Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие творческих способностей обучающихся
с интеллектуальными нарушениями на уроках технологии

Трифонова Людмила Петровна
Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут ручейки,
которые питают источник творческой
мысли.  Другими словами: чем больше
мастерства в детской ладошке, тем умнее
ребёнок»
Сухомлинский В.А.
 
Детей с отклонениями в развитии, к сожаленью, становится все больше.  Этому есть ряд причин и патологические факторы, которые приводят к различным заболеваниям и отклонениям. Наиболее сложной категорией детей к включению в образовательное пространство являются дети с нарушением интеллекта. Категория таких детей представляет собой весьма разнородную группу. Дети этой группы характеризуются разным темпом и разной динамикой психического развития, потенциалом к коррекционно-педагогическому воздействию и социализации в обществе.         У учащихся с нарушением интеллекта плохо развиты творческие способности, в связи с их интеллектуальной недостаточностью -  слабо развита познавательная, мыслительная деятельность, воображение, восприятие, фантазия. Таким образом, в целом трудовая деятельность осуществляется на более низком уровне, чем у детей  с нормальным интеллектом. Детям с нарушением интеллекта  непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. Для того чтобы он мог совершать трудовые операции, необходимо, чтобы он был знаком со свойствами различных предметов и веществ: воды, бумаги, картона, клея, ткани. Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, учитель  должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ученика, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию творческих способностей. На занятиях творческим трудом используются доступные детям виды практической деятельности. Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук. Учащиеся, занимаясь на уроках развитием творческих способностей, могут добиться больших успехов в изготовлении записных книжек, макетов книг, композиций из природного материала, поделок из бумаги, пластилина. Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок не должно являться самоцелью, а должно служить средством развития творческих способностей учащихся. Например, в ходе работы с бумагой ученики учатся ее склеивать, сгибать, скручивать. Выполнение  различных  поделок,  имеет большое значение для всестороннего развития. Дети учатся аккуратно и тщательно производить разметку и измерение, так как от этого зависит качество работы. Пользуются эскизом, техническим рисунком, технологической картой, выполняют изделие по готовому образцу.         Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства, учитываются  индивидуальные особенности каждого ребенка.
 
        Практика показывает, что развитие творческих способностей у учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой задачей. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают  определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
 
На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся:
1. Приобщить учащихся к творческой работе.
2. Прививать интерес к творческому  поиску.
3. Развивать навыки созидания, самореализации.
 
У учащихся, выполняющих работу своими руками, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату.
Важное место в развитии творческих способностей у школьников с   ограниченными умственными возможностями принадлежит наглядному методу с использованием ИКТ, которому присущи элементы творчества, новизны, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, выбора вариантов композиций. Завершающим этапом выполнения изделия является его художественное оформление (квиллинг, торшинирование, аппликация, подбор репродукции картин, аппликация и т.д.).
 
В школе есть все условия для проведения  уроков технологии и развития творческих способностей у детей с нарушением интеллекта. На занятиях систематически проводится работа по формированию у школьников, нравственных качеств личности, развиваются способности, воспитываются трудолюбие и аккуратность. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к работе.
 
В течение учебного года работы выставляются на школьную выставку. Учащиеся  на уроках регулярно пользуются инструкционно – технологическими картами. Лучшие работы обучающихся   выставляются на районные, городские, всероссийские выставки и конкурсы  детского творчества, по окончании которых, лучшие ученики награждаются дипломами, грамотами, сертификатами.   Занятия на технологии способствуют: развитию мышц кисти и пальцев рук, развивает глазомер,  воспитывает волевые качества: усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца, развивает художественные способности и эстетический вкус. Кроме того, в процессе художественно – трудовой деятельности дети получают практические навыки, такие как, умение работать ножницами, ножом, линейками, выполнять несложные задания на переплетном оборудовании, которые имеются в школьной мастерской.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ