Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

О компетентности руководителя образовательного учреждения

Чернова Ирина Николаевна,
директор ГБОУ школы №494
Выборгского района Санкт-Петербурга
В последнее время понятие «компетентность», «компетенция» все чаще появляются на страницах педагогических изданий, посвященных школьному, вузовскому, последипломному образованию. В переводе с латинского – competentia – означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обосновано судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Понятие «компетентность» теоретически рассматривается и строится нами по системно-структурному принципу, когда различаются действия субъектов во вне (с объектами) и действия с самим собой (внутрисубъектные). Компетентность – это квинтэссенция целевых, содержательных, смысловых, творческих, эмоциональных, ценностных характеристик личности.
В качестве информационно-деятельностной категории системную модель компетентностии можно представить в виде четырех взаимосвязанных компонент :
- теоретико-информационной / когнитивной  - система знаний, относящихся к определенной области действительности (компетентностные знания)
- деятельностно-практической / опытной - система (компонентностных) умений и навыков, реализованных на практике и связанных с результатом деятельности и освоением нового набора (системы) умений и знаний (творческая деятельность)
- ценностно-целевой / мотивационно- аксиологический компонент – система ценностей и целей, определяющая то, каким образом осуществляется решение реальных проблем,  адаптация к новым ситуациям.
В современной практике термин «профессиональная компетентность» чаще всего определяет способность работника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами.
В подходах к пониманию составляющих компетентность профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции:
- способность человека действовать в соответствии со стандартами;
- характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.
Существует несколько подходов к описанию компетенций. Первый можно условно назвать «функциональным», поскольку он основан на описании задач и ожидаемых результатов, а второй - «личностным», так как в фокусе - качества человека, обеспечивающие успех в работе.
В рамках первого подхода компетенции руководителя ОУ определяются в соответствии с Законом об образовании и Уставом образовательной организации. К профессиональным компетентностям руководителя образовательного учреждения относятся:
Способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности,
Способность применять современные методики и технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам,
Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учётом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
Готовность обеспечить безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, труда работников организации
Готовность к управлению коллективом с соблюдением прав и свобод обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации
Способность к нормотворчеству
Способность к планированию и реализации планов развития материально-технической базы
Способность вести финансовую и хозяйственную деятельность, формировать отчётную документацию
Способность разрабатывать штатное расписание
Способность к реализации эффективной кадровой политики
Способность проектировать образовательное пространство
Способность разработать программу развития ОУ
Способность организовать приём обучающихся в ОУ
Способность осуществлять экспертизу учебников и учебных пособий
Способность организовать текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Способность обеспечить создание и функционирование системы учёта индивидуальных результатов освоения обучающимися образовательных программ
Способность использовать современные методы и технологии обучения и воспитания
Способность проектировать системы оценки качества образования, организовать проведение самообследования
Готовность к обеспечению необходимых условий содержания обучающихся
Готовность к обеспечению охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников
Готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность
Готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами сферы образования
Готовность придерживаться демократического стиля управления, государственно-общественного характера управления
Готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приёмов обучения, к анализу результатов процесса и их использованию
Способность организовать и провести конференцию, семинар
«Способность», в данном случае понимается не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен» т. е. «умеет делать».
Важнейшим видом управленческого труда является управленческое решение, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач.
Процесс разработки Программы развития является, по сути, процессом принятия стратегического управленческого решения. Действия на каждом этапе процесса принятия управленческого решения представлены в таблице:
Этапы принятия управленческого решения при разработке программы развития ОУ
Фаза Содержание фазы
1. Сбор информации о
возможных проблемах
Наблюдение за внутренней средой организации
Наблюдение за внешней средой
2. Выявление и
определение причин
возникновения проблемы
Описание проблемной ситуации
Выявление организационного звена, где возникла
проблема
Формулировка проблемы
Оценка ее важности
Выявление причин возникновения проблемы
3. Формулирование целей
решения проблемы
Определение целей организации
Формулировка целей решения проблемы
4. Обоснование стратегии
решения проблемы
Детальное описание объекта
Определение области изменения переменных факторов
Определение требований к решению
Определение критериев эффективности решения
Определение ограничений
5. Разработка вариантов
решения
Декомпозиция задачи на подзадачи
Поиски идей решения по каждой подзадаче
Построение моделей и проведение расчетов
Определение возможных вариантов решения по каждой
подзадаче и подсистеме
Обобщение результатов по каждой подзадаче
Прогнозирование последствий решений по каждой
подзадаче
Разработка вариантов решения всей задачи

 
6. Выбор лучшего варианта Анализ эффективности вариантов решения
Оценка влияния неуправляемых параметров
7. Корректировка и
согласование решения
Проработка решения с исполнителями
Согласование решения с функционально
взаимодействующими службами
Утверждение решения
8. Реализация решения Подготовка рабочего плана реализации
Реализация рабочего плана
Внесение изменений в решение в ходе реализации
Оценка эффективности принятого и реализованного решения
 
 
 
Выводы
Системно-деятельностный подход, толкование понятия компетенции как способности человека действовать предполагает использование соответствующих методов диагностики уровней выраженности компетенции.
Приоритетными становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание своего информационного продукта.
В качестве таких продуктов, созданных руководителями образовательных учреждений можно рассматривать Программу развития образовательного учреждения, публикации руководителя образовательного учреждения.
Анализ и защита Программы развития, опубликованной на сайте образовательного учреждения, позволяет диагностировать компетентность руководителя образовательного учреждения как на  «функциональном» уровне, поскольку она отражает степень и уровень  решения задач и ожидаемых результатов, предусмотренных Законом об образовании и Уставом образовательной организации, так и на «личностном», поскольку отражает качество / уровень действий в процессе принятия стратегического управленческого решения - важнейшего вида управленческого труда.
 
Литература
1.Горшков А.С. Требования к профессиональной компетенции современного руководителя в контексте реализации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». СПбАППО. 2016.
1. Волков В.Н, Гришина И.В. Методические рекомендации по разработке программы развития образовательного учреждения Санкт-Петербурга на период до 2020 года. СПб. АППО.2015

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ