Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ловицкий Владимир Дмитриевич,

кандидат биологических наук, Отличник Здравоохранения,

руководитель РЭП,

ГБОУ лицея № 623 имени И.П. Павлова

Выборгского района Санкт - Петербурга

 

Саногенетический мониторинг как условие разработки персональных оздоровительных программ для повышения здоровья школьников

 

С сентября 2010 г. ГБОУ лицей № 623 имени И.П. Павлова Выборгского района Санкт – Петербурга  работает в режиме районной опытно - экспериментальной площадки по теме «Саногенетический мониторинг как условие разработки персональных оздоровительных программ для повышения здоровья школьников».

В 2011 г. лицей № 623 стал победителем конкурса образовательных учреждений,  внедряющих инновационные образовательные программы. (Программа «Разработка и реализация индивидуальных и групповых профилактических и коррекционных образовательных программ школьника»).

Санотипический мониторинг (Sanos (греч.) – здоровье)  – динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащегося и оценка адаптационных возможностей его организма.

Саногенетический мониторинг ставит задачу оценить функциональный резерв основных адаптационных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной  и опорно-двигательной.

Для проведения мониторинга используются приборы:

САКР – спироартерио-кардиоритмограф. С его помощью регистрируются: электрокардиограмма, частота сердечных сокращений, артериальное давление, фазы дыхания.

УПМД – устройство экспресс-оценки психомоторной активности человека по двигательным тестам. С его помощью проводятся 3 теста: 1) реакция на перестройку двигательной установки, 2) реакция на снятие зрительного контроля , 3)измерение латентного периода  двигательной реакции.

ЛКС - лазерный корреляционный спектрометр для биологических жидкостей. С его помощью исследуются рото - глоточные смывы для оценки состояния обмена веществ.

ЛКС

САКР

УПМД

ТОДП

ТОДП - топограф оптический деформации позвоночника. Как показывает статистика, примерно 40-80% детей имеют нарушения осанки. Достоинствами оптического топографа, в отличие от рентгеновского метода, являются: абсолютная безвредность, большая пропускная способность, полная автоматизация обработки снимков, высокая корреляция с данными рентгена, информативность и наглядность. Наглядность подтверждают клинические примеры топографического обследования.

За  период 2010 г. -  2012 г. на базе лицея было проведено с согласия родителей три обследования санотипического профиля учащихся:

1) октябрь 2010 г., 2) май  2011 г., 3) ноябрь 2011 г.

В мониторинге (ноябрь 2010 г.) приняли участие  100 учащихся 1Б, 1В, 2А, 2Б, 2В, 3В классов.

Исследовались:

1) разбалансированность сердечно-сосудистой системы,

2) нарушения в системе дыхания,

3) нарушения психомоторной активности,

4) нарушение осанки.

Оценивались 9 показателей:

1)антропометрия,

2)сердце,

3)сердечный ритм,

4)периферическое кровообращение,

5)регуляция артериального давления,

6)система дыхания,

7) психомоторная функция,

8)обмен веществ,

9)осанка.

Результаты последнего обследования:

Оценка показателей производилась по 3-балльной системе:

1 – «отлично»

2 – « в норме»

3 – «имеются функциональные отклонения»

79 учащимся, имеющих отклонения в одной из функциональных систем, даны адресные рекомендации, разработанные врачами. Рекомендации содержали комплекс физических упражнений утренней зарядки в течение 3 месяцев. Разработаны методические рекомендации «Комплекс индивидуальных корректирующих мероприятий на основе саногенетического мониторинга».

В мониторинге (ноябрь 2011 г.) приняли участие  107 учащихся 2Б, 2В,3А, 3Б, 3В, 4В классов.

Исследовались:

1) нарушение осанки,

2) разбалансированность сердечно-сосудистой системы,

3) нарушения в системе дыхания,

4) нарушения психомоторной активности.

Групповые коррекционные занятия по формированию осанки учащихся проводятся в зале «Центра адаптивной физической культуры». Разработаны методические рекомендации к занятиям «Лечебно – физкультурно - оздоровительные комплексы на гимнастических мячах - фитболах». 

Степень нарушения осанки контролируется в ходе каждого мониторинга. Для   учащихся (10 человек),  у  которых  функциональные отклонения  нарушения осанки неоднократно оценивались в 3 балла, введены специальные коррекционные занятия в спортивном зале. Разработаны методические рекомендации «Профилактика и коррекция нарушения осанки у школьников».

С  учащимися (7 человек), у которых  функциональные  нарушения системы дыхания  неоднократно оценивались в 3 балла, проводятся еженедельные занятия по её коррекции с помощью методики БОС (биологической обратной связи).

В 2012 г. разработаны методические рекомендации для учителей «Организация внеурочной деятельности, направленной на самосохранение здоровья учащихся», где представлены методики «здоровьесбережения».

Расширяются возможности спортивно - оздоровительной деятельности лицея. Введены в эксплуатацию стадион, площадка для уличных тренажёров. Уличные тренажёры «OPENSPORT – Classic»  используются для  упражнений, корректирующих отклонения в одной из функциональных систем. Разработаны методические рекомендации  «Тренировка на уличных тренажёрах».

Большое внимание уделяется оздоровительной направленности оборудования учебных кабинетов начальной школы. В здоровьесберегающую  экологию учебной комнаты существенный вклад внесли приборы для очистки и ионизации воздуха, в классах имеется в баллонах экологически чистая питьевая вода «Полюстрово».

С целью гармонического интеллектуального развития учащихся начальной школы были приобретены детский конструктор, настольные игры, шахматы и шашки. Ребёнок, обучающийся таким играм, привыкает думать и принимать решения, развивает усидчивость, внимательность, целеустремлённость.  Созданию положительных эмоций, развитию мелкой моторики, развитию умственных способностей способствуют  настольные  игры: футбол и хоккей. Несомненную пользу принесёт и развивающий детский  конструктор ENGINO. У ученика формируется образное мышление, создается правильное пространственное представление. Он учится контролировать свои движения, планировать действия. У него разрабатывается моторика, улучшается глазомер.

Работа, направленная на укрепление здоровья учащихся лицея, несомненно, должна создать условия, обеспечивающие формирование здоровьесберегающего фундамента развивающегося организма.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ