деятельности. У них медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них недостаточное употребление слов, пониженная речевая активность, бедность речевого общения.

Старшие дошкольники с задержкой психического развития не интересуются деятельностью сверстника (иногда короткий взгляд в его сторону).  6 – 7 летние дети с задержкой психического развития безразличны к   оценкам сверстников в свой адрес, а также и к их эмоциональным состояниям. У них нет явных предпочтений в общении со ровесниками, нет устойчивых пар, групп общения. Общение со сверстниками у детей с ЗПР носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер.

Таким образом, характеристика детей с задержкой психического развития

1.       Физические и моторные особенности развития: для детей с ЗПР характерны недоразвития моторики, особенно мелкой, а так же затруднения в координации движений, проявление  гиперактивности или заторможенность.

2.       Психические особенности: замедление развития эмоционально – волевой сферы и личности: наблюдается эмоциональная незрелость, слабость мотивации поведения, неспособность к волевому усилию, низкий уровень самоконтроля, неумение планировать свою деятельность. Они не могут длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности.

3.       Познавательные процессы: познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедления приема и переработки информации, восприятие детей крайне ограничено объемом: они выделяют в исследуемом объекте мало признаков и с трудом его выделяют из фона.

4.       Внимание: крайне неустойчиво, легко отвлекаемо, наглядно – образное мышление развито слабо.

5.    Трудности в овладении  предметным изображением у дошкольников с ЗПР связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой речи, тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. К тому же недостаточное развитие зрительно – двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке нарисовать предмет. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. В итоге ребенок не хочет заниматься рисованием.

Изобразительное искусство является важным средством всестороннего развития детей. А так как графика является одним из видов изобразительной деятельности, то ее развитие и совершенствование графических навыков способствует подготовке ребенка к школе и личностному развитию.

Для развития полноценного общения детей, становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить только взрослый.

Здесь возможны два пути:

•        Организация совместной предметной деятельности детей;

•        Формирование их субъектного взаимодействия.

Поэтому появляется потребность в создании таких форм организации детей , как образовательные ситуации , которые помогут в совершенствовании графических навыков и помогут развитию коммуникативных умений.

В процессе исследования участвовали дети старшего дошкольного возраста , посещающие ДОУ с младшей группы, имеющие особые индивидуальные особенности. С пятилетнего возраста по результатам диагностики ОУ и рекомендациям медико-педагогической комиссии дети посещают группу компенсирующей направленности. Основная проблема данных детей определяется как задержка психического развития. Для изучения коммуникативных умений у детей была использована методика, разработанная О. А. Дыбиной.

Анализ результатов диагностики дает возможность утверждать, что у детей выявлен 1 и 2 уровень ( по методике О.А.Дыбиной) развития коммуникативных умений . Дети  не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий или принимают предложения более активного сверстника, однако могут возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением; не знают норм организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе, часть детей знает нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывают интересы сверстника); проявляют равнодушие к сверстникам либо замечают затруднения сверстников, но не всегда оказывают необходимую помощь; помощь принимают, но самостоятельно за ней не обращаются.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, современные исследования в области развития общения, а также результаты диагностики интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация» , необходимо констатировать ,что трудности вступления в контакт с людьми  затруднят  дальнейшую социализацию детей в обществе. Организуя непосредственно-образовательную деятельность , необходимо  использовать разные формы общения (педагог-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок- дети, педагог- дети) и различные формы работы, которые дают возможность для развития коммуникативных умений при выполнении коллективных панно. Вот некоторые из них:

- каждый ребенок работает над своим рисунком, а потом все дети под  руководством составляют общую композицию;

- работа парами на одном листе бумаги с различными формами кооперации: каждый выполняет свою часть изображения рядом - один сделал мазок, затем другой; один руководит работой - другой выполняет;

- дети подразделены на несколько подгрупп, каждая выполняет свое задание (например, одна создает фон, другая – детали пейзажа: деревья, кусты, облака; третья изображает диких животных);

- кооперационная работа по типу конвейера: каждый ребенок выполняет свою часть общей работы, которая потом вместе с педагогом объединяется в одно изображение - образ.

Образовательная ситуация – это форма организации детей.

Она может быть заранее спланирована воспитателем, придуманная, с подготовленным материалом, в которой решаются воспитательно – образовательные задачи. Спланированные ситуации должны быть гибкими, чтобы их можно было менять в зависимости от складывающихся  условий, но при этом придерживаться поставленной цели. Могут быть спонтанные ситуации, которые связаны с жизнью детей, в этом случае педагогу необходимо превратить житейскую ситуацию в образовательную.

В любых ситуациях необходимо совместное решение задач детьми и взрослыми, партнерское отношение во время поиска.

Образовательные ситуации могут быть использованы на протяжении всего образовательного процесса, и в совместной деятельности и самостоятельной деятельности ребенка и в режимных моментах. Примеры образовательных ситуаций:

Ситуация  № 1. «Бабочки летают».

Ситуация  № 2. «Рыбки в аквариуме».

Ситуация № 3. «Лесные жители».

Ситуация  № 4. «Улица нашего города».

Предложенные ситуации были апробированы в работе с детьми . Последовательность предложенных ситуаций объясняется постепенным усложнением материала, повышением требований к процессу общения во время коллективной работы. Педагогическое наблюдение за деятельностью детей  дает возможность утверждать, что проявляется тенденция к взаимодействию детей в процессе коллективной работы, дети обращаются к друг другу, к этому их вынуждает ситуация получения общего результата, интерес к деятельности В процессе коллективной работы  у детей развиваются коммуникативные умения и навыки, умение сотрудничать , участвовать в диалоге. Кроме того, во время работы устанавливаются партнерские отношения между участниками, включенными в образовательную ситуацию, происходит не только взаимопомощь и поддержка друг друга словом и делом, но иногда  взаимообучение. Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с использованием  нетрадиционных  приемов дает положительные результаты:

  • - у детей формируются интегративные качества;
  • - дети более свободно держатся ;
  • - речевая активность повышается, они с большим желанием общаются со сверстниками и взрослыми, проявляют инициативу в общении, расширяется содержание их общения;
  • - повышается уровень речевой культуры детей;
  • - повышается уровень коммуникативной компетентности детей.

Формирование мотивации общения у дошкольников возможно лишь в том случае, когда происходящее вокруг ребенка интересно ему, захватывает его, вызывает желание стать участником происходящих событий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии  

0 #2 мехтиева наталья 08.05.2015 23:40
спасибо,очень ценная информация
0 #1 Наталья 28.03.2015 10:37
Материал интересный не только для воспитателей дошкольного учреждения, но и для преподавателей педагогических колледжей и институтов.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ