Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблемы управления системой внедрения педагогических технологий
в образовательный процесс

Малашина Людмила Аркадьевна,
мастер производственного обучения, преподаватель
СПБ ГБ ПОУ «Экономический колледж»,
Центрального района Санкт-Петербурга

В концепции модернизации российского образования в области среднего профессионального образования, в соответствии с требованиями образовательного стандарта третьего поколения,  в числе важных целей указаны такие, как: развитие у студентов  самостоятельности и способности к самоорганизации, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Для достижения этих целей концепции предлагается решить следующие задачи: “Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленности среднего специального образования, что означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т.д.”

Реализовать обозначенные выше цели модернизации образования можно только при условии качественного совершенствования методической подготовки и культуры преподавателя. Определяющим фактором в этой подготовке должно стать овладение преподавателем современными педагогическими технологиями, призванными преодолеть противоречие в системе образования между новыми целями процесса обучения и "классическим" содержанием образования, традиционными формами и методами обучения. Современные педагогические технологии призваны направить внимание учащихся не на изучение разрозненных фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с информацией, на формирование собственной аргументированной позиции.

Необходимость внедрения современных педагогических технологий сегодня обусловлена с одной стороны показателями обученности студентов (результативность промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации); с другой –подготовкой к преподаванию обновленного содержания образования; с третьей – целевыми и структурными изменениями в среднем профессиональном образовании (преподавание на базовом и профильном уровнях).

Понятие “технология” у разных авторов имеет различную интерпретацию. Само слово “технология” (гр. techne – искусство, мастерство + logos – слово, понятие, учение) означает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния... Этот термин широко употребляется при описании производственных процессов. Применительно к педагогике он означает мастерство плюс учение. В.П. Беспалько педагогическую технологию рассматривает как систему, в которой последовательно воплощается на практике заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс. М.В. Кларин определяет педагогическую технологию как системность и конструирование учебного процесса, гарантирующие достижение поставленных целей. Н.Е. Щуркова считает, что педагогическая технология – это сумма научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей. По ее мнению, это целая область профессиональной подготовки и переподготовки педагога, связанная с творчеством, мастерством, педагогической техникой.

В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения – это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации.

С другой – это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

§     цели обучения;

§     содержание обучения;

§     средства педагогического взаимодействия;

§     организация учебного процесса;

§     преподаватель, мастер производственного обучения- студент;

§     результат деятельности.

К настоящему времени педагогическая наука и практика наработали целый комплекс специализированных творческих подходов к этой проблеме. У преподавателя есть возможность изучить и определить для себя наиболее оптимальный набор эффективных приемов и методов, адаптировать их в соответствующем технологическом контексте, т.е. выбирая тип технологии, преподаватель должен изучить и учесть:

§     своеобразие темы, степень ее изученности;

§     место и роль данной темы в курсе, воспитании;

§     уровень способностей учащихся данного класса, их познавательную активность;

§     содержание учебного материала;

§     соотношение предлагаемого в учебнике содержания материала с "минимаксом" (необходимые и достаточные знания и умения);

§     поставить цель и задачи урока;

§     определить соотношение самостоятельной и коллективно-распределительной работы на занятии, ее формы;

§     выявить связь с предыдущим материалом;

§     обозначить форму и тип урока;

§     определить оптимальный набор приемов, методов и средств обучения.

В целом все эти элементы представляют собой основу выбора оптимальной педагогической технологии.

Одна и та же технология в руках конкретных исполнителей может выглядеть по-разному: здесь неизбежно присутствие личностной компоненты педагога, особенностей контингента учащихся, их общего настроения, психологического климата в классе. Результаты, достигнутые преподавателями, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоторому среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.

Источником педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Внедрение педагогических технологий – сознательно организуемая, социально обусловленная целенаправленная система деятельности по совершенствованию практики на основе научно-педагогических рекомендаций. Внедрить – значит, принять, осмыслить, претворить на деле, ощутить действенность идеи или рекомендации в результатах собственной деятельности. Сущность понятия “внедрение” заключается во взаимосвязи теории с практикой, теории с опытом и наоборот.

Поэтому категорию “внедрение” правомерно рассматривать как целенаправленную и упорядоченную систему деятельности на основе использования достижений педагогической науки и практики.

Внедрение педагогических технологий нужно начинать с убеждения в целесообразности и преимуществах того или иного опыта (метода), в полезности его использования, т е надо создать ситуацию критической самооценки, чтобы педагог сам убедился в необходимости пересмотра своей деятельности и обратился к новейшим достижениям педагогики.

По своей структуре внедрение современных педагогических технологий выглядит так: в самом начале отбирается цель внедрения. Целью внедрения может стать осуществление общей методической задачи, общей цели деятельности колледжа. Таким образом, внедрение педагогических технологий вытекает первично из анализа деятельности образовательного учреждения, из необходимости преобразования существующей практики, что должно быть заложено в образовательной профессиональной программе, в её концепции, в перспективных и годовых планах.

Большое значение имеют этапы внедрения:

·                    организационно-подготовительный,

·                    ознакомительный,

·                    исполнительский,

·                    контрольный,

·                    итоговый,

·                    обобщение собственного опыта

Организационно-подготовительный, предполагает:

§     наличие инициативной группы (преподаватели и мастера производственного обучения, объединенные в одно методическое объединение) или даже одного инициатора, желающего внедрить в учебный процесс современные технологии;

§     работу по изучению теории вопроса и практики реального положения изучаемой проблемы в учебном заведении;

§     подготовку необходимых документов для внедрения опыта: планов, памяток внедрения, рекомендаций, проектов решений соответствующих органов и т.п.

 

Ознакомительный этап:

§     изучение технологии, метода или новых приемов обучения;

§     ознакомление с основами технологии других коллег через систему различных ознакомительных мероприятий (это обычно дает двойной положительный эффект: ибо новое поймешь лучше и быстрей, когда сам можешь донести это же до другого, тот, кто рассказывает увлеченно, увлекает и других), ознакомление проходит на заседаниях методических объединений, теоретических и практических семинарах, педагогических советов;

§     создание планов предстоящей работы (как правило, это тема самообразования учителя и учитель составляет план работы над своей темой);

§     определение сроков и исполнителей (где, в каких группах, на каких курсах, на каких темах;

Исполнительский этап:

§     внедрение и апробация технологии через уроки или внеклассные мероприятия

§     Контрольный этап:

§     посещение уроков и иных мероприятий и анализ полученных результатов;

 

Итоговый этап:

§     подведение итогов, определение изменений, коррекция с учетом специфики работы преподавателя, профиля учебного заведения

 

Обобщение собственного опыта:

§     соотнесение результатов с поставленными задачами.

Результат внедрения современных педагогических технологий можно рассматривать с позиции ученика и учителя:

студент

преподаватель

– повышается качество знаний, умений и навыков,

-растет познавательная активность,

– повышается мотивация учения,

– положительно меняется поведение и воспитанность

– осуществляет внедрение педагогических технологий

– повышает свое педагогическое мастерство

– проводит мастер-класс

– дает открытые уроки

– участвует в семинарах

– публикует

– повышает свою самооценку

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ