Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности пространственного восприятия у младших
школьников с оптической дисграфией

Евстегнеева Наталия Ивановна
В настоящее время значительно возросло число учащихся, письмо которых характеризуется большим количеством ошибок. При этом в категорию «неуспевающих» по русскому языку детей часто попадают и такие школьники, которые систематически занимаются в классе и дома, достаточно уверенно воспроизводят орфографические правила, не имеют выраженных отклонений со стороны нервно-психического и соматического здоровья, и  тем не менее в их письме изобилуют стойкие и разнообразные по видам ошибки.
          Опыт нашей работы показывает, что в настоящее время возросло количество учащихся, в письме которых появляются ошибки в виде замен букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы. Этот вид нарушений выделяется как оптическая дисграфия [О.И.Токарева, Л.Г.Парамонова, Р.И.Лалаева и др]. Оптическая дисграфия  не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей с самым высоким уровнем развития. В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Именно эту несформированность и следует рассматривать как явную предпосылку оптической дисграфии [Л.Г.Парамонова, 2006г].
              Исследование проводились на базе ГОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» в 2018-2020 учебном году с целью выявления особенностей пространственного восприятия у учащихся младших классов с оптической дисграфией..
              В исследовании принимали участие 180 человек, 117 из них учащиеся второго класса, 45 чел. – третьего класса, 18 человек – четвертого класса. 
              В целом исследование разделено на 3 этапа:
- первый этап был направлен на изучение и анализ научно-методической литературы и изучение контингента испытуемых детей;
- второй этап был направлен на выявление особенностей пространственного восприятия у детей путем проведения комплекса специально разработанных нами заданий;
- третий этап включал в себя анализ полученных результатов.
Данные анализа результатов второго этапа исследования представлены в таблице 1.
таблица 1
          Исследования показали, что у учащихся вторых классов преобладают ошибки в ориентировке собственного тела, направлениях пространства и употреблении сложных предлогов, которое составляет 84% - 78%, ошибки в ориентировке в пространстве относительно себя и ориентировка на бумаге составило немного меньше ошибок 65% и 70%. 
          Обследование выявило, что данные категории учащихся нуждаются в логопедической помощи. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает у учащихся стойкое специфическое нарушение оптического характера  и  приводит к затруднениям в процессе обучения.   Зачастую такие дети оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.
          У учащихся третьих классов количество ошибок на ориентировку в собственном теле, в пространстве и в употреблении сложных предлогов снизилось до 51%, а в четвертом классе ориентировка в собственном теле снизилась до 44%, в направлениях пространства – до 28%, ориентировка на листе бумаги – до 38%. Такие ошибки, как ориентировка в пространстве относительно себя и употребление сложных предлогов исчезли вовсе.
          В данной работе нам хотелось бы поделиться опытом работы с детьми по устранению оптической дисграфии, обусловленной нарушением зрительно - пространственных представлений. Формирование 
пространственных ориентировок проводится по следующей системе коррекционно-развивающей работы:
1. Обучение ориентировки в схеме собственного тела;
Ориентация в сторонах собственного тела;
Ориентировка в правом и левом направлении пространства;
Ориентировка в пространстве в зеркальном отображении;
2. Обучение определению отношения между предметами;
3. Обучение определению местоположения и удаленности предметов в пространстве;
Определение местоположения предмета в пространстве;
Определение удаленности предмета в пространстве;
4.       Обучение ориентировки на плоскости.
. В нашей работе мы используем следующее перспективное планирование, в котором выделены следующие направления работы:
• формирование ориентировки в пространстве или на местности, в процессе дидактических игр и игровых упражнений;
• формирование ориентировки в схеме собственного тела;
• формирование ориентировки на плоскости или на листе бумаги;
• формирование ориентировки на противоположном предмете.
Основываясь на данном перспективном плане, мы предлагаем примерное тематическое планирование по преодолению особенностей пространственного восприятия у учащихся 2-4 классов с оптической дисграфией.
таблица 2
Многочисленные исследования, посвященные различным аспектам формирования ориентировки в пространстве у детей позволяют рассматривать ее как системное, постепенно формируемое образование, имеющее универсальное значение для психики ребенка в целом [Б.Г.Ананьев, О.И.Галкина, Р.И.Говорова, Е.Ф.Рыбалко]. Таким образом, своевременная коррекция пространственно-временных представлений благоприятно влияет на динамику устранения специфических ошибок
 
               Список литературы.
1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 2003.
2. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо – влево, вверх – вниз. Развитие пространственного восприятия у детей 6 -7 лет. - М., Творческий центр «Сфера», 2004г.
3. Лалаева Р.И. Логопедия: Методическое наследие. / Под ред. Волковой Л.С.: В 5 кн. – М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. 
4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПб.: Лениздат; Издательство «Союз», 2001.


You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ