Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Преемственность начальная школа - среднее звено.
Особенности школьника, на которые стоит обратить внимание

Кобызева Ольга Владимировна

Я считаю, что данная проблема очень актуальна в каждой школе. Каждый год начальная школа выпускает своих «птенцов» в большую жизнь, которая полна неожиданности. Волнуются все: родители, учителя и сами дети. Последние очень хотят оказаться там, где взрослые члены большого школьного коллектива. Как сделать переход из одного звена в другое менее  безболезненным, попробую рассмотреть в данной статье.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.

Укреплению преемственности служат следующие направления:
ü Полные данные о выпускниках начальной школы.
ü Подготовленность учителя к работе с детьми этого возраста.
ü Совместная методическая работа учителей-предметников и учителя начальных классов.
ü Согласованность в содержании учебных курсов начальной и средней школы.
ü Единые требования к учащимся.
ü Согласованность в нормах выставления оценок.
ü Работа с родителями.
ü Совместные внеклассные мероприятия.

Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Сейчас, когда мы перешли на ФГОС, Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Ключевым в познавательном развитии учащихся является универсальное учебное действие «научить учиться». Оно предусматривает формирование учебных действий – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Практика показала, что за первые четыре года школьного обучения все психологические свойства получают развитие, закрепление и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы.
Очень важно стимулировать детей, поощрять. Очень важно, чтобы ребенок не только стремился достичь успеха, а еще пытался избежать, уберечь себя от неудач. А чтобы это в совокупности работало у школьников, важно поддерживать самооценку обучающегося на нужном уровне.
Важно отметить, что для младших школьников необходимо общение со сверстниками, поэтому классному руководителю начального звена, важно определить значимое место каждого обучающегося в этой сложной и большой цепи общения друг с другом.
Э. Фром отмечает, что человек может адаптироваться и к не желательным, отрицательным для себя социальным явлениям. Эта адаптация будет происходить в ущерб человеку как личности, за счёт снижения моральных и интеллектуальных качеств личности, развитие у него ментальных и эмоциональных нарушений, которые приведут к изменению среды. 
Следует помнить о том, что в подростковом возрасте (5-тиклассники – младшие подростки) ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и роди­телей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее зна­чимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодей­ствовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
Важно помнить о том, что будущие пятиклассники уже живут эмоциями, и очень важно для них создать ситуацию успеха.
Мной, классным руководителем начального звена, человеком, который больше всех заинтересован в том, чтобы детям было комфортнее в среднем звене, уже с начала 4 класса ведется подготовительная работа:
  • родительские собрания с учителями, работающими в среднем звене, педагогом- психологом. Цель проводимых собраний - ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода учащихся 5-х классов, с содержанием и методами обучения в школе, с системой требований, с целями задачами работы по преемственности;
  • психолого- педагогический консилиум Психолого-педагогический консилиум потенциальных учителей будущих 
    5-х классов. Цель: требованиям средней школы, определение перспектив развития учащихся и классных коллективов;
  • Знакомство с классными коллективами выпускного класса, посещение уроков  администрацией, учителями-предметниками, будущими классными руководителями.
( Я с радостью жду у себя на уроке тех, кто возьмет и поведет моих детей в средней школе, поэтому, если учителя проявляют заинтересованность, я буду только «за»)
Обязательно приглашаем к себе на мероприятия тех, кому предстоит работать с моими детьми дальше, ведь цели у меня – учителя начальных классов и классного руководителя в среднем звене одни и те же, а именно:
  • добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов,
  •  создать условия для дальнейшего развития мыслительной деятельности, эмоционально-волевых и нравственных качеств выпускников начальной школы в среднем звене.
Достижения цели: создание и реализация программы работы по решению проблемы преемственности на этапе начальные классы - среднее звено.
Может сложиться такое впечатление, что на протяжении всей статьи я обращалась к учителям среднего звена «они должны…» Ничего подобного! Учитель, выпускающий класс, должен учитывать стиль работы учителей второй ступени, знать характер их требований и приемы работы.
Немаловажное значение для осуществления преемственности имеет знание
преподавателями младших классов программ и учебников пятого класса, а учителями-предметниками соответствующих программ и учебников начальной школы. Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если учитель хорошо представляет себе «вчера-сегодня-завтра» знаний, умений, навыков конкретных учеников конкретного класса.
Учитель начальных классов должен знать, какими общими учебными умениями должен обладать его ученики к концу 4 класса.
          Особенно важны будущему 5класснику следующие общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Он должен:
          - осмысленно читать художественные, научно-популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках (в том числе с использованием компьютера);
          - выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; доводить начатое дело до конца;
          - описывать объект наблюдения, проводить классификацию отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения;
          - видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослому с запросом недостающей информации, или просьбой о консультации, как устранить учебные трудности, установленные самим ребенком; а главное - склонность искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде;
          - вступать в учебное общение, участвовать в дискуссии, организовывать свою работу в малых группах, владеть приемами и навыками учебного сотрудничества.
Во главу угла важно поставить проблемы, потребности обучающегося и тогда споры между средним звеном и начальной школы будут равно нулю.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ