Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Зрительные упражнения для использования
на индивидуальных коррекционных занятиях
с детьми, имеющими определенные нарушения зрения
 
Сазонова Екатерина Анатольевна,
учитель-дефектолог ГБДОУ детский сад 95
компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
 
Одним из важнейших путей охраны и развития нарушенного зрения у дошкольников является правильно организованная и регулярно выполняемая зрительная гимнастика. Для достижения лучших результатов необходимо придерживаться следующих рекомендаций, которые сформулированы Л.В. Фомичевой в ее книге «Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения» (КАРО, СПб, 2007, учебно-методическое пособие):
1.Упражнения для глаз должны быть разнообразными по форме и содержанию и выполняться на высоком эмоциональном уровне, чтобы не утомлять детей. Гимнастика может включаться в подвижные игры.
2. Необходимо выполнять упражнения для глаз на расслабление и снятие усталости после любых зрительных нагрузок (игры с применением дидактических материалов, занятия по зрительному восприятию, рассматриванию наглядных пособий).
3. Необходимо следить за правильностью выполнения упражнений и следовать гигиеническим требованиям.
4. Дети с низкой остротой зрения должны располагаться ближе к педагогу. Темп зрительных упражнений должен соотноситься с быстротой реакции детей.
5. Предмет (стимул) для гимнастики должен быть достаточно крупным, ярким, по цвету не должен сливаться с одеждой педагога и окружающей обстановкой. Предмет (стимул) показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей.
6. У детей с амблиопией необходимым требованием для проведения упражнения является наличие окклюдера.
7.  При выполнении большей части упражнений для глаз рекомендуется снимать очки.
Это общие рекомендации, однако нужно помнить о том, что нарушения зрения очень разнообразны по своей этиологии, тяжести и особенностям проявления. В связи с этим зрительные упражнения можно разделить на следующие группы.   
Упражнения для близоруких детей, детей группы риска по близорукости.
1. Положение головы зафиксировано, двигаются только глаза. В вытянутой руке – карандаш.  По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.
2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний и наоборот. Повторить не менее 50 раз.
3. Ноги – на ширине плеч, руки – на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево, взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.
4. В течение 3 секунд смотреть на свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдохнуть. Повторить 15 раз.
5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 секунд, перевести взгляд на близкий объект. Повторить 15 раз.
Упражнения для развития  остроты зрения амблиопичного глаза.
1. Выполнение заданий, направленных на называние (забрасывание в корзину) цветных предметов (шариков) по указанию педагога.
Примечание: по мере продвижения лечения размер предметов и их цветовая насыщенность и яркость уменьшается.
2.  Выполнение заданий на сортировку по форме и цвету. В ходе занятий производится постепенное уменьшение их размера, цветовой насыщенности и яркости.
3. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Задание укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.
4. Быстрое моргание в течение 1-2 минут способствует улучшению кровообращения век.
5. Стоя смотреть прямо перед собой 2-3 сек, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенной по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, и смотреть на него 3-5 секунд, затем опустить руку. Повторить 10-12 раз. Задание снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
6. Стоя вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не станет двоиться. Повторить 6-8 раз. Задание  облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
7. Сидя закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять 1 минуту.
Упражнения для развития монокулярного глубинного зрения.
Выполнение заданий по указанию формы предмета, его расположения в пространстве по отношению к идентичным предметам.
Примечание: дистанция между предметами постепенно уменьшается по глубине расположения, уменьшается цветовая насыщенность и яркость предметов.
Упражнения для тренировки аккомодационных мышц.
1. Смотреть обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем перевести взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25-30 см, а через 3-5 секунд опустить. Повторить 10-12 раз.
Обоими глазами смотреть 3-5 секунд  на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближать палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
В течение 3-5 секунд смотреть обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикрыть левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибать и разгибать.  То же самое сделать, закрывая правой рукой правый глаз. Повторить 6-8 раз.
2. «Метка на стекле». Находясь в 30-35 см от оконного стекла, прикрепить к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 см, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметить в окне какой-нибудь объект. Смотреть, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 2-3 секунды, затем перевести взор на намеченный объект на 1-2 секунды, после чего поочередно переводить взор то на метку, то на объект. Упражнение можно выполнять 2-3 раза в день...

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

 

 
 

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ