Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие связной речи дошкольников по средствам
обучения рассказыванию по картинам

Евстегнеева Наталия Ивановна
Хорошее владение родным языком, речью – в определенном смысле искусство, которому нужно учиться не один год. От владения этим искусством зависит не только профессиональная карьера, но и социальный статус человека. Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь детям научиться излагать собственные мысли связно и достаточно полно, понимать речь собеседника, т.е. вести содержательный диалог.
Одним из необходимых условий развития грамотной связной речи ребенка является наглядность. Великий русский педагог К.Д.Ушинский обосновал ценность картинок тем, что изображение возбуждает мысль ребенка и вызывает выражение этой мысли в «самостоятельном слове».
Сначала дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью: учатся выслушивать вопросы педагога, отвечать на них, спрашивать. В дальнейшем дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части связаны друг с другом, логически объединены, т.е. идёт развитие монологической речи.
Обучение монологической речи - одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребёнка должны приобрести развёрнутость, логичность и выразительность. Научиться излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно - следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения.
Одним из методов обучения монологу является составление рассказа по картине.
      При отборе картин для рассказывания к ним предъявляется ряд  требований:
 Содержание картины  должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
 Картина должна быть высокохудожественной;
 Изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;
 
      Для развития связной речи детей в процессе работы с картиной решаются следующие задачи:
• Овладение рассказыванием по картине;
• Социально-личностное и эмоциональное развитие;
• Познавательное развитие
• Развитие эстетических предпочтений
• Моторное развитие (овладение выразительными движениями, формирование произвольных основных и мимических движений, развитие операционно-технических умений в разных видах деятельности)
В методике развития речи выделяется несколько видов рассказов детей по картине.
1. Описание предметных картин- это связное последовательное описание изображенных на картине  предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни.
2. Описание сюжетной картины- это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание и сюжет).
3.  Описание пейзажной картины и натюрморта
4. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
Я остановлюсь на этом виде работы более подробно.
  Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Если в начале занятия логопед посредством вопросов направляет внимание ребенка на процесс развертывания действия, то затем ребенок сам учится выделять основные моменты в содержании рассказа.
Составление рассказов по картинкам способствует уточнению значений известных ребенку слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования.
Разработаны различные варианты для составления рассказа по сюжетной серии.
- логопед раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит детей рассмотреть их. Затем читает рассказ, после чего каждому ребенку дает по картинке. Логопед повторяет рассказ, а дети поднимают соответствующие картинки.
 
- логопед читает рассказ и сам расставляет на наборном полотне картинки. Затем снимает и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ.
 
- на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной  последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
 
-  вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное. Такой вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета;
Рассказы по серии сюжетных картин  подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду. Самая важная задача при  работе над картиной- формирование целостного  впечатления об изображенном на ней, поэтому вопросы, задаваемые логопедом в процессе рассматривания картины, не должны быть слишком дробными. Уже с начала обучения логопед должен учить детей включать в рассказ специальную терминологию: «передний план картины», «задний план картины, « центр картины», «теплые тона», «холодные тона».    
Еще один вид работы с картиной для старших дошкольников «Подбери слова к рассказу». Перед ребенком выкладываются слова - карточки, отбираются те слова, которые подходят под тематику картинки. Игра помогает развить связную речь, отработать навыки чтения, расширить словарный запас. 
  В процессе работы по обучению детей рассказыванию по картине и по серии сюжетных картин происходит развитие связной речи, мышления, воображения, наблюдательности, пространственной ориентации; решаются воспитательные задачи: дети учатся выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно их исправлять.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ