Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Разработка управленческого решения по проблеме
адаптации учащихся при переходе из начальной
школы в 5 класс

Янушка Ольга Альгидрасовна
В рамках данной работы была разработана модель оптимизации системы адаптации учащихся 5-х классов к переходу из начальной школы в среднюю, задачами которой является:
- повышение активности на уроках;
- готовность выражать своё мнение;
- участие в дискуссиях;
- повышение организованности и дисциплины на уроках;
- повышение внимательности, целеустремлённости, настойчивости учеников;
- выработка высокого темпа и хорошей работоспособности на уроках;
- проявление самостоятельности как в классных, так и в домашних работах;
- усвоение программных знаний, умений и навыков.
Таким образом, данная модель будет полезны учителям в проведении уроков и помогут пятиклассникам справиться с выявленными проблемами, что будет способствовать успешной адаптации к обучению в средней школе.
В рамках данной модели оптимизации в четвертом классе с учащимися проводятся:
- внутренний административный контроль в начальной школе; психологическое обследование 4-х классов;
- знакомство учащихся 4-х классов с учебным процессом в средней школе: экскурсии в кабинеты, посещение специально подготовленных уроков в 5 классе.
Для родителей будущих пятиклассников проводятся родительские собрания, на которых родителей знакомят с классным руководителем будущего пятого класса, с учителями-предметниками, рассказывается о возможных трудностях в адаптации пятиклассников.
Для учителей-предметников предусмотрено посещение уроков в четвертом классе, возможность познакомиться с учащимися, данное направление работы позволяет учителям определить и оценить уровень усвоения учебного материала, выявить уровень подготовки учащихся в целом.
Учителей-предметников знакомят с результатами отслеживания знаний учащихся, чтобы они смогли построить план работы по повторению изученного материала в соответствии с потребностями класса. Еще в четвертом классе заместитель директора по УВР занимается расстановкой кадров на будущий год в 5-е классы с учетом психологического обследования классов. Проводит классно-обобщающий контроль в 4-х классах, предварительное комплектование 5-ых классов.
Школьный психолог проводит психологическое обследование 4-х классов, уточнение адаптационного потенциала детей «группы риска» и распределение детей по степени выраженности факторов риска.
Учитель начальных классов передает всю документацию по классу классному руководителю будущих пятиклассников. С сентября в пятом классе также проходит работа с пятиклассниками, учителями-предметниками и родителями учащихся.
Таким образом, с учащимися пятых классов проводится следующая работа:
- выявление уровня подготовленности пятиклассников к обучению в средней школе;
- оценка состояния здоровья и физического развития учащихся;
- индивидуальная работа с учащимися, испытывающими затруднения в обучении;
- проведение диагностики уровня школьной тревожности;
- проведение диагностики учебных затруднений, мотивации и межличностных отношений, включенности и эмоционального благополучия;
- выявление степени адаптации пятиклассников к обучению в основной школе.
Данной работой занимается школьный психолог и классный руководитель пятого класса.
Для родителей проводится родительское собрание «Ваш ребёнок – пятиклассник», в ходе которого рассказывается о возрастных особенностях пятиклассников, раскрываются проблемы адаптации, даются рекомендации по снятию напряженности учащихся в период адаптации.
Также проводится родительское собрание, на котором родителей знакомят с учителями пятого класса, с новыми требованиями и с особенностями учебных программ.
Для учителей-предметников также предусмотрен следующий комплекс мероприятий:
- проведение методического совета «Организация учебно-воспитательного процесса в адаптационный период»;
- проведение семинара для педагогов, работающих с пятыми классами, в ходе, которого рассматриваются возрастные особенности пятиклассников, раскрываются проблемы адаптации, даются рекомендации по работе с учащимися в период адаптации;
- проведение педсовета, в ходе которого ведется обсуждение результатов диагностики, выявление детей со склонностью к дезадаптации и даются рекомендации по организации работы с категорией дезадаптированных учащихся; организация открытых уроков;
- обмен опытом по проблеме «Методы обучения детей младшего подросткового возраста».
Заместителем директора по учебно-воспитательной работе проводится: комплектование пятых классов перед началом учебного года; анализ результатов обучения пятиклассников в первой четверти и последующих четвертях.
Также заместитель директора по УВР является ответственным за проведение педагогических советов, семинаров для педагогов-предметников, родительских собраний и организации проведения экскурсии для будущих пятиклассников.
Меры для облегчения знакомства пятиклассников друг с другом, а также учителей с детьми:
1. Так как ребята не знают имен учителей, то в первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать бейджик, на котором крупными буквами будет написано его имя и отчество.
2. Поскольку в пятый класс приходят новые ребята классному руководителю надо познакомить класс с новичками на первой неделе в неформальной обстановке. Можно организовать поход, чаепитие, коллективное творческое дело.
3. Классному руководителю необходимо встретиться с новыми ребятами и их родителями до начала учебного года.
4. Чтобы знакомство произошло быстрее и учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать бейджи с именами для всех учеников.
Меры, способствующие организации работы в классе:
1. Учителям, принимающим пятый класс, следует провести подготовительную работу (настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить приемы, формы и методы работы с ними).
2. Всем учителям-предметникам следует прийти на первое родительское собрание, с целью ознакомления родителей с программой и требованиями по предмету.
3. Чтобы помочь учащимся пятых классов выработать навыки подготовки к урокам, рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебников, тетрадей канцелярских принадлежностей.
4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу друг с другом, чтобы равномерно распределять учебную нагрузку особенно это касается домашнего задания.
Меры, способствующие снижению тревожности у детей:
1. В первую учебную неделю можно провести экскурсию по школе, для того чтобы показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.
2. Чтобы не возникало спорных ситуаций между учениками, классному руководителю рекомендуется составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.
3. Также необходимо согласовать требования разных учителей и выработать единые требования, например, такие как:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
- здороваемся стоя;
- не перебивать ни учителя, ни ученика;
- поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
- опоздания не допускаются;
- нельзя пользоваться телефонами во время уроков.
б) организация учебного процесса:
- наличие необходимых учебных пособий;
- соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.д.);
- проявлять уважение друг к другу;
- звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.
5. Классному руководителю обязательно нужно рассказать о требованиях к ведению дневника, о том, что ставит оценки в дневник классный руководитель или учитель-предметник. В конце недели его следует сдавать на проверку классному руководителю, показать дневник родителям, чтобы они могли ознакомиться с отметками и замечаниями и подтвердит свое ознакомление подписью.
6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о контактных телефонах школы, классного руководителя. Также следует обеспечить информацию о телефонах и днях рождений одноклассников, учителей- предметников.
7. В первые дни учебного года можно подготовить и провести специальные мероприятия (групповой тренинг на сплочение коллектива, тематические классные часы), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
8. Участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и пятиклассниками. Исходя из вышеизложенных рекомендаций и разработанного плана мероприятий по адаптации пятиклассников к обучению в средней школе можно сделать вывод, что главной целью проделанной работы является предупреждение и преодоление трудностей в адаптации к обучению учащихся 5-х классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начального звена в среднее.
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ