Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности усвоения учебного материала учащимися
с ограниченными возможностями здоровья

Романова Елена Владимировна
Новая государственная образовательная политика привела к смене парадигмы педагогической науки. Это выразилось в переориентации образовательной политики на ребенка с его проблемами и отклонениями в развитии. В основу современных педагогических стратегий положены научные теории на основе исследований Л.С. Выготского , В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, А .Р. Лаурия, Л.В.Занкова и пр. Идеи поиска оптимальных условий развития личности ребенка как своеобразной индивидуальности стала центральной задачей учебно-воспитательного процесса.
Педагогический и воспитательный корпус образовательных организаций в основе своей практической деятельности исходит из личностно-ориентированного похода, развивающего обучения, теории поэтапного формирования умственных действий и пр. Учреждения коррекционного направления, в первую очередь, реализуют учение Л.С.Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка. Именно ориентация на сохранные стороны личности ребенка, его потенциальные возможности, резервы организма является идеологическим стержнем данной Программы.
Однако, учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точки зрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение разноуровневых групп детей одного возраста с разными видами нарушений.
Необходима интеграция коррекционного компонента в систему планирования всех служб организации, в каждое конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста в отдельности и всех вместе взятых. Конкретные методические разработки, предлагаемые автором этой системы, делают ее конкретной и понятной каждому педагогу и воспитателю в плане моделирования и организации новых форм учебно-воспитательного процесса.
Кроме содержательно-организационных инноваций надо учитывать социально - экономические факторы, экологические условия, которые отрицательно сказываются на здоровье ребенка. Снижение уровня жизни, рост преступности, кризис семьи, безработица - все эти факторы влияют на школу в целом и на каждого отдельного человека.
Учитывая все вышеизложенное, целью настоящей Программы является создание модели адаптивной школы, работающей в едином образовательном режиме в соответствующей правовой среде, с учетом складывающихся динамичных, социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей и перспектив развития.
Главная цель нашей школы является самореализация выпускников в социальном включении. Речь идет не просто об их пассивной интеграции в окружающий мир, а о том, что молодые люди с ограниченными возможностями здоровья являются равноправными членами нашего общества, достойными не только жалости и сострадания, а равноправного партнерского отношения.
В результате освоения педагогами современных образовательных технологий в условиях перехода на СФГОС ожидается:
- готовность и способность учителя к смене образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, личностно и деятельностно-ориентированной;
- систематизация представлений руководящих и педагогических кадров о новой образовательной практике в области применяемых технологий.
С введением СФГОС должны измениться структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Повышается значимость формирования условий реализации программ, в том числе создания образовательной инфраструктуры, изменяются требования к ним, а также психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и коррекционная работа.
Опыт общеобразовательных школ показывает, что введение Стандарта является сложным и многоплановым процессом. Задача успешной реализации Стандарта требует грамотного методического сопровождения и проведения большой подготовительной работы для обеспечения необходимых условий.
Анализ деятельности других школ для обучающихся с ОВЗ, свидетельствует о наличии в образовательной организации проблем, которые требуют разрешения. В их числе:
– упрощенное понимание педагогами сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода в коррекционной школе;
– сложившаяся традиционная методика проведения урока, занятия;
– недостаточная мотивация и отсутствие готовности к осуществлению образовательного процесса в соответствии с требованиями СФГОС (ориентация на вариативность, индивидуализацию образования, практико-ориентированные ситуативные задачи на каждом уроке, на каждом занятии);
– принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
– отсутствие опыта разработки основной образовательной и воспитательной программ.
Особенности мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями таковы: учебная деятельность являясь ведущей деятельностью для учащихся, определяет уровень их психического и интеллектуального развития, обеспечивает становление личности в целом. Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Эти учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п. Установлено, что свойственные этим детям пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления. У одних учащихся максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются. У других детей с ограниченными возможностями здоровья сосредоточение внимания наступает лишь после того как они непосредственно приступят к деятельности. А вот у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания. У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием. Об этом свидетельствует недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающей действительности.
 Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Все эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не все замечает в окружающем его мире, «не видит» многое при демонстрации педагогом наглядных пособий. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ограниченными возможностями здоровья с запозданием, поэтому долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучению чтению и письму, где очень важно различать последовательность и расположение элементов.
У всех учащихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, долговременного и кратковременного. В первую очередь, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости по всем предметам.
Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья – их низкая познавательная активность. Такие учащиеся с трудом воспроизводят словесный материал, затрачивая на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Между тем по мере взросления такого учащегося на передний план все больше выступает произвольная (преднамеренная) память, реализующаяся как особая форма деятельности. Без достаточного уровня развития произвольной памяти невозможно полноценное обучение, поскольку учебный процесс, особенно в старших классах коррекционной школы, опирается преимущественно на эту форму памяти. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается у таких учащихся в развитии мыслительной деятельности. Это выражается в деформации таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Для этих школьников характерны неумение организовывать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля и самоанализа. Выполнение задания, как правило, осложняется еще и тем, что учащиеся плохо читают, не могут вникнуть в смысл прочитанного текста.
Серьезные проблемы возникают при изучении математики, географии, истории, биологии и многих других предметов. Содержание учебного материала (даже по программе специального коррекционного обучения), темп обучения, как правило, оказываются непосильными. В исследованиях педагога-психолога В.И. Лубовского указывается на недостаточность (слабость) речевой регуляции действий, что в значительной мере объясняет характерные для деятельности этих учащихся неорганизованность, отсутствие целенаправленности.
Учащиеся испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целом и руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований. Многим школьникам трудно осознавать свои действия и облекать их в словесную форму, поэтому выполняя задание, учащийся проговаривает его вслух, но при этом говорит много лишнего, не имеющего отношения к работе. Перечисленные особенности связаны с любым учебным предметом, однако в зависимости от его специфики (русский язык, профессионально-трудовое обучение, история, география и т.д.) они проявляются по-разному.
Часто дети действуют импульсивно, нерационально, не могут сосредоточиться на поставленной цели, и поэтому допускают серьезные ошибки. На уроках биологии и географии учащиеся с ограниченными возможностями здоровья не могут выделить существенные признаки, характеризующие объекты и явления, поэтому одна из особенностей мыслительной деятельности таких детей проявляется в том, что они с большим трудом связывают взаимообратные понятия и явления, не объединяют их в пары, воспринимая их обособленно. Все это затрудняет изучение естествоведческого материала, так как большинство природных явлений взаимосвязаны друг с другом.    
Однако у старшеклассников школы, обучающихся по программе детей с ОВЗ, чаще, чем у учащихся начального звена, встречаются лаконичные ответы, перечисление сведений и явлений об окружающем мире. Они нередко называют объекты (предметы), которые не изучаются в школьном курсе, что является следствием припоминания тех естествоведческих сведений, которые были получены благодаря приобретенному жизненному опыту. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья также испытывают трудности в овладении историческими, литературоведческими и другими знаниями и умениями, не могут полно и самостоятельно использовать полученные знания в практической деятельности.
 К наиболее часто встречающимся нарушениям относят неустойчивость мыслительных операций, слабость обобщения, более легкое выделение признаков различия и затруднения в выделении признаков сходства, трудности в выделении специальных признаков наблюдаемого объекта, неправомерное отождествление объектов при самостоятельном сравнении, инертность мышления, «вязкость» и непоследовательность суждений, трудность формирования взаимообразных связей. Нарушения обобщения усугубляются неполноценностью других мыслительных процессов анализа, синтеза, абстракции, сравнения. Например, у такого школьника быстро угасает непосредственный интерес к заданию, требующему терпения и вдумчивости, он не проявляет активности в учебной работе, не стремиться улучшить свой результат, преодолевать возникающие трудности. К допущенным ошибкам учащиеся относятся более или менее безразлично, часто не замечают их, не проявляют активного желания понять причину своей неудачи. Как видим, все это приводят к тому, что такие дети не могут самостоятельно познавать и усваивать новую информацию. Все эти проблемы тормозят накопление у них разнообразных сведений и знаний об окружающей действительности, что отрицательно сказывается на общем интеллектуальном развитии, мешает учащимся преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности. Кроме того, следует отметить низкий уровень развития навыков самоконтроля - как в процессе деятельности, так и по ее окончании. Но вместе с тем, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в состоянии справиться с описанными выше затруднениями и освоить программу специальной коррекционной школы, если учитель своевременно оказывает им специфическую помощь и поддержку.
При организации коррекционных занятий следует исходить из индивидуальных возможностей детей – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ученика. Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы. Они должны быть значимы для учащихся, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование, словесное стимулирование и др.).
При подготовке и проведении коррекционных уроков необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Использование, например, различного рода игровых занятий, упражнений, способствует непосредственному расширению представлений об окружающей действительности.
Таким образом, большую трудность для учащихся с ограниченными возможностями здоровья представляет любой вид деятельности, особенно если нужно проявить умственное усилие и трудолюбие. Данных школьников отличают низкий тонус познавательной активности, обусловленный несформированностью мотивационной сферы, недостаточный уровень развития мыслительных операций. Для преодоления проблем учителю коррекционной школы необходимо формировать у учащихся знания, умения и навыки с использованием конкретного материала, разрабатывать и применять различные виды помощи для успешного решения поставленных педагогических задач для многих учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ