Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Инклюзивное образование в педагогическом колледже.
Мнение работодателя

 

Воронова Людмила Ивановна,
старший воспитатель ГБДОУ
детский сад №134 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Инклюзия – Инклюзивное образование - трансформация образования, ориентированная на формирование условий доступности образования для всех (в том числе инвалидов или людей с ограниченными возможностями).

Люди с ограниченными возможностями здоровья – люди, имеющие те или иные отклонения в развитии: разнообразные дефекты речи, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психического или интеллектуального развития.

В настоящее время на государственном уровне остро ставится вопрос о «равных возможностях для разных людей», в том числе, о возможности реализации себя, как личности людей с ОВЗ, об их правах на интеграцию в обществе, социализацию, получение образования и трудоустройство.

Таким образом, каждое учебное профессиональное учреждение также должно быть готово принять в свои стены учащихся с теми или иными ограничениями возможностей здоровья. Уже разработаны различные нормативы данной готовности: приспособленность зданий и помещений, мебели, программ обучения, специальные технические средства обучения. Подготовка любого учебного заведения к приему учащихся с ОВЗ – лишь вопрос времени и средств. Но остается открытым вопрос: в любой ли профессии сможет реализоваться выпускник с ОВЗ. И дошкольное образование является одной из областей, где возможность трудоустройства лиц с ОВЗ представляет серьезную проблему.

Инклюзию также определяют, как процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех обучающихся, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Даже если обучающемуся с ОВЗ доступно освоение программы обучения педагогического колледжа (либо адаптированной программы обучения), является ли цель этого обучения адекватной?

Наиболее распространенные специальности в дошкольном образовании РФ: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог (все эти специалисты работают и в нашем учреждении). Насколько педагог с ОВЗ способен выполнять профессиональные обязанности специалистов данных категорий?

По роду своей деятельности каждый из этих педагогов должен уметь владеть аудиторией: грамотно, выразительно, эмоционально передавать вербальную информацию детям. С учетом популярности и доступности среди современных детей дошкольного возраста компьютерных игр, персональных игровых приставок, планшетов и пр., педагогу все труднее становится вызвать сосредоточение внимания, эмоциональный отклик детей на воспринимаемую информацию, не поддерживаемую ярким, быстро сменяющимся зрительным рядом. Таким образом, педагоги с речевыми нарушениями, будут иметь значительные затруднения при установлении продуктивного контакта с детской аудиторией дошкольного возраста.

С каждым годом у детей дошкольного возраста (по данным различных исследований) все чаще отмечаются те или иные речевые нарушения (нарушения звукопроизношения различного генеза, общее недоразвитие речи, лексико-грамматическое недоразвитие, заикание). Кроме того, все чаще встречаются дети, имеющие трудности установления контакта с окружающими (в том числе и из-за распространенности и доступности современных гаджетов), эти дети могут говорить очень тихо, невнятно, маловыразительно, намеренно слабо артикулировать. Педагог, работающий с детьми данных категорий, должен иметь очень хороший слух, сформированное на высоком уровне фонематическое (звуковое) восприятие, чтобы максимально точно понимать произнесенные ребенком слова и фразы, и многократным переспрашиванием или непониманием не оттолкнуть ребенка, не нарушить устанавливающийся с ним контакт. Таким образом, педагоги с нарушениями слуха той или иной степени выраженности, могут иметь значительные затруднения при установлении продуктивного контакта с детьми дошкольного возраста.

С каждым годом педагоги дошкольных образовательных учреждений отмечают рост количества детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. К сожалению, мнение невропатологов, психологов, коррекционных педагогов о необходимости создания для таких детей специальных условий обучения и воспитания в группах компенсирующей направленности носит рекомендательный характер, а решение о переводе (или не переводе) ребенка в специализированную группу принимают родители (редко компетентные в решении данного вопроса). В связи с этим, а также с учетом внедрения инклюзивного образования в дошкольных учреждениях даже в общеобразовательных группах детских садов мы можем выделить от 1 до 5 (и более) детей данной категории. Гиперактивные дети представляют собой серьезную угрозу соблюдению безопасности пребывания детей в детском саду, сохранению жизни и здоровья детей всей группы (в том числе и своих жизни и здоровья и даже педагога). Воспитательно-образовательный процесс с детьми данной категории требует от педагога особо пристального внимания, быстроты реакции, а иногда даже высокой скорости передвижения. Таким образом, педагоги с нарушениями зрения той или иной степени выраженности, а также педагоги с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут иметь значительные затруднения при осуществлении воспитательно-образовательного процесса в современной группе детского сада.

Говоря о доступности образования (в том числе профессионального) для всех категорий граждан, часто подразумевают и дискриминацию по национальному признаку. Для работы с детьми дошкольного возраста не имеет значения национальность педагога. В этом возрасте дети легко принимают людей разных национальностей, носителей разных языков и культур, с удовольствием перенимают их традиции. Важнейшим критерием при приеме на работу педагога любой национальности является владение грамотным языком обучения (в нашем учреждении – это русский язык). Для дошкольников характерно преобладание непроизвольного обучения, обучение через ежедневно наблюдаемый пример, находящегося рядом взрослого. Таким образом образец грамотной речи педагога – непременное условие успешного развития ребенка.

Обеспечивая реализацию прав граждан различных категорий мы должны учитывать права каждого ребенка на охранное и радостное детство, на пребывание в благоприятной развивающей среде. Организация пребывания детей дошкольного возраста в современном образовательном учреждении согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в первую очередь должна быть направлена на создание благоприятных эмоциональных условий, обеспечение безопасности детей и всестороннее развитие личности.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ