Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование «Коврика-разноцветика» в работе
с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Лебедева Екатерина Викторовна
Известно, что логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи строится по основным направлениям:
  • Развитие словаря.
  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
  • Развитие связной речи.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Обучение элементам грамоты.
     С учётом психоэмоциональных и двигательных особенностей детей с общим недоразвитием речи в содержание работы включены специальные упражнения, направленные на развитие слухового и зрительного внимания и памяти, мелкой моторики.
     В процессе взаимодействия педагога с ребёнком особенно важно, на наш взгляд, пробудить у воспитанника способность интересоваться чем-то новым, стремление к получению знаний, необходимо сформировать умение рассуждать и делать выводы.
     Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. С одной стороны, игра позволяет в непринуждённой обстановке особенно полно раскрыть возможности и способности ребёнка. С другой стороны, во время игры дети наиболее полноценно овладевают знаниями и информацией, которые им предлагает педагог.
     Увлечь и расположить ребёнка к себе учителю-логопеду помогают различные игрушки, пособия. Важно помнить, что дидактический материал, которым оперирует педагог при работе с детьми должен быть разнообразным, что позволяет поддерживать заинтересованность каждого конкретного воспитанника в процессе обучения.
     В нашей работе таким «дидактическим помощником» выступает «Коврик-разноцветик».
     «Коврик-разноцветик» представляет собой семь мини-ковриков (30*30 см), выполненных из натуральных материалов. Нижняя часть (основание) каждого мини-коврика изготовлена из грубой льняной ткани, верхняя часть — из менее плотной льняной ткани различных цветов, соответствующих семи цветам радуги. Внутри каждого мини-коврика находится подушка, наполненная природным материалом.
     В качестве наполнителей используем: каштаны, жёлуди, еловые шишки, фасоль, сосновые шишки, мелкие деревянные палочки, крупные деревянные палочки. Во избежание появления аллергических реакций у воспитанников, мы не используем в качестве наполнителей ароматические материалы, например, можжевеловую стружку (хотя она и обладает полезными свойствами для человеческого организма).
     Заметим, что шишки (жёлуди, каштаны) по просьбе учителя-логопеда и воспитателей родители (а также бабушки и дедушки) собирают вместе с детьми во время прогулок в парке, в лесу. Придя в детский сад, воспитанники порой очень эмоционально делятся впечатлениями от увиденного, что создаёт благоприятный климат для дальнейшей работы.
     Природный материал заменяем по мере его изнашиваемости.
     В уголках каждого мини-коврика находятся липучки, на которые размещаем картинки небольшого размера. Для маленьких детей используем картинки с изображением сказочных персонажей, героев мультфильмов, для дошкольников постарше — картинки по лексическим темам.
     В медицине отмечается, что подошва стоп является особой зоной организма: в ней сконцентрировано большое количество кожных рецепторов, составляющих периферические отрезки кольцевых рефлекторных аппаратов. Через эти рецепторы внутренние органы осуществляют контакт с внешней средой. Регулярное воздействие на эти зоны оказывает благотворное влияние на организм в целом.
     Работу с «Ковриком-разноцветиком», как правило, организуем таким образом, чтобы ребёнок сам выбрал цвет мини-коврика (в зависимости от настроения, эмоционального состояния), а также жёсткость коврика, комфортную для него в данный момент.
     Сначала знакомим ребёнка с основными цветами светового спектра, по мере взросления дошкольника добавляем остальные цвета.
     Вот некоторые виды заданий:
1. Учитель-логопед прикрепляет на каждый мини-коврик по одной картинке с изображением героев мультфильмов. Предлагает ребёнку назвать (показать), в каком углу расположена картинка, в какую сторону смотрит персонаж и пройти (попрыгать) только по тем коврикам, на которых герои смотрят, например, направо.
2. «Найди пару». На каждом коврике прикреплена картинка с изображением персонажа (Пятачок, Винни Пух, Волк, Заяц (из мультфильма «Ну, погоди!»), Черепаха, Львёнок, Котёнок, Щенок (из мультфильма «Котёнок по имени Гав»)). Взрослый просит ребёнка внимательно посмотреть на картинки и найти растерявшихся друзей, наступить (прыгнуть) на нужные коврики. Выполнение этого задания возможно под музыку из мультфильмов. Можно предложить ответить на вопросы: Какой Котёнок? Какая Черепаха? и т. д.
3. Располагаем мини-коврики в линию. На каждом коврике — по одной картинке, например, с изображением героев мультфильмов. Педагог просит посчитать персонажей по порядку, назвать, кто находится впереди, сзади, между какими-либо героями и т. д. Во время выполнения задания ребёнок переступает на соответствующие коврики.
4. Выкладываем квадрат из четырех мини-ковриков. Взрослый предлагает ребёнку по заданию встать в левый верхний угол, нижний правый угол получившегося коврика и т. д.
     При работе с подгруппой детей предлагаем следующие задания:
1. «Построение друг за другом». Располагаем мини-коврики по одной линии. Учитель-логопед просит каждого ребёнка встать на соответствующий коврик, например: Маша встанет перед Никитой. Яна за Ваней. И т. д. После педагог предлагает ответить на вопросы: За кем ты стоишь? Впереди кого ты стоишь? Между кем ты стоишь? И т. д.
2. Учитель-логопед произносит деформированный текст. Например: «Ребята, пойти, в, прогулка, парк, на, осенний». Просит детей составить предложение и встать по порядку на коврики. Предлагает назвать количество слов в предложении, первое, второе слово в предложении и т. д.
     Сложность текста (а также количество используемых мини-ковриков) зависит от возраста и уровня речевого развития воспитанников. При необходимости используем предметные картинки и схематичное изображение предлогов.
3. «Снежный ком». Учитель-логопед выкладывает дорожку из ковриков, просит одного из воспитанников встать на центральный мини-коврик, называет ему слово, например, слово «девочка». Далее взрослый предлагает детям придумать короткую историю, добавив по одному слову к слову «девочка» и встать справа или слева от центрального коврика (в зависимости от порядка слов в придуманном предложении). В конце выполнения задания дети называют предложение целиком, например: «Маленькая — девочка — качает — красивую — куклу».
     На индивидуальных занятиях используем мини-коврик в качестве массажёра стоп при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики, при отработке произношения звука перед зеркалом.
     При работе над слоговой структурой слова предлагаем протопать слово по слогам, проходя по дорожке из мини-ковриков.
     Также используем два мини-коврика при выполнении заданий по дифференциации звуков. Например, учитель-логопед предлагает ребёнку встать на жёлтый коврик, если он услышит слово со звуком «С» и на голубой, если в слове услышит звук «Ш».
     «Светофор». Используем три мини-коврика при выполнении задания по определению места звука в слове. Педагог выкладывает красный, жёлтый, зелёный коврики. Просит ребёнка встать (прыгнуть) на коврик красного цвета, если он услышит определённый звук (по заданию взрослого) в начале слова, на жёлтый — в середине, на зелёный — в конце слова.
     Нередко дети  сами придумывают игры с ковриком. Например: «Я прыгну на коврик только тогда, когда вспомню слово со звуком Р».
     Таким образом, с помощью «Коврика-разноцветика» можно разнообразить занятия по всем направлениям коррекционно-развивающей работы. Дети, передвигаясь по коврику, находясь в движении, выполняют задания в хорошем настроении. А, как известно, позитивный настрой и хорошее расположение духа являются катализатором успеха, позволяют быстрее достичь положительного результата в работе.
Литература

 
  1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. — СПб.: КАРО, 2001.
  2. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет (Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО). — 2014.
  3. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. — Екатеринбург: АРГО, 1997.
  4. У Вэйсинь. Носители информации. — СПб.: «Рики-Тики-Тави», 1994.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ