Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание ребёнка с нарушениями развития в семье

Устимова Татьяна Алексеевна,
учитель ГБОУ школа № 13
Приморского района Санкт-Петербурга
 
Рождение ребёнка с отклонениями в развитии является тяжёлым жизненным событием в семье. Трудности, которые возникают с воспитанием такого ребёнка, вызывают всевозможные изменения в жизнедеятельности семьи, нарушают общий ритм и адаптацию, зачастую приводя к семейному кризису. В семье происходят всевозможные изменения, как на психологическом, так и на социальном и даже на соматическом уровнях:
  • На психологическом уровне происходят изменения в эмоционально-волевой и личностной сферах родителей.
  • На социальном уровне происходят нарушения супружеских, родительских и общественных отношений, нарушаются контакты с друзьями, коллегами и другими людьми.
  • На соматическом уровне, который обусловлен повышенной нагрузкой на родителей,  возникают соматические заболевания и вегетативные расстройства.
Чтобы справиться с главной задачей, направленной на воспитание, обучение и дальнейшую интеграцию ребёнка в общество, необходимо специалистам, педагогам и всем, кто будет окружать ребёнка в жизни, помочь родителям пройти основные стадии преодоления тех препятствий, которые будут мешать поставленным задачам. В первую очередь эта работа должна быть направлена на укрепление внутрисемейных отношений: мать – ребёнок, отец – ребёнок, муж – жена, родители и, если есть, другие дети.  На этой стадии родители ещё больше нуждаются в психологической коррекционной работе, направленной на укрепление сотрудничества между супругами и принятие возникшей ситуации. Для этого родители должны получать информацию о перспективах реабилитации, в том числе медицинской и должны быть включены в родительские группы. Общение с родителями, имеющими ребёнка со сходным диагнозом, но более старшего возраста, в этих случаях становится особенно ценным, так как родители, как правило, больше доверяют информации от других родителей, чем от квалифицированных специалистов. Нередко переживания связаны с рождением такого ребёнка. По мере принятия диагноза о осознания проблем, связанных с этим, могут погружать родителей в депрессивное состояние, когда степень воздействия такого потрясения весьма трудно (или невозможно). Такая травма может повлиять и на внутрисемейные отношения и привести к дезорганизации роли родителей, а также может подавить интерес к работе и другим делам.
И вот, самой важной сферой жизнедеятельности родителей становится адаптация, которая характеризуется как эмоциональная реорганизация. Принципиально важным здесь становится тот факт, что родители осознанно принимают факт больного ребёнка и самостоятельно обращаются за помощью к специалистам. Родители в этом случае правильно оценивают ситуацию, устанавливают адекватные эмоциональные контакты и руководствуются интересами ребёнка.
Состояние ребёнка, его лечение и стрессы, в зависимости от типа личности родителей, имеют разную продолжительность. Задача специалистов помочь родителям не «застревать» на какой-либо стадии стресса, а помочь им прожить эти переживания за более короткое время и меньшими эмоциональными потерями. А чтобы стресс не усиливался на каждом новом жизненном этапе ребёнка, с родителями требуется проводить тренинговую или индивидуальную работу, которая будет «работать» на опережение родительских страхов.
Бесспорным является и тот факт, что на мать ложиться большая нагрузка в воспитании и обучении. Чтобы в такой ситуации не возникало невротического симбиоза матери и  ребенка, необходимо проводить тренинги в женских группах, создавать родительские клубы, занятия в арт-терапии и танце-терапии.
Если специалисты и ближайшее окружение будут воспринимать родителей как равноправных партнёров, вести с ними конструктивный диалог, помогая освоить им необходимые приёмы и знания, относиться к ребёнку с некоторой заинтересованностью и верить в его успешность, то достигнутые результаты будут лучшим доказательством того, что совместные усилия и правильно выбранный маршрут неизменно приведут к намеченному плану и хорошим результатам.
 
Литература:
  1. Дети с множественными нарушениями развития. /под ред. Л.М.Шипицыной и Е.В.Михайловой. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. -239с.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ