Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Профилактика употребления ПАВ на уроках естественных
и медицинских дисциплин

Арзангулян Юлия Геннадьевна,
СПб ГБПОУ  “Академия индустрии красоты “ЛОКОН”,
Санкт-Петербург

 

Проблема профилактики употребления ПАВ на сегодняшний день звучит достаточно остро,  так как в последние годы практически во всех регионах Российской Федерации употребление психоактивных веществ (ПАВ) приняло характер эпидемии. Исследователи отмечают, что повышение интереса к ПАВ напрямую связано с изменениями, происходящими в обществе (В.В. Гульдман, С.А. Караганова, Г.Ф. Карпова, Д.В. Колесов, Г.В. Латышев, Г.Г. Силласте, В.М. Сорокин, Б.Е. Спрангер, Е.А. Чернов и др.). Чем глобальнее изменения в обычном ритме жизни, устоях, традициях, тем больше вероятность того, что часть общества, не найдя в себе силы адаптироваться к социуму, предпочитает уход в наркогенную среду. Как правило, уровень наркотизации все больше захватывает детско-подростковую группу со сдвигом показателей употребления ПАВ в младшие возрастные группы. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании: средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек до 12,9 лет; возраст приобщения к наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 лет среди мальчиков и 14,6 лет среди девочек (Т.Н. Дудко, Н.В. Вострокнутов, А.А. Гирни, A.M.Басовидр.) Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в нашей стране 8 % молодежи периодически употребляют наркотики, которые становятся частью молодежной субкультуры, привычным элементом досуга (С.Г. Косарецкий, С. В. Егоршев, Е.Е. Чепурных, Е.Н. Сорочинская, В.М. Сорокин, Е.П. Омельченко и др.). Следует отметить, что на первый план в настоящее время выходит употребление синтетических препаратов с высокой наркогенной активностью (героин, амфетамины). Подростки быстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость. Это определяет резкое укорочение периода возможных эффективных предупреждающих мер после начала употребления наркотических средств и "запущенность" наркологических проблем при первичном обращении детей и подростков за помощью.
Все эти факторы определяют объективную необходимость существенной перестройки и активизации системы первичной комплексной профилактики употребления психоактивных веществ.

Поэтому для нас преподавателей естественного и медицинского цикла первоочередной задачей борьбы с наркоманией является организация профилактической работы направленной на формирование у студентов ориентации на здоровый образ жизни, предусматривающий комплексный подход к решению проблем предупреждения наркомании во всех основных сферах жизнедеятельности студентов.  Мы считаем, что профилактическая работа должна быть обращена и к тем студентам, которые ещё не сталкивались с ситуацией наркотизации (первичная профилактика), но и к тем которые начали “экспериментировать с наркотиками (вторичная профилактика)”.

Наша программа основана на концепции профилактики употребления ПАВ, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», т. е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в целом».

В целом важен каждый из аспектов здоровья, каждый влияет на все остальные. Каждый аспект освещается с целью довести до подростков принципы здорового образа жизни. Здоровье — это состояние полного физического, умственного, социального, личностного, духовного, эмоционального и интеллектуального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.

Основная идея профилактики — формирование гармонично развитой, жизненно компетентной и здоровой личности. Программа сопровождает процесс становления и развития личности учащегося.
Профессионально заниматься профилактикой употребления ПАВ в системе образования могут психологи и, в определенной области, социальные педагоги. Однако без включения всего персонала учебного заведения, родителей, самих учащихся процесс профилактики будет не в полной степени эффективным. Достижение заметных результатов возможно только при осуществлении комплексной профилактики наркозависимости (КПН). КПН предполагает:

1)включение в процесс профилактики всех участников образовательного процесса;

2)подключение различных государственных и общественных

организаций (после соответствующего анализа их возможностей и профессионализма);

3)осуществление работы со всеми психическими сферами учеников.

Исследования по данной проблеме показывают, что причины наркозависимости в основном имеют психологический характер, поэтому основная роль в профилактике наркозависимости отводится социальным педагогам и психологам. Но они в одиночестве не смогут решить проблему, им  необходимо подготовить всех участников образовательного процесса к профилактической работе. Успешность мероприятия определяется тем, насколько в учебном заведении будет создана система профилактики и насколько удастся подготовить родителей и вовлечь их в эту работу. Зарубежный опыт показывает, что отдельные профилактические программы, выполняемые специалистами (психологами, медиками), существенно не изменяют ситуацию Необходимо организовать работу психолога со всеми участниками образовательного процесса: ученики, учителя, классный руководитель, администрация, ученики-посредники, родители; социальные педагоги; медики.

Мы преподаватели играем очень важную и непосредственную роль в осуществлении профилактики  ПАВ, так как наши предметы имеют прямое отношение к здоровому образу жизни и здоровью человека. В своей деятельности при помощи различных методов и технологий стараемся донести до студентов информацию о влиянии ПАВ на здоровье человека:

·        лекции,

·        практические занятия,

·        тестирования, тренинги,

·        круглые столы,

·        учебные фильмы,

·        выставки плакатов “Скажи наркотикам нет”,

·        ежегодно принимаем участие в акции “Пулковский меридиан”.

Студенты обязательно должны знать, как влияют наркотики на здоровье. Ни для кого не является секретом, что наркотические препараты губительно влияют на организм человека. Последствия употребления наркотических препаратов отражаются на всех органах и системах наркомана, и, к большому сожаленью, такие изменения практически необратимы. В некоторых случаях, даже однократное употребление наркотика может привести к довольно плачевным последствиям. К большому сожаленью, даже обилие информации о вреде наркотических препаратов, не приводит к уменьшению количества наркоманов.

В своей деятельности мы делаем акцент на влияние психоактивных веществ на различные системы организма человека в зависимости от специфики изучаемых дисциплин.

Влияние наркотиков на сердце.Больше всего разрушительное влияние наркотических препаратов сказывается на сердечнососудистой системе. Так при приеме опиатов угнетаются центры регуляции деятельности сердца и сосудов. Как результат у наркомана начинает снижаться артериальное давление, пульс становится реже. В организм человека не поступает достаточное количество кислорода, и у него начинается состояние гипоксии. В состоянии гипоксии нарушаются метаболические процессы в сердечной мышце, вызывая ее дистрофию. Сердце начинает работать с перебоями, и не может обеспечить организм достаточным количеством кислорода.

Последствия употребления наркотических препаратов группы стимуляторов, а к ним относятся амфетамин, эфедрин, экстази, кокаин, отличаются по механизму влияния, но сходны по своим последствиям. После приема стимуляторов начинается учащение пульса и повышается артериальное давление. Также при этом наступает спазм сосудов кожи, в результате чего нарушаются процессы терморегуляции организма. Это ведет к повышению температуры тела, из-за чего увеличивается нагрузка на сердечнососудистую систему. Перегрузка этой системы ведет к возникновению аритмии, инфаркта или инсульта.

Независимо от того, какой наркотический препарат принимает наркоман, он приводит к износу сердца. Если наркоман не скончается от пневмонии или передозировки, то спустя 3-4 года его сердце будет напоминать сердце восьмидесятилетнего старика. Впоследствии у него возникает сердечная недостаточность, которая в дальнейшем приводит к летальному исходу.

Влияние наркотиков на легкие.При курении якобы «безобидной» марихуаны, которая курится без фильтра, в легкие курильщика попадает в четыре раза больше различных смол и сажи, чем при курении обычных сигарет. Исследования показали, что «хронический бронхит курильщика» при курении марихуаны развивается значительно быстрее, кроме того, возникает высокий риск заболевания раком легких. Очень часто наркоманы для сооружения «косяка» используют любую подручную бумагу, в том числе и газеты. Но известно, что типографская краска в своем составе содержит большое количество свинца, который приводит к отравлению организма.

Такие опиаты как героин и морфин, приводят к угнетению дыхательного и кашлевого центров головного мозга. Это приводит нарушению кашлевого рефлекса, что приводит к различным легочным инфекциям, в первую очередь к пневмонии. Также нарушение процесса дыхания приводит к кислородному голоданию всех органов. Самое большое разрушительное влияние гипоксия проявляется на деятельности головного мозга и сердца. Передозировка опиатов вызывает паралич дыхательного центра, в результате чего наступает смерть из-за остановки дыхания.

Влияние наркотиков на нервную систему.Любые наркотические препараты вызывают у человека зависимость, и именно этот фактор губительно влияет на его психику.

Действие на человеческий мозг галлюциногенов является катастрофическим. Так прием такого галлюциногена как ЛСД может вызывать тяжелые необратимые изменения. У человека возникают различные психозы, изменения характера, снижаются умственные способности, наблюдается моральная деградация и полный распад личности. Употребление наркотиков приводит к такому тяжелому заболеванию, как шизофрения. Некоторые наркотические препараты группы галлюциногенов накапливаются в тканях головного мозга, и продолжают отравлять его даже после отказа от наркотика.

Все виды наркотических препаратов истощают нервную систему человека. При этом наркоман впадает в состояние депрессии, которая очень часто приводит его к суициду. Поэтому самоубийство «под кайфом» в наши дни никого уже не удивляет.

Пагубное воздействие наркотических веществ на организм человека не ограничивается описанными выше явлениями. Также у всех наркоманов сильно снижается иммунитет. Именно из-за этого такое заболевание как пневмония, стоит на втором месте среди причин смерти героиновых наркоманов, после передозировки.

Вредное влияние наркотических веществ можно видеть на обмене кальция в организме. Кости у наркоманов начинают истончаться и становятся довольно хрупкими. В первую очередь страдают зубы, достаточно 3-4 лет регулярного употребления наркотиков, чтобы полностью лишиться их.

Влияние наркотиков на систему пищеварения.При употреблении наркотических препаратов у наркоманов в первую очередь пропадает аппетит. У всех наркоманов сильно понижается статус питания, вплоть до полного истощения. Употребление наркотических веществ, приводит к нарушению процессов выработки пищеварительных ферментов, что приводит к затруднению процессов переваривания пищи. В первую очередь нарушаются моторные функции кишечника. В большинстве случаев гипермоторика вызывает болезненные спазмы в животе, а снижение моторной функции приводит к хроническому запору.

Сказывается потребление наркотиков и на работе печени. Ведь печень играет главную роль в очищении организма от токсинов. Поэтому цирроз печени у наркоманов развивается намного чаще, чем у алкоголиков.

Влияние наркотиков на репродуктивное здоровье.Постоянное употребление наркотических препаратов приводит к утрате сексуального влечения, а впоследствии к импотенции. От того, какой наркотик принимается, этот процесс не зависит. Фатальным может быть влияние наркотических препаратов на наследственность. Так такой наркотик как ЛСД является мутагеном. Даже однократный прием этого препарата может вызвать необратимые изменения в человеческих хромосомах, навсегда обрекая свою жертву рождать мутантов.

Влияние наркотиков на беременность.Влияние наркотических веществ,  сказывается и на потомстве наркоманов. У наркоманов очень высокий риск врожденных уродств. Это связано не только с мутагенным влиянием наркотических веществ на яйцеклетки и сперматозоиды, но и прямым токсическим влиянием наркотиков на развитие зародыша. Если будущая мать, не прекращает прием наркотиков во время беременности, то есть все предпосылки, что ребенок родится наркозависимым. Даже в том случае, если этого не произошло, то риск стать наркоманом у такого человека сохраняется на всю жизнь. Данные статистики говорят о том, что дети родителей-наркоманов в 3-4 раза чаще становятся наркоманами в подростковом возрасте.

Влияние наркотиков на организм подростка.Самым ужасным проявлением наркомании является детская и подростковая наркомания. У детей и подростов зависимость от наркотических веществ возникает намного быстрее, чем у взрослых, а разрушительное действие выражается намного сильнее. У подростков, которые употребляют наркотики, возникает слабоумие, а риск психических заболеваний возрастает в несколько раз. При этом моральная деградация и разрушение личности происходит намного быстрее. Воздействие наркотических препаратов значительно замедляют физическое развитие организма подростка. Наркоманы-подростки явно отстают от своих сверстников по росту и весу.

В заключение хочется сказать, что влияние наркотических препаратов на здоровье человека многогранно и всесторонне, но во всех случаях деструктивно. Данные статистики говорят о том, что средний срок жизни наркомана колеблется в пределах от 7 до 10 лет. Разве стоит из-за этого укорачивать свою жизнь, в обмен на довольно сомнительное удовольствие?

Подводя итог всему вышесказанному, проблема профилактики ПАВ решается на всех уровнях  образовательного процесса. Мы как специалисты в своей области делаем всё возможное для формирования стойкого представления о необходимости сохранения и укрепления здоровья каждой отдельной личности

Здоровье - лучший дар молодости, и только в молодости оно даётся даром. В зрелом и пожилом возрасте здоровье надо заслужить, принимая меры к его сохранению и укреплению. Для этого необходимы конкретные знания, большое желание и сила воли, чтобы оставаться здоровым долгие годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1)    Белогуров С.Б. «О наркотиках и наркоманиях. СПб: «Университетская книга», 2000 г.;

2)    Дереча В.А. Основа первичной позитивной наркопрофилактики/ Профилактика и реабилитация в наркологии, 2002г .

3)     Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей. - СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2002.

4)    «Профилактика наркозависимости через учебный предмет. СПб, 2002»;

5)    Пятницкая И. Н. Общая и частная наркология: Руководство для врачей. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2008. – 640 с.

6)    Шипицина Л.М., Казапова Е.И. «Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей. СПб, 2001»;

7)   Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ