Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование региональной культурообразующей среды
для воспитания морально-нравственных качеств будущего офицера

Папков Павел Геннадьевич,
курсант ВИ (ЖДВ и ВОСО)

 
Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства.
Теодор Драйзер

 
Одним из путей развития, культурного совершенствования и воспитания будущего офицера в современных условиях является изучение богатого опыта истории и культуры конкретных, отдельно взятых регионов страны, поскольку это является основой каждой личности, началом начал каждого человека. Взять, к примеру, некогда бывшую столицу нашего государства, город Санкт-Петербург, ранее Ленинград, Петроград. Сколько всевозможных событий и людей стоит за этими переименованиями! Всё это наша история. И не знать её современному жителю России попросту непростительно.
А что уж говорить про будущих офицеров, которым через некоторое время необходимо будет защищать свою страну и её историю. Ведь недаром говорят, что у тех, кто не знает свою историю, своё прошлое, нет будущего. К тому же, проанализировав последние события в мире, не сложно понять, что, возможно, в скором времени Российскому государству придётся отстаивать свою точку зрения на ход истории. Но хочется верить в то, что до этого дело всё-таки не дойдёт. Делая предварительный вывод из вышесказанного, можно заключить, что именно на этом и необходимо строить воспитание будущего офицера ― на изучении истории и культуры страны и её регионов, в частности.
Далее обратим внимание на другую немаловажную составляющую темы ― культурообразующую среду. Что это такое? Одним из первых, кто начал исследовать структуру культуротворческой среды, был Александр Александрович Макареня — советский и российский учёный-химик, педагог, исследователь и пропагандист научного наследия Дмитрия Ивановича Менделеева, известный своими фундаментальными трудами в области философии, истории, педагогики. И, по его мнению,  культуротворческая среда  —  это «совокупность материальных и духовных факторов и средств, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности». В создании такой среды конструктором и технологом-организатором выступают педагоги и руководители образовательных учреждений. Говоря о воспитании военных людей, подразумеваем преподавателей военных вузов, на плечи которых возлагается огромнейшая ответственность по воспитанию и развитию в военнослужащих высоких морально-нравственных качеств: чести, совести и многих других. Понятно, что внутри одного вуза, используя одни лишь аудиторные часы, эта задача трудновыполнима. А вот за пределами военного учреждения это вполне под силу культуротворческой среде того региона, в котором оно находится.
Далеко ходить не надо — тот же Санкт-Петербург является одним из самых знаменитых культурных центров России, да и Европы тоже. Он может похвастаться поистине величайшими произведениями искусства. Как будто про Петербург Ницше сказал: «Архитектура – это музыка в камне». Его архитектура уникальна и весьма своеобразна. Эти здания, площади, мосты, тоннели и каналы, давным-давно став символом этого города, останутся им навсегда. Кроме всего прочего, в Санкт-Петербурге много всевозможных музеев, театров, выставок, различных культурных и творческих площадок.
«Зеленый пояс Славы Ленинграда» является уникальным неисчерпаемым ресурсом реализации военно-патриотического воспитания. Посещение Сестрорецкого рубежа, поселка Осиновец, Ораниенбаумского пятачка обеспечивает «погружение» в военную историю, заставляет переосмыслить лекционный материал, оценить героизм народа и испытать гордость за свою принадлежность к армии России.
Многочисленные объекты литературного наследия позволяют решать целый спектр образовательных и воспитательных задач. Наверное, нет таких качеств личности,  на которые невозможно повлиять литературой. К сожалению, литература не входит в перечень предметов военного образования, тем большую ценность приобретают литературные экскурсии, которыми изобилует Петербург. «Петербург Пушкина», «Петербург Достоевского», «Петербург Ахматовой» - невозможно переоценить положительное влияние таких экскурсий. Таким образом, данный город, как никакой другой, подходит для культурного и духовного обогащения будущих офицеров.
Но было бы неправильным вести речь об одном Петербурге. При должном подходе культуротворческую функцию можно актуализировать в любом регионе. Например, место, где я вырос, закончил школу и выбрал свой жизненный путь ― это посёлок Рогнедино Брянской области, также, как и город Петра, способен взрастить в человеке высокие чувства, так как культурный потенциал моего региона весьма велик. Этим я пользовался во время своей учебы, впитывая знания и получая необходимые мне навыки. Мой посёлок, будучи совсем небольшим, имеет немалое количество исторических и культурных мест. В школах его района имеются краеведческие музеи, в которых находятся орудия труда, одежда наших предков, которая использовалась в нашем поселке много веков назад, а также оружие периода Великой Отечественной войны. Временной диапазон представленных там экспонатов определённо велик, что объясняется древностью этого места. Люди, даже единожды побывавшие в одном из таких музеев, заметно расширяют свой кругозор, каждого из них переполняет гордость за свою страну в целом и за её богатую историю.
Кроме этого, в соседней к посёлку Рогнедино деревушке Тюнино и по сей день стоит одно из самых старейших зданий в районе, которое и строилось, чтобы стать школой для обучения крестьянских детей. Оно носит имя Николая Ивановича Рыленкова ― поэта, связавшего свою судьбу с Рогнединским районом. Эта школа и сегодня выполняет былую функцию и одновременно она является музейным комплексом, куда каждый год в день рождения Н.И.Рыленкова съезжаются именитые поэты и писатели не только Брянской, но и других областей. Этот праздник сопровождается проведением различных поэтических секций и выставок. Очевидно, что воспитательный эффект подобных мероприятий достаточно велик. Такие празднования ежегодно проводятся на древней и богатой историческими событиями земле, и это на подсознательном уровне прививает человеку любовь к родному краю. Весьма полезно было бы через творчество поэтов моего посёлка (Н.И.Рыленкова в том числе) развивать в жителях Рогнедино не только чувство прекрасного, но и патриотизм, и любовь к истории. Только осознавая себя частью родной земли, человек способен сформировать в себе глубокую внутреннюю культуру.
Это, несомненно, приносило бы большую пользу молодым людям, выходцам из Рогнедино, желающим стать офицерами. Ведь воспитывая себя на подобных ценностях, пропадает любое сомнение в каком-либо неустойчивом положении России в будущем.
В связи с этим командованию военных вузов надо обратить особое внимание на использование культурообразующей среды в педагогическом процессе и осуществлять активные действия в этой области, развивать данную политику в среде военнослужащих. В заключение хотелось бы сказать, что культурообразующая среда играет очень важную роль в воспитании будущих офицеров и пренебрегать ею весьма недальновидно и даже опасно.

Список использованных источников:
1. Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.
2. Марков А.С. Психолого-педагогические особенности подготовки преподавательского состава военных вузов // Российский научный журнал. 2008. № 4 (5).
3. Киселева А.М. Методы преподавания иностранного языка с учетом особенности мышления современного обучающегося / Гуманитарные основы инженерного образования: методические аспекты в преподавании речеведческих дисциплин и проблемы речевого воспитания в вузе – Петергоф.: ВИ (ЖДВ и ВОСО). 2018.с.162.
4.Петрова О. С. Основные принципы создания культуротворческой среды // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 396-398. — URL https://moluch.ru/archive/134/37556/ (дата обращения: 24.05.2019).

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ