Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Использование нетрадиционных техник
в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

 
                                                                                                                                                                       
 Ум ребенка – на кончиках его пальцев.
                                                                                                    ​                                                             В.А. Сухомлинский
Цель исследования: выявить возможности использования различных изобразительных техник в развитии изобразительной деятельности  детей 2-3 лет.
Объкт: освоение детьми 2-3 лет  изобразительной деятельности.
Предмет:​ педагогический процес использования различных изобразительных техник в процессе развития изобразительной деятельности детьми 2-3 лет.
Задачи: ​1) Изучение психолого-педагогических подходов к проблеме использования различных изобразительных техник в развитии изодеятельности в освоении детьми 2 – 3 лет;
2) ​ Определение особенностей проявления интересса к изобрашительной деятельности и развития рисования у детей 2-3 лет.
3) Разработка и апробация технологии использования различных изобразительных техник в развитиии изодеятельности детей 2-3 лет.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже в дошкольном возрасте.
Одна из задач обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений.
Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что необходимо учить детей определенному способу восприятия предмета, его обследованию. Однако для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.
Как отмечает Т.С. Комарова: "Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однако это не так: технике рисунка детей следует обязательно учить". Таким образом, освоение техники детьми дошкольного возраста – самостоятельная и важная задача.
В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов области изобразительной деятельности с дошкольниками.
Проблема обучения детей дошкольного возраста разнообразным нетрадиционным художественным техникам находит отражение в исследованиях О.А. Белобрыкиной, А.А. Мелик-Пашаева, З.Н.Новлянской, Р.Г. Казаковой, Л. Г. Беляковой, Г.Н. Давыдовой, А.А. Фатеевой и др.
Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой и необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.
Анализ литературы по проблеме обучения дошкольников разнообразным изобразительным техникам указывает на решающую роль педагога (Комарова Т.С., Казакова и др.).
Актуальность проблемы использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня образования педагогов, их заинтересованности, способности к творчеству, инновациям в профессиональной деятельности.
Художественная деятельность развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Но на сегодняшний день актуальна проблема обучения изобразительной деятельности. Это подтверждается тем, что работе по изобразительной деятельности в современных условиях педагогического процесса уделяется не достаточное внимание.
Задачи активизации творческих способностей детей подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Кроме того, на сегодняшний день многие специалисты, несмотря на большое количество методической литературы по нетрадиционным техникам рисования, огромного выбора разнообразных изобразительных материалов, недостаточно используют нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
Педагогу необходимо научить детей технике так, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой задачи, наиболее полно выразить в работе свои впечатления об окружающей жизни. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом не пришлось переучивать.
По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться "не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет".
В современных программах дошкольного образования недостаточно разработано применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Современные же техники изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из пятен и каракуль, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект, который становится воплощением художественного образа в рисунке. В процессе рисования у ребенка появляется ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и "это сделал Я – все это мое!" К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности. Таким условием является использование современных техник изобразительного творчества. Особенностью обучения детей на занятиях по изобразительной деятельности являются то, что издавна соперничают два подхода: академическое обучение и свободное воспитание или обучение нетрадиционным техникам в изобразительной деятельности дошкольников. В первом случае дети приобретают навыки, полезные в жизни, но не приобретают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это обучение без творчества. Во втором случае для детей создается благоприятная среда и условия для творчества без оказания целенаправленного воздействия. Дети приобретают опыт свободного самовыражения, но это творчество без обучения. Нужен третий путь-путь целенаправленного руководства творческим развитием детей.
В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условиях формирования художественных способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов области изобразительной деятельности с дошкольниками.
Сегодня педагоги и психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном образовании, которые часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.
На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Именно от педагога, от его заинтересованности, зависит, насколько эффективным будет использование нетрадиционных техник в практике работы с детьми. Педагоги должны обеспечить ребенку свободу творческого развития, что невозможно без внедрения в практику работы как можно большего числа нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, а это возможно только при условии, если педагоги будут уделять изобразительной деятельности как виду образовательной деятельности больше внимания. Уголки для самостоятельной художественной деятельности будут оснащаться необходимыми материалами, как требует того современное образование дошкольников.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь».
Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.
Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!
Выводы: В раннем возрасте использование различных изобразительных техник способствует развитию интереса к изобразительной деятельности, позволяет активизировать экспериментирование и обследование изобразительных материалов и способов изображения.
Процесс развития рисования требует организации целенаправленного педагогического руководства данной деятельностью. В процессе руководства рисованием детей третьего года жизни используют различные методы и приёмы, одним из эффективных приёмов является участия в совместной изобразительной​ деятельности педагога с детьми при создании изображений.
Его использование способствует освоению ребёнком изобразительной деятельности, поддержанию эмоционально-положительного отношения ребёнка к данному виду деятельности, развитию эстетического восприятия, обогащает изобразительное творчество маленьких детей, навыки и умения которых очень незначительны.
 
Библеография:
1. Валявскиий А. С. Как понять ребёнка
2. Павлова О. В.   Художественное творчество.​
3. Никитина А. В. Нетрадиционная техника рисования в детском саду.

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 119 "Незнайка" Шаповалова Оксана Витальевна

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ