Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

О диагностике профессиональной компетентности
руководителя образовательного учреждения

Чернова Ирина Николаевна,
директор ГБОУ школы № 494
Выборгского района Санкт-Петербурга
 
Введение
Методологическим основанием для диагностики  профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения является компетентностный подход. Профессиональная компетентность проявляется при решении задач в контексте реальной профессиональной ситуации. Компетентность специалиста условно разделяют на ключевые, базовые и специальные компетентности.
Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности. Они проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования:
– информации;
– коммуникации;
– социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.
Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности.
Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной работы.
Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в конкретной области деятельности.
В целом под профессиональной компетентностью
понимается интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности. «Способность», в данном случае понимается не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен» т. е. «умеет делать».
В рекомендациях Генеральной конференции Международной
организации труда «Развитие людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение» (2004 г.) даётся следующее определение:
б) термин «компетентность» охватывает знания, навыки и
профессиональный опыт, применяемые и совершенствуемые в конкретных условиях.
Исследователи соглашаются с тем, что понятие «компетенция» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что».
В соответствии с рекомендациями диагностика профессиональной компетентности должна базироваться на решении реальных задач.
Принято различать 5 уровней выраженности компетенции у руководителя: негативный, понимания, базовый, сильный, лидерский.
Уровень определяется исходя из соответствующего уровня освоения знания, соответственно: понимание, осмысление, воспроизведение, применение, трансформация.
Системно-деятельностный подход, толкование понятия компетенции как способности человека действовать предполагает использование соответствующих методов диагностики уровней выраженности компетенции.
Приоритетными становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание своего информационного продукта.
В качестве таких продуктов, созданных руководителями образовательных учреждений можно рассматривать Программу развития образовательного учреждения и, в некоторой степени, публичный доклад руководителя образовательного учреждения, которые можно рассматривать как своего рода текст.
Исходя из вышесказанного мы поставили перед собой задачу апробировать возможность диагностики выраженности профессиональных компетенций руководителя посредством анализа текста созданного им информационного продукта – Программы развития образовательного учреждения.
Методики анализа текста могут быть систематизированы в 10 групп: интент-анализ, контент-анализ, фоносемантический анализ, дискурс-анализ, нарративный анализ, экспертная оценка текста, графематический анализ, морфологический анализ, синтаксический анализ, семантический анализ.
            В соответствии с целями и задачами нашего исследования мы выбрали контент-анализ.
Контент-ана́лиз (от англ.: англ. contents — содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.
Преимуществом нашего подхода является отсутствие дополнительной нагрузки на руководителя по созданию дополнительных материалов.
 
Контент-анализ Программы развития образовательного учреждения
 
На первом этапе мы определяли валидный источник информации о  профессиональных компетенциях руководителя образовательного учреждения.
Выбор Программы развития для контент-анализа в целях определения профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения обусловлен рекомендациями и представлениями Гришиной И.В., д. пед. н., профессор, профессор кафедры управления и экономики образования и Волкова В.Н., к. пед. н., доцент кафедры управления и экономики образования, что «Программа развития образовательного учреждения представляет собой документ, планирующий изменение инфраструктуры (технологии обучения и воспитания, организация методической службы, структура психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся, система управления качеством и т.д.) образовательного учреждения для оптимальной реализации образовательной деятельности. Процесс разработки Программы является, по сути, процессом принятия стратегического управленческого решения.
В ходе процесса разработки Программы руководитель выявляет собственную позицию к происходящим изменениям в социальном контексте, анализирует потенциал развития своего образовательного учреждения в новых условиях и берет на себя ответственность за новые цели развития и способы их достижения».
Второй этап состоял в формировании выборочных совокупностей разделов Программы развития релевантных  компетенциям руководителя, необходимым для реализации обязанностей в соответствии с ФЗ «Об образовании» А.С.Горшкова и действиям на каждом этапе принятия управленческого решения при разработке программы развития ОУ  (Гришина И.В., Волков В.Н., СПбАППО, 2015) методом экспертной оценки.
 На третьем этапе выявлялись единицы анализа. В качестве единицы анализа были выбраны смысловые единицы, отражающие компетенции руководителя, необходимые для реализации обязанностей в соответствии с ФЗ «Об образовании».
Четвёртый этап состоял в выявлении и подсчёте частоты упоминаний выделенной смысловой единицы.
Пятый этап - непосредственно процедура подсчёта. Она в общем виде сходна со стандартными приёмами классификации по выделенным группировкам. Результатом этого этапа является составление специальных таблиц.
Шестой этап -  интерпретация полученных результатов в соответствии с целями исследования по апробации возможности диагностики выраженности профессиональных компетенций руководителя посредством анализа текста созданного им информационного продукта – Программы развития образовательного учреждения путём сравнения Программ развития начинающих и опытных руководителей образовательных учреждений.
 
Выводы
1.В разработку Программы развития вовлечены все компетенции
руководителя, необходимые для реализации обязанностей в соответствии с ФЗ «Об образовании».
2. В разработку различных разделов Программы развития вовлечены  отличающиеся комплексы профессиональных компетенций;
3. Комплексы профессиональных компетенций, вовлечённых в разработку различных разделов Программы развития имеют как общие компетенции, так и различные;
4.Качество разработки того или иного раздела Программы развития в большей степени отражает степень развития определённой компетенции или группы компетенций: понимание, осмысление, воспроизведение, применение, трансформация.
5.Начинающие и опытные руководители образовательных учреждений показывают статистически достоверные различия в уровне профессиональных компетенций, вовлечённых в разработку различных разделов Программы развития и необходимых для реализации обязанностей в соответствии с ФЗ «Об образовании», диагностированном методом контент-анализа Программ развития образовательных учреждений.
 
Литература
 
1.Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад.Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена
 
2.Компетентность и компетенции руководителя образовательной организации. © Издательство Форум Медиа, 2016. Все права защищены www.forum-media.ru
 
3.Требования к профессиональной компетенции современного руководителя в контексте реализации ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». А.С.Горшков, д.п.н., профессор СПбАППО
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ