Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие психических процессов через систему развивающих игр

Ефремова Елена Михайловна.

Педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 46

     Игра обладает большим обучающим и коррекционно-развивающим потенциалом, активизирует ум и воля детей, что позволяет эффективно содействовать развитию познавательной сферы и личности каждого играющего ребенка.  Потому при работе с детьми дошкольного возраста актуальным является использование целостных игровых программ –  систематизированных наборов игр направленных на решение тех или иных задач. Программа «Развитие психических процессов через систему развивающих игр» представляет собой комплекс специально подобранных игр и заданий для детей старшего дошкольного возраста. Выстроенные в определенной последовательности, они обеспечивают комплексное развитие внимания, памяти, речи, мышления, повышают интерес не только к конечному результату  работы, но и, что особенно важно, к самому процессу познания.

     В программе имеется примерное планирование, картотека игр и заданий, раздаточный материал, дается описание структуры занятий. Игры и задания подобраны для детей подготовительной группы, хотя они могут быть использованы и в старшей группе детского сада. Каждое занятие продолжительностью 25 -30 минут включает в себя тренинг одного из свойств внимания (устойчивости, способности к распределению, переключению, концентрации), тренинг быстроты мышления, тренинг слуховой или зрительной памяти, психомоторную разрядку, упражнение для активизации словаря, упражнение для повышения уверенности в себе.

Игры напечатаны в виде картотеки.  Для удобства пользования на каждой карточке код:

  1. Игры для развития мышления.
    • Игры для тренировки быстроты мышления
    • Классификация
    • Смысловые ряды
    • Закончи предложение
  2. Игры на развитие речи
  3. Игры для развития памяти.
    • Зрительная память
    • Ассоциативная память
    • Слуховая память
  4. Игры для тренировки внимания
  5. Варианты приветствий
  6. Варианты моторной разрядки
  7. Упр. для повышения уверенности в себе

     Программа является коррекционно-развивающей, т.к. направлена на расширение познавательных интересов, активизацию пассивных детей, воспитанию чувства уверенности в своих силах, формированию произвольности поведения, развитию навыков самоконтроля. Кроме того, предусмотрено стимулирование детей с высокими  интеллектуальными возможностями. В качестве дополнительных задач предъявлено развитие коммуникативных навыков  (умение действовать в группе, учитывать точку зрения другого человека) и моторная разрядка.

     Данная программа может быть использована как в работе с детьми  с разным уровнем развития познавательных процессов, т. к. в зависимости от специфики трудностей и других особенностей детей  возможно увеличение  конкретных разделов программы за счет уменьшения других разделов.

     Настоящая работа может быть так же использована в качестве основы для собственных разработок развивающих занятий с детьми.  Если взять за основу эту программу и заменить часть упражнений, то мы получим  тренинг, необходимый для определенной группы детей (для коррекции медлительных детей, коррекции гиперактивных детей). Можно  в тренинг добавить больше игр на развитие коммуникативных навыков (умение действовать в группе или микрогруппе, учитывать точку зрения другого человека, удерживать внимание на партнере и т.д.). Заменив часть упражнений,  можно подстроить тренинг под определенное помещение (отсутствие места для подвижных игр или отсутствие столов), большое количество детей (вся группа).  В безвыходном положении  большинство игр можно модифицировать для проведения в тесном помещении.

     Хочется обратить внимание на то, что большинство игр  позволяют менять условия их проведения. Такое разнообразие только обогатит содержание  их содержание. Игры можно проводить стоя или сидя. Дети могут отвечать по очереди,  по желанию («кто знает, тот отвечает»), или устраивать «аукцион»,  за ответы получать фанты, играть на выбывание, на победителя. Используются игры с переменой мест,  задания на подгруппу (2-3 ребенка, ½ группы), подвижные игры, задания за столами (графические диктанты или лабиринты в файлах для многоразового использования).

     При использовании этой  игровой программы или разработке новой надо учитывать, что взрослый является равноправным партнером детей по игре, ее активным участником (взрослому полезно для дела ошибаться вместе с детьми и даже «выбывать» из игры). От эмоциональной включенности взрослого во многом зависит успешность игровых действий, вовлеченность детей, достижение результата, и т.д. Взрослый должен быть готов смеяться, огорчаться,  ошибаться, признавать свои  промахи и ошибки.

     Анализ результатов групповых занятий проводится на основе диагностики готовности к школе  Ясюковой Л.А.  Диагностическое исследование проводится 2 раза в год. В начале учебного  года проводится диагностика зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления. В конце учебного года  проводится полная диагностика готовности к школе Ясюковой Л.А.

 

     Литература:

  1. «Развитие познавательных процессов у учащихся первых-пятых классов» Составитель Акимова Г.Е.  Санкт-Петербург 1999 г.
  2. «Игровая школа мышления». Степанова О.А. Москва 2003 г.
  3. «Как подготовить ребенка к школе» Колеченко А.К., ЛетуноваВ.Е.,Орлова В.В. Санкт-Петербург 1998 г.
  4. «Игры для интеллектуального развития детей от трех лет». Осипова Е.А. Москва 2004 г.
  5. «Развитие познавательных процессов в играх, тренингах, тестах» Мазепина Т.Б. Ростов-на-Дону 2002 г.
  6. «Скоро в школу». Управителева Л.В. Москва 2002 г.
  7. «Как подготовить ребенка к школе» Михайлова Л. С., Волгоград 2002 г.
  8. «Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру». Букатова В.М. Санкт-Петербург 2009 г.
  9. «100 и 1 игра на развитие у ребенка  навыков общения и уверенности в себе» Плотникова Н.В.

 

 

 


 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ