Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ОВЗ: проблемы и пути решения

Назаренко Людмила Альбертовна
Инвалиды – группа населения, в которую включены лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в силу особенностей здоровья. Сегодня таких людей довольно много. Раньше статистика инвалидов не имела большого значения. Теперь она ведется очень тщательно. Статистика позволяет не только подсчитать количество людей с ограниченными возможностями, но и дает информацию об их жизни, трудностях, потребностях.
Статистика инвалидов в мире составляет 23% от всего населения планеты. Это примерно более 1 млрд. людей. По данным ВОЗ каждый год число инвалидов увеличивается и эта тенденция устойчиво воспроизводится как в развитых, так и в развивающихся странах. В зависимости от критериев, положенных в основу отнесения индивида к числу инвалидов, этот показатель варьируется от 5–7% (Индия, Пакистан) до 17% (США) и 20% (Канада, Финляндия и некоторые другие развитые страны).
Инвалидность среди детей – это огромная проблема. Не только медицинская и социальная, но также и экономическая. По статистике детей- инвалидов в мире становится всё больше.Это тревожная тенденция. По мнению ученых, цифры будут продолжать расти.
В последнее время статистика детей- инвалидов неутешительна. Как и во всем мире, на территории РФ количество больных моложе 18 лет стремительно растет. Показатели увеличиваются с каждым годом. По данным Росстата детей инвалидов в нашей стране приблизительно 600 тыс. человек. У одной части детей  наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения, у других болезни нервной системы, а у третей части детей присутствуют врожденные аномалии, в числе которых хромосомные нарушения. Эти три типа патологий являются основными причинами нарушений интеллекта у детей, и они же являются ведущими причинами инвалидизации детей в раннем возрасте.
Однако эксперты считают, что цифры занижены. На самом деле детей- инвалидов около трех миллионов человек. Многие родители не желают ставить ребенка на группу и официально оформлять его как больного, даже если сын или дочь страдают тяжелым недугом.
Приблизительно 12% юных граждан с ограниченными возможностями проживают в специализированных интернатах.
Общепринятое социальное отношение к лицам с ограниченными возможностями как к людям, относиться к которым нужно гуманно, но с учетом осознания их бесполезности для общества. На этом основании происходит дискриминация данных лиц, уменьшаются их жизненные шансы, рационализируются враждебность, агрессивность, основанная на других, например, социальных или психофизических различиях; стигматизирующие термины часто применяются в повседневном дискурсе, без осознания их исходного смысла. Однако, зарубежный опыт показывает, что адекватно организованный процесс социальной реабилитации инвалидов позволяет им более полно включиться в социум, развить свой личностный потенциал и влиться в сферу духовного и материального производства.
Таким образом, проблема социальной реабилитации детей с нарушениями интеллекта в условиях современного российского общества приобретает особую актуальность по причине численного увеличения данной категории инвалидов.
Негативными последствиями увеличения числа детей-инвалидов в масштабах государства станут как ухудшение демографических показателей (повышение уровня заболеваемости и смертности, падение рождаемости), так и экономические потери (отток рабочей силы из сферы производства, затраты на содержание, лечение и сопровождение лиц с ограниченными возможностями). Необходимость решения перечисленных вопросов подтверждается также изменениями в государственной социальной политике.
Актуальность рассматриваемой темы подтверждается вниманием государственных властей РФ к проблеме реабилитации и интеграции детей-инвалидов, а также к проблеме создания для всех детей комфортной, способствующей всестороннему развитию, среды обитания.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации утверждает необходимость улучшения качества социальной среды и условий жизни граждан. В виде одного из основных направлений социальной политики Концепция выделяет социальную реабилитацию и интеграцию инвалидов, подразумевающую ряд модификаций социальной сферы, в числе которых:   
- создание системы реабилитации детей-инвалидов, обеспечивающей комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья независимо от формы его воспитания;
- организационное и институциональное совершенствование систем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
- повышение уровня социальной интеграции инвалидов и реализация мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта;
- создание инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе, формирование индустрии по выпуску современных технических средств реабилитации;
- укрепление материально-технической базы учреждений медико-социальной экспертизы, реабилитационных учреждений и протезно-ортопедических предприятий;
- создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
- создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья; расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях.
 
Наиболее важное условие реабилитации детей с нарушениями интеллекта − раннее выявление, своевременное и поэтапное оказание лечебной и коррекционно-педагогической помощи, которая осуществляется сетью учреждений, дифференцированных с учетом возраста и степени психического недоразвития.
Целью социальной реабилитации детей с нарушениями интеллекта является наиболее полное развитие у ребёнка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования сохранных функций его организма, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффективно проявляться.
Реабилитация детей с нарушениями интеллекта должна быть нацелена на развитие ребенка как личности и представлять собой  не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход, предполагающий учет как внешних, так и внутренних факторов, воздействующих на реабилитанта.
По этой причине деятельность специалиста по социальной реабилитации должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления социально-реабилитационного процесса. Л. И. Акатов к таковым направлениям причисляет: организаторскую деятельность; деятельность по диагностике психического и личностного развития ребенка; развивающую и коррекционная работу; консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми; деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности и социально-диспетчерскую работу.
Организаторская деятельность в структуре социально-реабилитаци-онной работы является условием грамотного и подробного планирования реабилитационных мероприятий. Часто социальный работник выступает в роли координатора и организатора услуг, необходимых ребенку, взрослому или всей семье, добиваясь согласованной деятельности врача, педагога, психолога,  других представителей социального окружения клиента, упрочивая сеть социальной и профессиональной поддержки всей семьи.
Психологическая диагностика также неотъемлемая часть процесса социальной реабилитации. Ее результаты необходимы для  составления социально-психологического портрета ребенка с интеллектуальными нарушениями; выяснения сильных и слабых сторон в его развитии как личности; определения содержания и форм социально-реабилитационной работы, выбора средств и форм психологической коррекции и личностного развития; установления обратной связи, сигнализирующей об изменениях в психическом и личностном развитии на разных этапах процесса социальной реабилитации.
Чрезвычайно важный момент в социальной реабилитации детей - просвещение и консультирование родителей и специалистов, участвующих в реабилитационном процессе. Консультирование родителей и специалистов, занимающихся социальной реабилитацией детей, является важным условием налаживания отношений и совместного сотрудничества, выяснения точек соприкосновения в решении задач социальной реабилитации; оно позволяет уточнить и ликвидировать факторы, препятствующие процессу социальной адаптации.
Основные задачи социальной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием:
1) компенсация нарушенных психических функций;
2) снятие (ликвидация) разного рода психо- и патопсихологической симптоматики;
3) формирование психологических механизмов, способствующих успешности социальной адаптации ребенка;
4) социально-психологическое обеспечение возможности адекватного профессионального самоопределения;
5) психологическое обеспечение оптимальной позиции ребенка в отношении других реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных, педагогических и т. п.).
Специалистам следует обратить внимание на то, что содержание самообслуживания разрабатывается индивидуально, в силу разного уровня развития и сформированности навыков самообслуживания при одном и том же диагнозе. Содержание процесса социальной реабилитации должно строиться на основе комплексного изучения психофизических возможностей ребенка и с учетом соблюдения следующих принципов:
1) тщательности изучения каждого воспитанника для определения оптимальной нагрузки на ребенка;
2) всесторонности изучения ребенка в различных видах деятельности для выявления его сильных и слабых сторон;
3) дифференцированности оценки обнаруженных особенностей  с учетом возраста, характера, индивидуальных различий детей;
4) непрерывности мониторинга реабилитационного процесса;
5) индивидуальности выбора средств, методов и приемов социальной реабилитации.
Одно из наиболее популярных и наиболее развитых направлений социальной реабилитации детей с нарушениями интеллекта представляет социально-педагогическая реабилитация, сущность которой заключается в обеспечении специальных образовательных условий. То есть, социально-педаго-гическая реабилитация детей с нарушениями интеллекта осуществляется в рамках системы специального образования.
Ян Амос Коменский был одним из первых, кто поднял вопрос образования людей с особыми потребностями здоровья в своем сочинении «Великая дидактика». До этого момента лица с различными аномалиями развития, как неполноценные члены общества, не обладали правом на образование, более того, их обучение считалось фактически невозможным. В таких условиях дети с интеллектуальными нарушениями не могли адаптироваться к социальной жизни, в силу неспособности к самостоятельному обучению простейшим социально-бытовым навыкам и невозможности заниматься какой-либо полезной деятельностью, они существовали в крайне неблагополучной социальной нише – как нищие и «убогие».Приблизительно в начале 19 века в Западной Европе появилась тенденция к осознанию возможности, а затем – и целесообразности обучения инвалидов; государство стало признавать гражданские права людей с ограниченными возможностями на получение медицинской помощи и начального профессионального образования.
В России, при отсутствии на тот момент у инвалидов прочих гражданских прав, в этот же период открываются школы для слепых (1806 г.) и глухонемых (1807 г.). Первое учебное учреждение для лиц с нарушениями интеллекта было открыто только в 1868 г. при военно-учебной прогимназии.
Ближе к концу 19 – началу 20 века стали создаваться школы для обучения детей с коморбидными нарушениями: в Германии при вспомогательных школах организовывались классы для умственно отсталых с нарушениями слуха, в Дании открываются специальные школы для детей с нарушениями интеллекта и глухотой, в Пруссии, в 1906 г., создаются учебные учреждения для слепоглухонемых детей. В России в 1909 г. открылся петербургский приют для слепоглухонемых, при котором были организованы образовательные классы. Позднее, в большинстве развитых стран было признано право на получение образовательных услуг не только за детьми трех упомянутых категорий, но и за всеми обладающими аномалиями развития.
В 30-е годы начинает развиваться наука дефектология, предпринимаются попытки дифференциации лиц с нарушениями по принципу образовательных потребностей. В 1930 г. в США формируется комиссия по проблемам «умственной дефективности», определявшая степень интеллектуального недоразвития и делившая детей на две категории. В 1944 г. во Франции принимается закон о новой номенклатуре и классификации детей с отклонениями в развитии. В России в это время также возникают образовательные учреждения, специфика которых определяется ведущим дефектом учащихся.  Этот период времени считается дифференциальным этапом развития специального образования.
На 2018 год специальное образование представляет собой развитую систему образовательных учреждений, для обучения в которых детям с ограниченными возможностями здоровья создаются особые условия, поскольку обучение в обычных педагогических условиях для них затруднительно или невозможно. На современном этапе развития российского общества специальное образование включает разные типы школ в соответствии с характером нарушений у детей, является государственным институтом образования, имеет собственную нормативно-правовую базу, регламентирующую государственную систему социальной реабилитации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями, и направлено на реализацию их прав на получение образования.
В соответствии с характером диагноза выделяют восемь основных видов специальных школ, в нормативно-правовых документах числящихся под порядковыми номерами:
- специальное (коррекционное) образовательное учреждение 1 вида – школа-интернат для глухих детей;
- 2 вида – школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей;
- 3 вида – школа-интернат для незрячих детей;
- 4 вида – школа-интернат для слабовидящих детей;
- 5 вида – школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- 6 вида – школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигатель-ного аппарата;
- 7 вида – школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении, задержкой психического развития;
- 8 вида – школа или школа-интернат для детей с умственной отсталостью.
Специальное образование является незаменимым элементом социальной реабилитации детей с нарушениями интеллекта. Будучи неспособными усваивать необходимые знания и приобретать навыки социального взаимодействия самостоятельно, эти дети нуждаются в корректирующем и направляющем педагогическом воздействии. Специальная школа позволяет детям избежать изоляции, которой они подвергаются, ограничивая свой круг общения семьей, а опыт существования в социальной среде – собственным домом. Помимо этого, специальные школы оказывают необходимую помощь родителям детей с нарушениями интеллекта, что позволяет последним решить проблемы общения со своим ребенком и оптимизировать процесс социальной реабилитации.
Важность социальной реабилитации, как единственного способа улучшить качество жизни детей с нарушениями интеллекта, а также трудоемкость и затратность реабилитационного процесса вызывают необходимость говорить о реабилитации как об обязанности государства перед ребенком. То есть, должна существовать система социальных гарантий, основы социальной реабилитации детей должны быть зафиксированы на законодательном уровне.
Анализ правовых документов позволяет отметить некоторые недостатки российского законодательства в отношении граждан с особыми потребностями, в особенности  лиц с нарушениями интеллекта. Отсутствуют законодательные акты, ориентированные на лиц с нарушениями интеллекта в целом, детей с данным дефектом в частности. Недостаточно внимания уделяется вопросам социально-трудовой реабилитации данной категории граждан, несмотря на актуальность проблемы трудоустройства выпускников специализированных школ, очевидно отсутствие дифференциации законодательных актов по типу реабилитации. Российским законодательством не охвачены многие важные сферы жизнедеятельности лиц с нарушениями интеллекта – трудовая, досуговая, религиозная.Правовая база РФ не учитывает особую уязвимость детей с нарушениями интеллекта, и вызванную ею необходимость более жесткой регламентации аспектов процесса социальной реабилитации.
 
 
Литература
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М., 2003. - 368 с.
2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб, 2003.  - 320 с.
3. Бирюкова А. Интеллект как основа развития личности: понятия и определения интеллекта // Аналитика культурологии. №14, 2009, с 73-75.
4. Веденеева Н. В. К вопросу о социально-философском осмыслении понятий «здоровье», «инвалидность», «реабилитация» в системе социальной работы // Вестник МГПУ,№ 1, 2012, с. 41-52.
5. Думбаев А. Е., Попова Т. В. Инвалид, общество и право. Алматы, 2006. – 180 с.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
7.       http://vawilon.ru/statistika-invalidov-v-mire/

 

 

You have no rights to post comments

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»