Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Современные компьютерные технологии в логопедической
работе с детьми дошкольного возраста

Султанова Валерия Николаевна
    Аннотация: в статье рассматриваются вопросы применения компьютерных технологий в целях повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
    
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
    Необходимость её решения определяется:
  • во-первых, тем, что речевые нарушения в основном встречаются в дошкольном возрасте;
  • во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. 
    Как известно, использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов, в которые входят современные компьютерные технологии, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает мотивацию дошкольников к занятиям и увеличивает эффективность логопедической работы в целом. 
    Однако, нужно помнить, что задания на компьютере нужно использовать фрагментарно, обязательно чередуя с традиционными методами обучения. Также логопеду важно помнить, что при проведении занятий с использованием компьютерной техники организация и режим данного вида деятельности должны соответствовать требованиям к персональным данным ЭВМ и организации работы (п.4.20 СанПин 2.4.13049-13).
    В данное время разработано немало компьютерных программ для решения самых разнообразных задач в логопедической работе. Это такие лицензионные программы, как: "Букварик-Смешарик", "Баба-Яга учится читать", "Уроки мудрой совы или приключения Логоши", программно-аппаратный игровой комплекс "Солнечный замок", "Мерсибо" и т.д.
Одной из специализированных логопедических программ, широко используемых в коррекционных занятиях, является программа "Солнечный замок". Адресована она прежде всего специалистам - логопедам и дефектологам детских дошкольных учреждений, но может рекомендоваться широкому кругу пользователей при условии квалифицированного консультирования. В компьютерной логопедической программе "Солнечный замок" реализованы следующие принципы:
  • принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений. Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный, слуховой, тактильный контроль над результатами деятельности ребенка.
  • принцип комплексного подхода к коррекции речевых нарушений. Способствует коррекции основных речевых нарушений: фонематического слуха; формирование фонематического восприятия; обратных речевых кинестезий; мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором - мышь, специальной клавиатурой); слуховое и зрительное восприятие; внимание; памяти.
  • принцип дифференцированного подхода к обучению детей с речевыми нарушениями. Программа "Солнечный замок" предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню развития ребенка в зоне ближайшего развития. Упражнения программы содержат задания возрастной сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно - образовательной программой.
  • принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. В программе "Солнечный замок" результаты деятельности ребенка представлены как звуковое и визуальное действие, исключающее субъективную оценку. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме - если задание выполнено верно, или звуковой комментарий указывает на неправильное выполнение задания. По усмотрению логопеда события могут озвучиваться голосовыми сообщениями (молодец, правильно, попробуй еще) или же звуковыми эффектами (фанфары, детский смех).

    Компьютерная программа "Солнечный замок" предназначена для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Работа с данной программой происходит при первостепенной роли учителя - логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог - компьютер - ребенок.
    В логопедической программе "Солнечный замок" выделены категории объектов сгруппированные по следующим признакам:
-cкотный двор - домашние животные и птицы;
-зал охотника - обитатели леса;
-башня мастеров – строительные и хозяйственные инструменты;
-мост музыкантов - музыкальные инструменты;
-башня механика - наземный, водный и воздушный транспорт;
-башня Хранителя - в этой категории представлены трехмерные модели всего перечисленного включая бытовую технику.
    Звуковое устройство воспроизводит реальный звук объекта, подобного реализма невозможно добиться без применения технических средств.
   Эта программа сочетает в себе высокую эффективность, широкий набор методов коррекции, игровую форму проведения занятий. У детей формируется навык правильной устной речи, происходит пропедевтика орфографического навыка письма, оказываются предупреждены специфические нарушения письменной речи (дисграфии и дислексии).

    Еще одной формой современных компьютерных технологий являются презентации, созданные в программе PowerPoint, и авторские видеоролики. Создав ряд презентаций для подготовки дошкольников 5-6 лет (с диагнозом ТНР общее недоразвитие речи) к обучению грамоте и профилактике дисграфии и дислексии и опробовав их в работе, отмечается, что задания в виде презентаций представляются очень удобными. На слайдах можно разместить необходимый материал, индивидуально подобранный по личным, речевым и психологическим особенностям детей, используя настройки анимации и действий, включив музыкальное и голосовое сопровождение.
    Также данную форму работы можно активно использовать в работе с родителями (родительские собрания, подгрупповые консультации, дистанционное обучение детей). Материал на слайдах обычно представлен в занимательной форме, он достаточно краткий, но ёмкий. Это позволяет сделать встречи с родителями интереснее, избежать длинных "лекций", а информацию сделать доступной и запоминающейся.
    Использование компьютерных технологий помогает педагогу в полной мере проявить свой творческий потенциал.
    Список литературы:
  1. Покровская Ю.А. Виноградная О.В. "Анализ современных компьютерных технологий (программ), используемых в логопедии"
  2. Электронный ресурс: http://www.mgpu.ru/article.php?article=612.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ