Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Специфика коррекционно-логопедической работы в 1 классе
школы-интерната для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи в соответствии с ФГОС

Адамова Елена Александровна,
учитель-логопед, ГБДОУ детский сад № 46
Пушкинского района Санкт-Петербурга

Аннотация

Данная статья посвящена вопросу коррекционно-логопедической работы в 1 классе школы-интерната для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС. В статье освещаются цели, задачи, содержание специальных курсов: «Произношение», «Логопедическая ритмика», «Развитие речи». Также описаны структура индивидуально-подгрупповой логопедической работы, направления коррекционной работы с обучающимися, имеющими ТНР и планируемые результаты выпускников 1 класса.

Ключевые слова: ФГОС, ТНР, развитие, коррекция, формирование, профилактика.

В Школе-интернате АОП №1 г. Саратова каждый год набираются первые классы в соответствии с ФГОС («ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)

В учебный план образовательной организации для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) включены специальные курсы «Произношение», «Логопедическая ритмика», «Развитие речи» и индивидуально-подгрупповая логопедическая работа.

Основной контингент обучающихся школы – это обучающиеся с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и полноценные умственные способности. Нарушения речи у них проявляются в системной недостаточности её компонентов: фонетики, лексики, грамматики. Вследствие чего у обучающихся страдает процесс формирования языковых умений и навыков, не формируются представления о языковых единицах, закономерностях построения высказывания и т.д. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности обучающихся, приводит к нарушению коммуникативных способностей, тормозит их развитие в целом. Основная цель школы-интерната - формирование полноценной речемыслительной деятельности обучающихся с речевой патологией. Среди направлений этой работы важное место занимает специальный курс – «Произношение». На занятиях по курсу «Произношение» посредством коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, навык звукового анализа.

Основными задачами специального курса «Произношение» являются:

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голосообразования, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы;

- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения);

- профилактика нарушений чтения и письма.

Фронтальное логопедическое занятие «Произношение» входит в коррекционно-развивающую область и проводится в 1-ом классе 3 раза в неделю согласно расписанию.

Индивидуальные логопедические занятия по коррекции произношения проводятся в течение дня 2 раза в неделю с каждым учеником.

Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:

- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

- языкового анализа и синтеза;

- сложной слоговой структуры слова;

- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:

- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;

- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;

- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных.

Программой предусмотрена коррекция нарушений произношения как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Начиная с I класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии.

Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке «Произношение» ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического). На уроках «Произношение» формируются те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания

(диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторная моторика, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактика дизорфографии. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем. В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:

- развитие ручной и артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голосообразования;

- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;

- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;

- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи делится на следующие этапы:

Первый этап — обследование речи детей и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте.

Второй этап — подготовительный. Цель подготовительного этапа – формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа являются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении, развитие элементарных форм фонематического анализа.

Третий этап — основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухо-произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения. Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация

- как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного ребенка и объемом нарушенных звуков. В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции

нарушений звукослоговой структуры слова, начиная со слов простой звукослоговой структуры. Новая звукослоговая структура закрепляется на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей. Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи.

Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности дети должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи. В результате обучения дети овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи на уроках «Произношение» ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому язык.

Конкретное содержание занятий по коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта школьников, программой по обучению грамоте (I класс), по математике, а также программой по развитию речи и русскому языку. В процессе логопедических занятий осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков учащихся. В связи с этим темы и содержание логопедических занятий носят опережающий характер и подготавливают детей к усвоению программ «Обучение грамоте», «Русский язык», которые предполагают осознание и анализ речевых процессов. Учитывая трудности автоматизации речевых умений и навыков у обучающихся с ТНР, опережение может быть значительным.

Программа обеспечивает достижение выпускниками 1 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: умение задавать вопросы; умение использовать язык для решения учебных задач; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; понимание необходимости учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

Предметные: умение правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы; умение правильно (по возможности) произносить звуки речи; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово, предложение; способность контролировать свои действия; умение

проводить звуковой анализ; умение правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов; умение ставить ударение в словах, находить ударные и безударные гласные; умение отвечать на вопросы.

Следующее направление при формировании полноценной речемыслительной деятельности обучающихся с речевой патологией является специальный курс «Логопедическая ритмика».

Цель курса: коррекция речевых нарушений средствами логоритмики.

Основные задачи курса:

- развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики;

- развитие дыхания, голоса;

- развитие чувства темпа и ритма в движении;

- воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки.

Не менее важное место занимает и специальный курс «Развитие речи».

Цель курса: формирование речевой деятельности обучающихся с ТНР, профилактика вторичных речеязыковых расстройств, развитие устной и письменной речи.

Основные задачи:

- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности;

- формирование языковых обобщений и правильного использования языковых средств в процессе общения, учебной деятельности;

- обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;

- развитие и совершенствование грамматического строя речи путем овладения продуктивными и непродуктивными способами словоизменения и словообразования, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложений;

- развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию.

В структуру коррекционно-развивающей области наряду со специальными курсами включена индивидуально-подгрупповая логопедическая работа. Основные задачи работы определяются уровнем речевого развития, характером и механизмом речевой патологии.

Программа коррекционной работы обеспечивает:

1. Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их физическом или психическом развитии.

2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

3. Возможность освоения обучающимися с ТНР адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации.

4. Возможность овладения обучающимися навыками коммуникации, дифференциации и осмысления картины мира и ее временно-пространственной

организации, осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

5. Соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников.

6. Проведение подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий.

Программа коррекционной работы должна содержать:

· Цель и задачи коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования.

· Программы специальных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, их интеграцию в образовательные организации и освоение ими адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

· Систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР в условиях образовательного процесса, включающего:

- психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей;

- мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования;

- корректировку коррекционных мероприятий;

- описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ТНР, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности;

- механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, психологов, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который обеспечивается в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ТНР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание: диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа и информационно-просветительская работа.

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у обучающихся с ТНР особых потребностей в адаптации к освоению адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательной организации.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом, психическом и речевом развитии обучающихся с ТНР.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ТНР в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ТНР, со всеми его участниками – сверстниками, родителями.

Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана, специальных курсов и на индивидуально-подгрупповых логопедических занятиях.

 

Список литературы:

Адамова Е.А. Рабочая программа специального курса «Произношение» - Саратов, 2016.

Одинцова А.В. Рабочая программа специального курса «Развитие речи» - Саратов, 2016.

Полякова С.Н. Рабочая программа специального курса «Логопедическая ритмика» - Саратов, 2016.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ