Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Основные направления по организации взаимодействия ДОУ и семьи

Каменная А.С. Заведующий ГБДОУ детский сад № 69
Выборгского района Санкт-Петербурга;
Одинцова О.Ю. Заведующий ГБДОУ детский сад № 91
Выборгского района Санкт-Петербурга

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновации в образовательных программах обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:
- между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;
- между потребностью родителей в образовательных услугах и отсутствием условий их предоставления;
- между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном учреждении и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;
-  между низким уровнем педагогических культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях.
Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья, общественность) обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармонической личности.
На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
1) родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей;
2) это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
3) помощь, уважение и доверие к ребёнку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
4) знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
5) постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи дошкольное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и воспитании детей с учётом изменяющихся условий, вариативности программ, запросов семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их социализации.
Теоретики и практики  дошкольного воспитания, подчёркивая необходимость связи ДОУ с семьёй и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и её задачи.
Основным противоречием, возникающим при реализации задач сотрудничества детского сада и родителей, является недостаточное «разведение» сфер деятельности, с одной стороны, и использование только традиционных методов и форм работы с семьёй, в то время как необходимо иное решение задач сотрудничества ДОУ и родителей. Речь идёт не о полном отказе от традиционных форм работы с родителями, а об адаптации их к современным условиям. Так как прежние формы сотрудничества или взаимодействия с семьёй носили зачастую формальный характер, администрация ДОУ и воспитатели в этом взаимодействие брали активную роль, родители были пассивными слушателями. Они получали только ту информацию, которую до их сведения доводили педагоги учреждения, по поводу пребывания их ребёнка в саду, а именно поведения, успешности или не успешности в деятельности, и сформированности культурно-гигиенических навыков. Взаимодействие с коллективом родителей также носило массовый характер, не было индивидуальных консультаций по тем или иным вопросам, интересующих родителей, было простое доведение информации до слушателей, при этом никакого анализа не проводилось, не выявлялись запросы родителей, не отслеживались проблемные и спорные ситуации. Принимаемые решения также отражали весь ход взаимодействия, педагог высказал своё мнение, родитель либо принял его к сведению, либо оставил его без внимания, что в свою очередь также не отслеживалось, что естественно приводило к снижению эффективного взаимодействия ДОУ с семьёй.
Содержание, организация и методика взаимодействия и сотрудничества ДОУ и родителей включает:
1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;
2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребёнка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;
3. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики;
4. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад ежедневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе;
5. Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания.
6. Использование разнообразных форм работы дошкольного учреждения с семьёй в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции; лектории, родительские университеты, наглядные формы пропаганды;
7. Систематическую плановую связь детского сада с родителями в течение всего года с учётом задач и содержания образовательной работы с детьми;
8. Привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, к работе с семьями.
На основе исследований можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельности ДОУ.
1. Первые контакты между семьями и ДОУ:
- приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение  до начала занятия;
- посещение сотрудниками семей на дому;
- представление родителям  письменной информации об учреждении;
- встреча для выяснения условий посещения ребёнком учреждения;
- составление договора.
2. Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе:
- ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей;
- неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем;
- ознакомления родителей с письменным материалом об их детях;
- рекомендации посетить врача и т.п.;
- посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребёнок, или знакомится с работой учреждения.
3. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов, они могут помочь в определении содержания игротеки, сборе материалов для детских работ и т.д.
4. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребёнок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитие с детьми; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсий и других мероприятий.
5. Родители продолжают работу с детьми дома по программам или осуществляют часть домашнего плана.
6. Родители могут участвовать в принятии решений, связанные с потребностями их детей; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.
7. Эффективны общественные мероприятия для родителей; посещение ими курсов по проблемам воспитания или приглашение лекторов по интересующим их вопросам, работа клубов для родителей и т.п.
8. ДОУ оказывает помощь родителям в конкретных проблемах по уходу за ребёнком, методах его воспитания; в накоплении информации по семейному воспитанию и практических советов; в поисках выхода из кризисных ситуаций.
За последние годы учёными и практиками разработаны новые яркие и интересные формы работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьёй оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия работы всего ДОУ помогли родителям и детям.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия используются опросы, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика и другие методы. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдение, учёт активности родителей используются для отслеживания и оценивания отсроченного результата.
Таким образом, данные формы организации взаимодействия позволяют структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы детского сада.

 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ