Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Групповая преступность несовершеннолетних и её предупреждение

Белоненко Ирина Валерьевна,
социальный педагог, ГБОУ СОШ 121 СПб
 
Преступность несовершеннолетних – это самостоятельный вид преступности, обусловленный особенностями количественных и качественных показателей ее состояния и развития, а также личностью преступника, в основе поведения которого лежат эгоцентрические мотивы и неустойчивая психика. Преступность несовершеннолетних обоснованно определяется как социально-правовое, относительно массовое явление, включающее совокупность запрещенных уголовным законом общественно опасных деяний, совершенных в течение определенного периода времени на определенной территории лицами в возрасте 14 – 17 лет.  Большинство преступлений, как отмечают многие исследователи, совершается несовершеннолетними в группах, что обусловлено их возрастными особенностями. Законодательство Российской Федерации дает четкое определение кого, в соответствии с законом, следует называть несовершеннолетними и привлекать к уголовной ответственности. Так, ст. 87 УК РФ гласит, что «несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет». В ст. 19 УК РФ сказано, что «уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом». Согласно ст. 20 УК РФ, «уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста». Здесь же дается исчерпывающий перечень преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с четырнадцати лет.
Преступность несовершеннолетних является составной частью преступности и имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в ее уровне, структуре, динамике, детерминантах и мотивации, связанные с особым субъектом – несовершеннолетним преступником. Подростковый возраст является узловым, так как присущие ему особенности и психологические изменения при определенных условиях жизни, деятельности и воспитания становятся устойчивыми чертами личности человека. Для несовершеннолетних характерна ориентация на личное материальное благополучие, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение, на собственную «совесть», содержание которой часто противоречит принципам общественной морали и права. По мере возрастного развития, у несовершеннолетних неуклонно повышается роль сознания в деятельности и поведении. Ситуативное поведение все более сменяется поведением, обусловленным сложившимися устойчивыми нравственными нормами.
Динамика и структура преступности несовершеннолетних в значительной мере зависят от возрастных особенностей преступников. В то же время последнее не является единственным обстоятельством, определяющим специфику преступности несовершеннолетних, так как усвоение общественно полезных норм поведения (и отклонение от этих норм) зависит от социальных условий, прежде всего от воспитания несовершеннолетних. Вышеуказанные возрастные особенности несовершеннолетних, хотя и влияют на поведение подростков, в том числе и на совершение ими преступлений, но они не являются первопричиной таких поступков, а выступают в роли катализатора, который способствует тому, что в определенной объективной ситуации, под воздействием благоприятных внешних условий и обстоятельств подросток поступает подобным образом.
Одной из особенностей преступности несовершеннолетних является ее ярко выраженный групповой характер. Высказанное   К. Е. Игошевым в 70-х годах мнение о том, что преступность несовершеннолетних – это групповая преступность, не утратило  своей актуальности,  по сей день. Психологические особенности подростка связаны с тем, что он не может находиться в изоляции, и ищет группу, в которой был бы равным. Очевидно, семья, даже самая благополучная, не может в полной мере компенсировать несовершеннолетнему такую группу. В действительности так называемая групповая динамика, помогает несовершеннолетним выжить в стрессах и информационном хаосе. Они спонтанно и неосознанно стремятся к объединению. Групповая динамика – это процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит их к взаимному удовлетворению.
В криминологической литературе доминирует общий подход к анализу преступных групп несовершеннолетних, заключающийся в признании преступной группы как социально-психологического феномена, что предполагает необходимость обращения к данным социально-психологической науки. Так, при определении понятия преступной группы в криминологии практически все исследователи говорят о том, что это малая неформальная группа с наличием определенной организации внутригрупповых связей, стремящаяся к достижению общей цели. А под общей целью, как правило, понимается преступная деятельность.
По мнению целого ряда ученых, преступная группа, в криминологическом ее понимании, «это малая, относительно замкнутая группа, характеризующаяся общностью антисоциальной направленности, влиянием ее членов друг на друга в процессе совершения преступления и иных связанных с преступностью правонарушений».
В. Г. Лукашевич рассматривает преступную группу как малую неформальную группу, «объединяющую на основе совершения общественно опасных, противоправных действий людей, стремящихся к достижению общей цели, организованных определенным образом и составляющих единый субъект деятельности».
Таким образом, преступная группа несовершеннолетних – это неформальная группа, состоящая из двух и более человек, в которой существуют внутригрупповые связи, объединенная общей целью – совершение преступных деяний.
Практика показывает, что некоторые неформальные группировки несовершеннолетних первоначально не занимались совершением преступлений, а возникли на базе идеи здорового образа жизни и патриотического поведения. При этом объединение в них несовершеннолетних происходило за счет четкой субординации и жесткой дисциплины. Как правило, в создании каждой такой группировки либо прямо, либо косвенно участвовал взрослый человек из криминальной среды.
В целом по России показатель групповой преступности несовершеннолетних на протяжении ряда лет в 2-3 раза превышает значение этого показателя среди взрослых.
В нравственно-психологическом плане личность несовершеннолетних преступников характеризуется рядом довольно существенных специфических признаков. Прежде всего, на их противоправном поведении, безусловно, сказываются их возрастные особенности, такие, например, как повышенная внушаемость, склонность к подражанию, юношеский негативизм, известная несформированность жизненных ориентаций и установок, инфантильность эмоционально-волевой сферы. Для большинства подростков характерно отсутствие интереса к учебе и труду. В большей степени их привлекает сфера досуга, как правило, заполненного социально негативным содержанием.  Несовершеннолетние преступники, как правило, склонны верить так называемой уголовной романтике, не видя ее изнанки.
Кроме того, с каждым годом нарастает процесс дегуманизации преступного мира, повышается уровень жестокости, в том числе в межличностных отношениях между преступниками.
Необходимо обратить внимание на то, что доля групповых преступлений среди несовершеннолетних составляет около 50 % в структуре всей преступности несовершеннолетних. Как правило, самый высокий удельный вес групповой преступности у 14-летних несовершеннолетних. Групповой характер носят, например, такие формы асоциального поведения, как курение табака, випперов, употребление алкоголя, наркомания,  уличное хулиганство, половая распущенность.
Таким образом, преступность несовершеннолетних, являясь частью общей преступности, имеет свои особенности. Одной из наиболее важных является то, что несовершеннолетние совершают преступления преимущественно в группе, в состав которых могут входить как несовершеннолетние, так и взрослые люди. Однако профилактическая работа с данным явлением носит эпизодический характер, не предусмотрены целенаправленные мероприятия.
Не вызывает сомнения, что прежде всего необходимо предупреждать возникновение преступных групп несовершеннолетних. Этому могут способствовать мероприятия общеобразовательного, культурно-воспитательного и оперативного характера, на-правленые на предупреждение их возникновения. Исключительного внимания к себе требуют пред криминальные группы подростков. Перерастание данных групп в преступные происходит буквально на глазах у окружающих. Предупреждение возникновения пред криминальных групп предполагает: оздоровление семейной обстановки, ликвидацию отрицательного влияния микросреды, усиление роли образовательных и досуговых учреждений в планировании свободного времени несовершеннолетних.
В научной литературе отмечается, что работа по разобщению и переориентации групп несовершеннолетних с отклоняющимся поведением (асоциальных групп) должна выступать прерогативой образовательных учреждений, задачей которых является оказание позитивного влияния на субкультуру сложившихся между учениками отношений в целях устранения их конфликтности со сверстниками и педагогами. Работать в данном направлении необходимо не только педагогам, но и психологам, социальным работникам, сотрудникам ОДН. Возможности образовательных учреждений в осуществлении непосредственного предупреждениях преступлений несовершеннолетних снижаются, так как в данных ситуациях речь идет о подростках, совершивших преступления. Тем не менее, образовательные учреждения «в тесном взаимодействии с другими органами (комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав и ОДН районных УМВД) должны попытаться изменить среду общения несовершеннолетних, а, следовательно, воздействовать на выбор друзей».
Работа с криминогенными группами должна проводиться по общепризнанной методике разобщения и переориентации членов указанной группы: развенчание авторитета лидера, переориентация интересов членов группы, изоляция лидера и активных членов группы
В настоящее время, в силу объективных и субъективных причин, очень часто переориентировать преступные группы бывает невозможно, переориентировать нужно общество в целом, активно создавая параллельные преступным досуговые учреждения и организации, способные заинтересовать несовершеннолетних, предложив им достойную внимания альтернативу преступному образу жизни.
Так, М. И. Слинько утверждает, что «в основном неформалы, относящиеся к условно агрессивному типу – это дети малообеспеченных родителей из неблагополучных семей, растущие в атмосфере отчуждения и неприязни со стороны более благополучных сверстников и даже взрослых. Не имея достаточных стартовых возможностей утвердиться в жизни законопослушным путем, путем труда, они, в качестве самоутверждения и получения, материальных благ, используют, с их точки зрения, наиболее веский аргумент – силу: силу кулаков, силу команды, силу оружия».
Однако это не означает, что криминогенную и преступную группу несовершеннолетних в настоящее время вообще невозможно переориентировать.
Работа по переориентации и разобщению криминальных групп подростков и молодежи требует от лиц, осуществляющих ее, большого профессионального мастерства, глубоких социально-психологических, психолого-педагогических и правовых знаний, организаторских способностей, настойчивости и других морально – волевых качеств. Также следует пытаться задействовать возможности семьи, образовательного учреждения, досугового учреждения, формировать вокруг несовершеннолетнего здоровое социальное пространство.
Целесообразной является организация в образовательных учреждениях, специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальных тренинговых групп, в которых участников пред криминальных и преступных групп несовершеннолетних обучали бы общению, повышали культуру их взаимоотношений.
Проведение воспитательной работы по переориентации групп и отдельных ее членов не исключает необходимости проведения оперативно-профилактической работы по изобличению лиц, совершивших преступления в этих группах, в том числе и взрослых, подстрекающих несовершеннолетних к совершению насильственных преступлений, вовлекающих их в антиобщественный образ жизни, их изоляции, изъятию запрещенных в обороте предметов.
Профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних следует определить как «систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также в совокупности с проведением профилактической работы в отношении криминогенных, преступных групп несовершеннолетних или соответствующих групп с участием несовершеннолетних, членов данных групп».
  
Литература
  1. Бакаев, А. А. «Система профилактики правонарушений несовершеннолетних.»
  2. Башкатов, И. П. «Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. «
  3. Джекебаев У. С. «Соучастие в преступлении. «
  4. Долгова А. И.  «Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних.»
  5.  Косевич  Р. Н. «Профилактика преступности несовершеннолетних в малых и средних городах.»
  6. Лукашевич  В. Г. «Криминалистические аспекты изучения преступных групп.»
  7. Слинько  М. И. «Неформальные молодежные объединения и организованные преступные группы.»
 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ