Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Сетевое взаимодействие – инструмент развития
и расширения образовательного и культурного
пространства современной школы
 
Широкова Светлана Владимировна,
директор ГБОУ Школа № 14
Невского района Санкт-Петербурга
 
 Объединяться вместе – начало,
   быть вместе – прогресс,
    и работать вместе – успех.

        Генри Форд
 
 Сетевое взаимодействие – важный фактор успешности работы современной школы, что отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 15) [1], в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. [2]
Наша школа развивает сетевое взаимодействие давно. Поэтому, уверенно двигаясь по этому пути сегодня, мы опираемся на традиции школы и выстраиваем отношения с новыми партнерами. Такой путь нам кажется эффективным и результативным.
Развитие сетевого партнерства – это система целенаправленной работы школы, отраженная в Программе Развития, в единой методической теме школы, в реализации которых участвует весь педагогический коллектив. Мы убедились в том, что реализация проектов Программы Развития школы становится более успешной благодаря взаимодействию с сетевыми партнерами.
Так, например, традиционные школьные Есенинские чтения стали настоящим районным праздником в парке им. С. А. Есенина в начале сентября. В нем принимают участие все больше людей разного возраста и разных профессий из разных районов Санкт-Петербурга, Ленинградской области. В этом году подключились школьники и педагоги из города Махачкала (Дагестан).
Кроме того, проект «Уроки Даниила Гранина», флагманом которого в районе является наша школа, стал благодаря нашим партнерам – библиотеке № 9 – культурно-просветительскому центру им. Д. А. Гранина – более масштабным и значимым за пределами школы. Расширилась палитра дел и мероприятий в рамках выдвинутых задач по реализации проекта. Одно из таких мероприятий – передвижная фотовыставка «Память города» с элементами AR-технологии. В экспозиции представлены фотографии современного Санкт-Петербурга, но с помощью технологии дополненной реальности обучающиеся могут увидеть, как эти улицы выглядели во время тяжелейшего испытания для нашего города – в годы блокады Ленинграда. Аудиозаписи сопровождают обучающихся на экскурсии по блокадному городу: военные песни, популярная музыка и, конечно, звуки метронома… Чтобы увидеть и услышать все это, необходимо скачать приложение на свой смартфон. Так современные технологии помогают приблизиться к временам, которые уходят все дальше, но без знания и памяти о которых человек становится «манкуртом».
Работа над этими литературно-художественными проектами позволяет сотрудничать с образовательными учреждениями района и города: Центры дополнительного образования, Школы Искусств, Дома Творчества и др.
Приоритетными направлениями в рамках сетевого взаимодействия в школе являются: цифровая школа, профориентация, развитие функциональной грамотности, спорт и культура, выстраивание результативных отношений с родителями по всем направлениям.
Например, инициатором ежегодного расширения партнерства в области здоровья и спорта выступает Школьный спортивный клуб «Крылья». Наша школа в числе немногих школ (4 в районе и 20 в Санкт-Петербурге) участвует в интересных проектах Федерации Футбола Санкт-Петербурга.
Ежегодно весной у нас проходят Президентские спортивные игры, которые объединяют все больше школьников, студентов, всех, – кто выступает за спорт, культуру, здоровый образ жизни!
В этом году у нас зарождается новое спортивное направление – регби. Партнеры - Федерация Регби Санкт-Петербурга в лице ее исполнительного директора Зальцмана Максима Владимировича. Пока наша школа – единственная площадка в Невском районе.
Также в нашем образовательном учреждении реализуется сетевое взаимодействие по предметной области «Технология». Мы являемся ресурсной базой для реализации модуля «робототехника» образовательной программы основного общего образования. В рамках данного предмета обучающиеся ГБОУ гимназии № 343 Невского района Санкт-Петербурга знакомятся в специализированном кабинете «3D-моделирования, прототипирования и робототехники» с конструированием и программированием наборов Lego Mindstorms Education EV3. Ребята по ранее обговоренному расписанию приходят в нашу школу и занимаются сборкой сторожевых башен, роботов-измерителей, робота-спирографа и т.д. С помощью программного обеспечения LME-EV3 роботы «оживают».
Почему именно робототехника? Это набирающее популярность перспективное направление в IT-области. Модуль «робототехника» в образовательной программе – это один из шагов в реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». [3]
Цифровизация обеспечивает фундаментальные преобразования во всех сферах жизни и деятельности человека. Информационно-коммуникационные технологии становятся не только двигателем развития отраслей, но и обретают важные социальные роли, внося значимый вклад в решение проблем общества: старение населения, социальное расслоение, экологические проблемы и изменение климата. [4] Поэтому знакомство с робототехникой ребятам необходимо. Кроме того, осваивая новые возможности технологий, многие  участвуют и побеждают в конкурсах технической направленности: турнир «Инженерное наследие», НТИ, чемпионат «Кубок Губернатора Санкт-Петербурга по робототехнике» и др.
Также в рамках предметной области «Технология» в нашей школе введены в действие кабинеты с современным оборудованием: «Домоводство», «Швейное дело». Они являются опорой в ранней профориентации, и с помощью них учащиеся активно осваивают профессиональные компетенции, демонстрируя их на конкурсах KidSkills и WorldSkills.
Сетевыми партнерами являются не только школы, но и учреждения других ступеней образования. Например, Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Морской технический колледж имени адмирала Д.Н. Сенявина», в который ежегодно поступают наши обучающиеся на разные специальности.
Мастер-классы студентов помогают ребятам выбрать свой профессиональный путь. Для большинства это непривычный опыт: они могут научиться новому у студента, который немногим их старше, но уже обладает определенными умениями и знаниями. Это производит положительное впечатление.
Наш опыт был представлен в октябре 2021 года на районном семинаре «Сетевое взаимодействие – инструмент развития и расширения образовательного и культурного пространства современной школы», в рамках которого в работе одной из секций курсанты колледжа встречались с педагогами района, рассказывали об интересном опыте своего учреждения. Например, о музее «История колледжа российского флота», расположенном в «Морском техническом колледже имени адмирала Сенявина», который был создан еще 1986 году и сейчас насчитывает 9 залов общей площадью 663 кв. метра. Интересно, что в качестве экскурсоводов музея  выступают не только взрослые работники, но и курсанты колледжа. Администрация, педагоги и курсанты колледжа радушно приглашают посетить музей, временные выставки, которые там проходят. Например, фотовыставка «Отечества достойные сыны…». В целом, подобное сотрудничество – живой пример профориентации по различным направлениям.
Важной составляющей нашего сотрудничества является музейная и театральная практика. Знакомство и приобщение к классической музыке, участие в международных проектах реализуется через партнерство с театрами Санкт-Петербурга. Например, мы стали победителями в совместном российско-немецком проекте «Звуки перемены», организованном при участии Мариинского театра и масштабного немецкого проекта «TONALI» – «Дорогу молодым!». Запоминающейся стала встреча с Багларкой Пеше (игра на кларнете) – артистке мирового уровня, которая выступала в актовом зале школы.
Спектакли театральной компании «Ковчег» делают наших учащихся добрее, помогают жить в гармонии с миром и собой. Спектакли по произведениям А.С. Пушкина, Д. А. Гранина, Б. Л. Васильева, С. Г. Козлова помогают понять простые истины, прислушаться к голосу другого поколения. Ведь хороший спектакль не только поднимает настроение, он делает мир светлее и чище, а мы сами становимся более настоящими. А спектакль «Летучая голландка» по пьесе И. Шприца и Ю. Алексина – лауреат XXII Фестиваля «Театры Санкт-Петербурга детям» – стал доверительным разговором с подростками о вечных проблемах «отцов» и «детей»…
Еще один наш партнер – это Санкт-Петербургская общественная организация по гармонизации межэтнических отношений «Дом». Всероссийский образовательный проект по гармонизации мэжэтнических отношений «Земля друзей» – проект, в котором наша школа принимает участие не первый год. Идея направлена на интеграцию облика и образа других национальностей в сознание и жизнь каждого человека.
Всероссийский образовательный проект по гармонизации мэжэтнических отношений «Земля друзей» – это выставки фотографий, расположенных в фойе школы; интерактивные мероприятия, образовательные тренинги, мастер-классы. Например, в рамках этого проекта президент Санкт-Петербургской общественной организации по гармонизации межэтнических отношений «ДОМ» Захарова Ирина Викторовна проводила для наших обучающихся лекции и диспуты, на которых поднимались вопросы культурного различия в плане отношения к дому, хозяйству, отношениям в семье. Благодаря такому длительному взаимодействию с этим партнером наши обучающиеся избегают многих проблем, связанных с общением людей разных национальностей, учатся понимать и уважать культуру и традиции разных народов.
Взаимодействие может проходить не только в очной, но и дистанционной форме. Таким интересным опытом сетевого взаимодействия стали онлайн-встречи с обучающимися Многопрофильного лицея № 5 им. А. С. Пушкина г. Махачкала, в рамках которых происходил обмен опытом приготовления различных национальных блюд. Наши ученики записывали мастер-класс на тему «Приготовление пельменей», а юные мастера из Махачкалы научили нас готовить традиционный хинкал.
Взаимопосещение определенных мероприятий в рамках сетевого взаимодействия – это только первый шаг в данном процессе. Наиболее эффективным является второй шаг – выстраивание диалога с партнерами, создание и реализация интересных проектов, совместные практики, построение планов на будущее…
На сегодняшний день сетевое взаимодействие можно рассматривать как современную высокоэффективную инновационную педагогическую технологию, способствующую расширению образовательного и культурного пространства школы. Она позволяет образовательному учреждению динамично развиваться, способствует повышению уровня образованности и воспитанности обучающихся. Увеличиваются показатели роста мотивационной сферы школьников в интеллектуальных и культурных областях.
Таким образом, можно сделать вывод, что сетевое взаимодействие – это выстраивание вектора связей, которые обогащают и расширяют образовательное и культурное пространство образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, что позволяет повысить доступность и качество образовательного и культурного пространства школ не только района и города, но и страны.
 
Список литературы
  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 15).
  2.  Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. («Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 г.) – 41-44 с.
  3. Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866/ (дата обращения 15.03.2022).
  4. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение Ч-80. [Текст]: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; науч. ред. Л. М. Гохберг; Нац. исслед., ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 82 с.
 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ