Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Музыкальное творчество дошкольников как средство самовыражения

Филиппова Елена Ивановна
Одна из актуальных задач современного дошкольного образования – развитие цельной личности с высокой активностью во всех видах деятельности. Детское музыкальное творчество удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка – самовыражение. Этот вид музыкальной деятельности предполагает наличие музыкальных способностей, знаний и умений. Важнейшую роль в этом процессе играют воображение, интуиция. Как известно, в процессе музыкального творчества активно участвует и образное мышление.
В теории развития детского музыкального творчества существуют два направления:
  1. Сторонники одного направления (В.Глоцер, Б.Джеферсон и др.) утверждают, что любое вмешательство педагога в процесс творчества ребенка вредит индивидуальному выражению личности. Роль педагога должна заключаться в том, чтобы уберечь ребенка от ненужных воздействий со стороны и сохранить оригинальность и самобытность его творчества. Они утверждают, что детское творчество возникает спонтанно, интуитивно и ни в каких советах взрослых дети не нуждаются.
  2. Другое направление признает интуитивность и самобытность художественного творчества детей, но считает нужным разумное влияние педагога (А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская и др.)
Обобщая эти выводы, следует подчеркнуть, что вмешиваться в художественное творчество детей можно по-разному. Если научить ребенка соответствующим способам действий, положительно оценить то , что он сочинил, такое вмешательство только поощряет к творчеству.
Н.А.Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащая друг друга.
В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. Творчество детей возникает на основе овладения определенными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания(начиная с младшего дошкольного возраста), раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции.
В дошкольном возрасте ребенок охотно пробует свои силы в различных импровизациях. Важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать способность переноса усвоенного, применение в новых условиях, в  свободной вариативной форме.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной  ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.
Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.
В пении дети чаще всего импровизируют спонтанно, в различных играх. Поют колыбельную куклам, марш для солдатиков на одном слоге и двух-трех звуках. Они легко исполняют и задания педагога: «Спой свое имя», «Ответь на вопрос пением» и т.д.
Старшие дети охотно импровизируют песни, придумывая свою мелодию на заданный текст. Они способны сочинить и мелодии, различные по характеру: веселую, маршевую, спокойную.
Дети очень любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводу. Если им не называть готовые движения при инсценировках, можно наблюдать самобытный, неповторимый мир образов, выраженный в движениях. Однако надо отметить, что не у всех детей это получается, только по показу. Творческие задания педагога им очень нравится, но они не способны к каким-либо ярким самостоятельным и творческим действиям. Им полезно смотреть, как творческие задания выполняют другие дети, какие движения демонстрирует педагог.
В инсценировании песен, хороводов движения подсказывают литературный текст и характер музыки. Иногда педагогу приходится вначале проанализировать и обсудить с детьми характер будущих движений, чтобы они отчетливее их представили. В таких случаях движения, как и мелодии на заданный текст, чаще всего бывают стереотипные, одинаковые у всех детей.
 Подобная деятельность не называется творчеством, но он а очень полезна для развития воображения, образного мышления. Было бы ошибочно ограничиваться только такими заданиями. Полезнее использовать задания, в которых ребенок действительно мог бы сам придумать действия и движения для инсценирования, для танцевальной музыки.
Дети способны сочинять ритмические и мелодические мотивы, импровизировать на заданную тему на музыкальных инструментах. Например, дается задание: «Придумай марши сыграй на деревянных палочках» или «Сыграй «дождик» на металлофоне» и т.д. Следует еще раз подчеркнуть: все задания и упражнения должны проводиться в игровой форме, чтобы дети не ощущали никакого насилия со стороны педагога, чувствовали себя свободно и были удовлетворены своими результатами.
Представляю фрагмент музыкального занятия  для старших дошкольников:
Атрибуты: элементы костюмов, маски, ленточки, шарфы, музыкальные инструменты и т.п.
Педагог: «Однажды в одной Сказочной стране, где живут сказочные жители , устроили большой концерт. Все жители захотели принять участие в нем. Они весь день сочиняли свои номера, придумывали песенки, подбирали костюмы. В программе концерта могут быть песни разные по характеру и содержанию, их могут исполнять разные герои и персонажи.
Ребята, давайте превратимся в жителей сказочной страны . Подумайте, какой у вас будет номер? Танцевальный или вы будете исполнять песню? Подумайте, о чем будет ваша песенка? Как вы ее исполните?  Если вы будете исполнять танец, какие движения  и атрибуты помогут вам сделать танец  красивым и интересным для всех жителей городка?
Дети  с удовольствием откликаются на предложение помочь жителям. Искренность, непосредственность переживаний проявляется в эмоциях, словесных высказываниях. Творческая деятельность сразу захватывает детей. Они самостоятельно планируют свою деятельность, продумывают характер импровизации. В свои действия вносят кокетство, выразительную интонация, мимику, движения. Таким образом, художественный образ получается выразительным, оригинальным, органичным. Видно, что эта деятельность доставляет детям удовольствие, наслаждение, а это придает творческой деятельности эстетический характер и создает все условия для самовыражения ребенка.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ