Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Воспитательная работа в учебной группе.
Основные методы работы

(на примере учебной группы СВУ)

Щербович Виктор Анатольевич,
воспитатель, кандидат пед. наук,
Санкт-Петербургское Суворовское военное училище,.

 

«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1, ст. 2].

Воспитательная работа –это часть учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-этического, правового, эстетического сознания ребенка, на привитие навыков культуры поведения.

Система воспитательной деятельности в учебной группе представляется следующим образом:

а) комплекс мероприятий, проводимый в масштабе училища;

б) комплекс мероприятий, проводимый на курсе;

в) мероприятия, проводимые в группе.

Воспитательная работа в учебной группе организована по следующим направлениям:

- воспитание гражданственности, патриота Родины;

- военно-патриотическое воспитание и профориентационная работа, гордость за принадлежность к Вооруженным силам РФ;

- дальнейшее изучение истории своей страны, воспитание суворовцев на историческом прошлом нашей Родины;

- соблюдение и дальнейшее преумножение славных традиций нашего училища и кадетского движения в целом;

-уважения к правам и свободам человека;

- культурно-нравственное и эстетическое воспитание;

- формирование навыков здорового образа жизни;

- проведение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- профилактика вредных привычек;

- соблюдение правил личной гигиены;

- создание безопасных условий жизнедеятельности воспитанников, профилактика травматизма;

- правовое воспитание и профилактика правонарушений;

- трудовое воспитание;

- досуговая работа.

Формы и методы воспитания – это способы взаимодействия воспитателя и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Проблемой является выбор форм и методов воспитания. Не бывает методов и форм хороших и плохих. Ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным [2]без учёта тех условий, в которых они применяется.

При выборе форм и методов воспитательной работы следует учитывать:

- особенности обучающихся, их подготовленности к эффективному восприятию воспитательных влияний;

- особенности содержания воспитания;

- сравнительную характеристику эффективности используемых форм, методов воспитания, возможности каждого средства и последствия его применения;

- особенности ситуации;

- меру использования тех или иных средств, взаимосвязь форм и методов воспитания;

- особенности обстановки в семье обучающихся;

- морально-психологические, материальные, гигиенические, эстетические и прочие условия.

В своей повседневной деятельности воспитатель группы применяет следующие методы воспитательной работы:

Метод убеждения – главным образом обращен к сознанию личности и позволяет изменить сознание обучающегося. Он заключается в активном воздействии воспитателя словом и делом на сознание, чувства и волю суворовца с целью сформировать из них защитников государства.

Метод убеждения позволяет добиваться добровольного и осознанного принятия юношами социальных и военно-профессиональных требований, превращения их в мотивы учебной деятельности.

Метод педагогического требования применяется как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций.

По форме требования бывают прямые и косвенные. К прямым относятся приказания (распоряжения, указания и т.п.), которые отдаются прямыми начальниками подчиненным. К ним можно отнести: назначение дежурных по расположению, уборщиков по классу и т.п.), а косвенные требования предъявляю в виде просьбы, совета. Например, обращение к отличникам с просьбой оказать помощь в подготовке отстающих по английскому языку, выполнении домашнего задания и т.п.

Метод «общественное мнение» - это выражение группового требования. Как правило, его используют в коллективе при обсуждении тех или иных поступков, при проведении каких-то мероприятий. В решении обсуждения учитывается общественное мнение, стимулирующее выступление обучающихся с оценкой их деятельности.

Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. В своей работе воспитатель должен применять приучение, как организацию регулярного выполнения обучающимися действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Периодически следует напоминать, воспитанникам что:

• в помещении нужно снимать головной убор;

• входящий должен здороваться с людьми, находящимися в классе, аудитории и др.;

• в учебном классе, спальном помещении ежедневно должен быть порядок;

• сидеть на кровати запрещено, и т.п.

Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому так важно ежедневно их формировать.

Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию. Данный метод следует применять в групповых мероприятиях. Например, дискуссия на тему: «Можно ли быть свободным без ответственности», где вместе с обучающимися обсуждается значение слова «свобода» и «ответственность», а также следует показать значимость этих понятий в жизни человека, создание условия для сознательной активной деятельности, в которой формируются новые нормы поведения, ценности.

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов являются переживание, самооценка обучающегося, осмысление поступка, вызванные оценкой товарищей. Человеку в коллективе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения обучающихся с помощью его оценки.

Метод поощрение, похвалы, благодарности применяется для обучающегося за сданный экзамен, поведение, правильный поступок и т.п. Даже элементарная похвала, как, например, слово «молодец», вызывает у них чувство гордости, уверенности в своих силах, стимулирует обучающегося к улучшению его поведения. Методика поощрения позволяет воспитателю одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать обучающихся ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется обучающимся с девиантным поведением и неуверенным в себе обучающимся.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Он представляет собой систему дисциплинарно-педагогических мер, которые используются с целью изменения поведения суворовца, побуждения к добросовестному выполнению своих обязанностей.

Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил - убери, нагрубил - извинись. За грубые нарушения обсуждаем поведение обучающихся на Совете чести курса или на общем собрании группы. Этот метод вызывает чувство стыда у воспитанника, неудовлетворенность, корректирует поведение обучающегося, дает ему возможность понять свою ошибку.

Особое место в системе воспитательной работы имеет индивидуально-воспитательная работа (ИВР)- это систематическое и целенаправленное влияние воспитателей на воспитуемых, осуществляемое с учетом их индивидуальных особенностей [3]и с использованием целесообразных в определенных условиях методов, форм и средств воспитания.

Отличительной чертой индивидуально-воспитательной работы является то, что внимание воспитателей особенно сосредоточено на изучении и учете индивидуальных особенностей суворовцев. Ее эффективность обусловлена степенью познания индивидуальности каждого воспитанника, глубиной изучения его психики и личностных качеств. ИВР предусматривает обязательный подбор и применение наиболее целесообразных, с педагогической точки зрения, для каждого суворовца и конкретной ситуации наиболее эффективных форм, методов и средств воспитательного влияния.

В процессе организации ИВР необходимо, прежде всего, изучить информацию биографического характера, что является одной из должностных обязанностей каждого воспитателя. Практика показывает, что воспитателю необходимо знать следующий минимум сведений о подчиненном:

фамилию, имя, отчество;

время и место рождения;

состав семьи, род занятий ее членов;

в каких учебных заведениях обучался;

какой общественной деятельностью занимался;

уровень физического развития, результаты в спорте, увлечения.

Далее необходимо изучить индивидуальные психологические особенности каждого воспитанника. Для выяснения самого существенного в многообразных проявлениях психики любого человека требуется ответить, как правило, на три важнейших вопроса: «Что он хочет? Что он может? Кто он есть?»

Ответ на вопрос «Что он может?» помогает понять, чем он отличается от других воспитанников, к каким видам деятельности наиболее предрасположен в силу своих индивидуальных особенностей. При этом важное значение имеет изучение уровня развития таких психических познавательных процессов, как ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, речь.

Обладая сведениями об особенностях протекания психических познавательных процессов, об уровне развития чувств и воли у каждого из воспитанников, воспитатель способен сделать вывод о том, к чему в силу своей индивидуальности наиболее предрасположен тот или иной воспитанник. Воспитатель, владеющий информацией о психическом состоянии подчиненного, может наиболее верно понять его индивидуальность. Исходя из этого, следует в дальнейшем осуществлять индивидуальный подход в процессе воспитания подчиненных.

Однако для осуществления ИВР не стоит ограничиваться изучением биографических данных и индивидуально-психологических особенностей суворовца.

Наряду с этим необходимо выяснить и знатьуровень развития личности воспитанника.

Характеристику уровня развития личности суворовца составляют следующие показатели:

- степень включенности в систему связей с одногруппниками, командирами (начальниками), другими людьми; общительность (коммуникативность);

- место среди членов коллектива (лидер, аутсайдер, «белая ворона» и др.);

- степень влияния на других воспитанников (авторитетность);

- способность адаптироваться к определенным условиям и др.

В своей совокупности данные об уровне развития личности воспитанника должны способствовать пониманию его места и роли в  коллективе и тому, как он (коллектив) отражен в его личности.

Сведения биографического, индивидуально-психологического и личностного характера воспитатель может получить при помощи следующих методов: наблюдения, беседы, интервьюирования, анкетирования, изучения результатов (продуктов) деятельности, обобщения независимых характеристик, анализ документов, эксперимента, тестирования и др.

Краткая характеристика указанных методов.

Наблюдениекак метод познания заключается в целенаправленной и организованной фиксации различных проявлений поведения воспитанников. Различают несколько видов наблюдения: непосредственное и опосредованное, индивидуальное и групповое, фронтальное, выборочное и др. Организация наблюдения предполагает выполнение следующих основных требований: четкого определения цели и составления плана наблюдения, избрания способов и средств фиксации изменений в процессе наблюдения, детальной регистрации получаемых данных.

Беседа как метод изучения воспитанника предполагает получение информации в форме диалога. Ценность данного метода заключается в возможности установления личного контакта с обучаемым, оперативного получения и уточнения различных данных «из первых рук». Основными видами беседы являются: индивидуальная и коллективная, формализованная и неформальная, ознакомительная (первичная), тематическая и др.

Воспитательная практика выработала определенные правила использования метода беседы: беседовать следует преимущественно с целью изучения личности; необходимо четко и ясно формулировать вопросы, учитывать уровень общего развития и компетентности собеседника [2]; побуждать суворовца давать развернутые и откровенные ответы; избегать некорректных вопросов; учитывать психологическое состояние собеседника [4]; не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии, при явном дефиците времени; специально подбирать место (помещение) для беседы, обеспечивающее спокойную обстановку.

Интервьюирование в отличие от беседы предполагает только постановку вопросов воспитателем и выслушивание (фиксацию) ответов воспитанника. Главная цель использования данного метода заключается в том, чтобы оперативно выяснить необходимые сведения. Как правило, вопросы для интервью готовятся заранее, но в процессе опроса могут возникнуть и новые, в том числе уточняющие. При проведении интервьюирования важное значение имеет умелое и тактичное использование технических средств: диктофона, магнитофона, телекамеры, фотоаппарата и т.п.

Достаточно часто в целях изучения воспитанников применяется метод анкетирования. Он позволяет получить, как правило, письменную информацию одновременно от значительного числа респондентов. В основе анкетирования лежит вопросник, разработка которого требует некоторой подготовки и определенного опыта. В то же время можно воспользоваться анкетами, разработанными специалистами-психологами или социологами, адаптировать их к особенностям обстановки и целям изучения воспитанника.

Метод обобщения независимых характеристик заключается в сборе воспитателем возможно большего числа сведений о суворовце от других руководителей, воспитанников, родителей и т.п. При этом следует стремиться к обобщению данных, полученных от различных субъектов воспитательной работы при изучении воспитанников, участвующих в различных видах деятельности. Изучив и проанализировав индивидуальные особенности суворовца, воспитатель приступает к осуществлению ИВР. Это связано с реализацией определенных методов воспитания - совокупности способов, приемов и средств достижения целей воспитательной деятельности. Выбор методов ИВР зависит от служебного и педагогического опыта воспитателя, индивидуальных особенностей военнослужащих, условий их реализации. При этом следует иметь в виду, что ни один из методов не является уни­версальным и не может решить всех воспитательных задач одновременно. Следовательно, необходимо уметь владеть всей системой методов ИВР и применять их комплексно.

К системе методов ИВР относятся: убеждение, упражнение, по­ощрение, пример, соревнование, критика, принуждение и др.

Рассмотрим кратко сущность и содержание некоторых из перечисленных методов ИВР, а также условия их успешной реализации.

Метод убеждения- основной метод воспитания суворовцев.

Важное место в ИВР занимает метод упражнения. Его реализация предполагает такую организацию повседневной жизнедеятельности воспитанников, которая позволяет им накапливать опыт правильного поведения, формировать военно-профессиональные и личностные качества.

Основными условиями достижения результативности метода упражнения являются:

а) соблюдение уставного внутреннего порядка в учреждении, точное выполнение распорядка дня;

б) добросовестное выполнение воспитателями служебных обязанностей;

в) высокая требовательность со стороны преподавательского состава, воспитателей к воспитанникам в сочетании с повседневной заботой о них.

Исключительно важным в ИВР является метод примера. Он предполагает целенаправленное и систематическое воздействие на суворовцев силой положительного примера и формирование у них образца для подражания.

В случае применения всего комплекса вышеперечисленных методов ИВР и при отсутствии воспитательного эффекта от их использования воспитатель имеет право реализовать метод принуждения как крайний способ воспитательного воздействия.

Таким образом, воспитательная работа в учебной группе - это сложный, противоречивый и творческий процесс формирования у обучающихся качеств личности и привычек поведения. Суть ее заключается в том, что на основе изучения особенностей каждого суворовца, реализации индивидуального и личностного подходов воспитатели оказывают целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, чувства и волю суворовца для достижения поставленных целей. При этом следует комплексно использовать различные методы, приемы и средства воспитания.

Используемая литература.

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации». Российская газета от 31 декабря 2012 года.

2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им К.Д. Ушинского, 1997.

3. Титова Е.В. Если знать как действовать. Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

4. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1980.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ