Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование комуникативных компетенций
в процессе обучения профессиональным модулям

(профессия секретарь)

Беликова Оксана Геннадиевна, методист
СПБ ГБ ПОУ «Экономический колледж»

Введение

               В настоящее время среднее профессиональное образование специализируется на подготовке специалистов функционального (тактического) уровня, что предполагает формирование у студентов определенных компетенций: профессиональных и общих,  и как следствие установление требований к их подготовке в рамках образовательной программы по профессии.

В связи с этим возникает необходимость в построении состава компетенций, удовлетворяющих требованиям работодателей, и формируемых на всех этапах получения специальности. Реализация данной реальности является необходимым,  сложным и многогранным процессом, что говорит и о неоднозначности направлений её решения.

Необходимо понимание сути профессиональных и общих компетенций, от этого понимания будет зависеть результативность процесса  их формирования.

Во ФГОС третьего поколения компетенции: профессиональные и общие, определены как новый образовательный результат, выражающийся в овладении студентом не только конкретных знаний и умений, но и набором способов деятельности.

Овладевая каким-либо способом деятельности, студент получает опыт интеграции различных результатов образования  - опыта практической деятельности, ценностей и постановки цели.

Набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять студенту оказываться адекватным типичным ситуациям. Такой набор является предметом запроса работодателей и может корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.

Профессиональные и общие компетенции в системе подготовки специалистов среднего профессионального образования: секретарь

Общие компетенции многофункциональны, надпредметны и многомерны, основываются на свойствах человека и проявляются в определённых способах поведения, которые опираются на его психологические качества, включают широкий практический контекст с высокой степенью универсальности. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни:

üпонимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

üанализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

üработать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

üсоблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. Использовать методы и средства делового общения

Общие  компетенции инварианты относительно видов профессиональной деятельности, и решают общие для различных профессиональных областей задачи, свя­занные с умениями человека взаимодействовать с другими людьми, раз­решать проблемы, сотрудничать, работать с информацией.

Под профессиональной компетенциямипонимается интегрирован­ный результат профессионального обучения, выражающийся в готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для вы­полнения профессиональной деятельности в соответствии с установленными требованиями. Формирование профессиональных компетенций связано с процессом «оспособления» человека, т.е. овладения им способами деятель­ности (развития способности) в процессе освоения разнообразных видов деятельности. Поскольку освоить деятельность через подражание невозможно, обучающийся начинает управлять своей дея­тельностью, используя, интегрируя различные результаты образования (знания, умения, навыки, ценности и др.), формируя  собственный ресурсный пакет. Если для выполнения какой-то профессиональной деятельности внут­ренних ресурсов оказывается недостаточно, обучающийся может мобилизо­вать ресурсы извне [1].

Набор осваиваемых способов деятельности социально востребован, является предметом запроса работодателей и других заказчи­ков образования, что позволяет обучающемуся оказываться адекватным ти­пичным социально-профессиональным ситуациям. Такие требования могут быть актуальными в течение какого-то промежутка времени, а затем корректироваться   в   связи   с   разного   рода   изменениями   (социально-экономическими и др.).

Следует также учитывать, что профессиональная компетенция – способность к выполнению основных видов профессиональной деятельности и профессиональных задач в условиях производства.

Следовательно,  в состав профессиональных компетенций можно включить следующие группы компетенций: общепрофессиональные, специальные и специализированные, в зависимости от рода, вида, класса профессии.

Учитывая матрицу образовательных результатов И.С. Фишман [4], каждую группу компетенций предлагает классифицировать по уровням сформированности, которые зависят от планируемого образовательного результата, вида выполняемой деятельности (репродуктивной, частично-поисковой, поисковой), подготовки студентов и их личностных характеристик. В основу каждого из уровней положены понятия познавательной деятельности: воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Коммуникативные компетенции в формировании профессиональной

личности секретаря

Далее, данный материал, касающийся вопроса формирования компетенций через модульно-компетентностный подход при обучении профессиональному модулю секретарей, можно сузить до характеристики  группы профессиональных компетенций, которые являются базовыми для освоения основных видов профессиональной деятельности по этой специальности. Это коммуникативные компетенции.

Коммуникативная компетентность рассматривается как интегральное личностное качество, определяющее включенность специалиста в деятельность и формирующееся в процессе развития и саморазвития всей личности в целом.

Коммуникативная компетенция - это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. К этим навыкам относятся грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Так же коммуникативная компетенция – это владение определенными знаниями и умениями. Это ключевой фактор профессионального успеха, являющаяся надпрофессиональным качеством, востребованным на рынке труда, поскольку позволяет строить взаимодействие с партнерами по общению на качественно новом цивилизованном уровне, что в свою очередь отражается на эффективности совершенствования результатов труда.

В получении профессии секретарь  обозначились четкие тенденции к усилению общегуманитарной составляющей, к совершенствованию на этой основе подготовки будущих специалистов, владеющих основами профессионального общения, как в устной, так и в письменной речи.

В процессе подготовки секретарей  коммуникативные компетенции рассматриваются, как самостоятельный аспект профессиональной деятельности специалиста, через взаимосвязанные структуры:

üперцептивная - проникновение во внутренний мир партнера по профессионально-деловому общению;

üсобственно-коммуникативная – направленная на установление взаимовыгодных целесообразных отношений;

üкоммуникативно-операциональная – активное использование средств техники общения в профессионально-деловой сфере.

Для успешного осуществления всех этих компонентов необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях, которые в свою очередь являются знаниями в действиях. Поэтому, структура коммуникативной компетентности рассматривается, в соответствии с компетенциями, необходимыми для осуществления коммуникации на определенных этапах:

üперцептивную компетенцию, отражающую процесс восприятия и формирования образа партнера по профессионально-деловому общению и установления взаимодействия;

üсобственно-коммуникативную компетенцию, включающую обмен информацией;

üинтерактивную компетенцию, предусматривающую организацию взаимодействия.
            К перцептивным компетенциям мы относим компетенции необходимые на начальном этапе коммуникативной деятельности, при процессе восприятия и понимания другого человека, ценностных ориентаций партнера по общению.

Собственно коммуникативные компетенции связаны с владением профессиональной речи и включают: владение терминологией данной специальности; умение строить выступление на профессиональную тему; умение организовать профессиональный диалог и управлять им; умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности. Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.

Интерактивные компетенции предусматривают умение налаживать целесообразные отношения с участниками производственного процесса, организовать совместную творческую деятельность.

Таким образом, коммуникативная компетентность в деятельности секретаря — это способность достигать поставленных целей, устанавливать сходство и различия суждений, кодировать, декодировать, перекодировать передаваемую информацию таким образом, чтобы она без искажений была принята и декодирована реципиентом, применять знания, умения и навыки успешно действовать на основе практического опыта, готовность устанавливать контакты, связи, отношения поддерживать и сохранять их, способность действовать в ситуации неопределенности [4].

Организация коммуникативной профессиональной деятельности — выбор и обоснование процедур коммуникативного характера в профессионально значимых ситуациях, определяющих достижимость целей и эффективность деятельности через умение профессионального общения, а в профессии секретаря это и устное (деловые беседы, организация приема посетителей, переговоры по телефону и пр.) и письменное (составление текстов документов, информационных баз и пр.) общение.

Для реализации программ  профессиональных модулей в соответствии с ФГОС по профессии секретарь, с опорой на формирование коммуникативных компетенций как составляющей профессиональных, были рассмотрены методы, формы и средства с помощью которых осуществлялось педагогическое взаимодействие.

Во время занятий используются разнообразные методы, имеющие практико-ориентированную  направленность:

üМетод проектов (используется при решении комплексных заданий, которые моделируют реальные рабочие ситуации) Данный метод  используется на протяжении всего курса. Данные задания  - совокупность приемов, действий студентов в их определенной последовательности для достижения поставленной цели, которая была определенной, значащей для студентов и оформленной в виде какого-то конечного продукта. Основная цель  использования этого метода заключается в предоставлении студентам возможности учить самостоятельному получению знаний в процессе решения практических задач или проблем, которое требует интеграции знаний из разных наглядных сфер.

üЗадания-кейсы  - это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, освоение видами профессиональной деятельности, и развитие мыслительных способностей. 

üРолевая игра использовалась для активного взаимодействия студентов между собой. Например, разыгрывалась ситуация на предприятии, где каждому выдавалось определённое задание, в итоге все должны были прийти к решению одной единственно проблемы, о которой они не знали заранее. Основная суть заключается в том, что в ходе игры студенты непрерывно взаимодействуют друг с другом и решают возникающие проблемы, тем самым у них повышаться уровень коммуникативной компетентности.

üРабота над созданием документа по конкретному заданию дает возможность отработать умения использования официально-делового стиля в конкретных видах документов, это особенно важно, поскольку каждый класс документов имеет свои особенности текста, свои речевые формулы и штампы

üРабота с готовым документом (корректировка, редактирование, поиск ошибок в оформлении) данный вид работы закрепляет овладение профессиональной компетенцией ПК 1Составлять, редактировать и оформлять организационно-распорядительную документацию, создаваемую в организации, согласно требованиям Государственных стандартов (ГОСТ) по оформлению документов с использованием современных видов организационной техники.

Использование данных методов  в достаточной мере отвечает требованиям ФГОС по личностно-компетентностному подходу в формировании личности профессионала, они продуктивны, поскольку применяются в любой теме, мотивированы, поскольку вызывают творческий интерес и понимание значимости профессии, выполняют функцию адаптации. Акцент делается на том, что коммуникативные компетенции секретарей, являясь нематериальным ресурсом их эффективной профессиональной деятельности, формируют значимый профессиональный потенциал, обеспечивающий конкурентное преимущество на рынке труда.

Коммуникативные  компетенции реализуются во владении технологиями устного и письменного общения с учетом требований ГОСТ к тексту документов и особенностей официально-делового стиля, а так же и в языке компьютерного программирования.

Профессионально-коммуникативная компетенция — система экстрафункционалыюго обеспечения профессиональных функций специалиста, выраженного в готовности и способности к организации коммуникативной деятельности с представителями различных профессиональных групп и разных культур, что так же важно в деятельности секретаря, особенно в аспекте бездокументного обслуживания руководителя.

Согласно результатам промежуточных аттестаций и оценок по производственной практике, благодарственным письмам с описанием профессиональных характеристик студентов секретари освоили профессиональную компетенцию, которая реализуется в конкретном виде профессиональной деятельности  - работа с компьютером, 95%. Хорошую подготовку по основам профессиональных знаний (делопроизводство, планирование рабочего времени руководителя, деловые коммуникации, деловой этикет) – 90 %, и 74% - имеют навыки управления информационными потоками. 

Заключение

Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций.

Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы. Усложняется и квалиметрическое сопровождение ФГОС в рамках компетентностного подхода, требующего диагностирования не только профессиональных компетенций, но и оценивание формирования творческих способностей и личностных качеств.

Коммуникативная компетентность специалиста определяется его коммуникативной деятельностью, которая проистекает в профессиональной и деловой сфере. При этом профессиональная ее часть составляет содержательную сторону общения, а деловая – ее выразительная форма.

Коммуникативная компетенция в аспекте профессиональных компетенций подразумевает межличностную зону профессиональной коммуникации, акт социального взаимодействия, направленный на организацию и оптимизацию производственной, коммерческой деятельности. Коммуникативная компетенция  рассматривается во взаимодействии таких регистров, как техника ведения беседы, телефонное общение в деловых целях, деловая корреспонденция, деловая документация и контракты, деловая встреча, презентация, техника ведения переговоров и средства массовой информации, ориентированные на деловой мир профессиональной сферы специалиста.
 

Список литературы:

1.                     Байденко В.И., Оскарссон Б.Н. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и личность специалиста. - М., 2012.

2.                     Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. - М.: ГУВШЭ, 2012. - 357 с.

3.                     Болотов В.А., Сериков В.В., Изаренков Д.И. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 3.

4.            Денисова Л.Н., Медведев В.П. Модульно-компетентностный подход к новым государственным образовательным стандартам. PDF(143К) стр.96-99

5.            Загребина М.Г., Плотникова А.Ю., Севостьянова О.В., Смирнова И.В. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. И.С. Фишман. – Вып. 2 – Самара, 2006

6.            Левина Е. Ю. Квалиметрическое сопровождение образовательного процесса в вузе //Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 200–204.

7.            Формирование общих и профессиональных компетенций   обучающихся в учреждениях начального профессионального образования  [Текст]: Методическое пособие / Н.И. Нагимова –­ Ульяновск: УИПКПРО, 2009. ­-  65 с.

8.            Ярочкина Г.В., Ефимова С.А. Методика проектирования учебных материалов  на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования:  методическое пособие/ Г.В. Ярочкина, С.А. Ефимова – М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2006. -177 с.

9.            Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Текст]: // Профессиональное образование.. – 2002. – № 5 – С. 17- 23.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ