Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Предметное обучение в начальной школе: за и против…

Кудряшёва Марина Геннадьевна,
кандидат педагогических наук, методист
ГБОУ школа №655 Приморского района Санкт-Петербурга

  Внедрение предметного обучения на уровне начального общего образования - инновационный процесс, означающий обновление и изменение форм и способов обучения и воспитания для обеспечения эффективности образовательного процесса в соответствии с задачами, которые общество ставит перед системой образования. В нашей стране предметное обучение в начальной школе вводили неоднократно, в частности, в 60-70-е годы в связи с внедрением и апробацией системы обучения по Л.В.Занкову; в 90-е годы, когда активно развивались авторские школы; сегодня - для повышения качества образовательного процесса в  рамках реализации ФГОС. Сегодня в условиях научно-технического прогресса знания быстро устаревают, поэтому особую важность на уроке приобретают универсальные учебные действия, которые позволяют обучающимся самостоятельно добывать знание, изменять его и применять сообразно условиям и обстоятельствам. Задача школы в целом и учителя в частности - так построить урок, чтобы ребенок мог не только воспринимать и воспроизводить информацию, а делать открытия, добывать знания самостоятельно. От учителя это требует гораздо более глубокого знания самого предмета, творческого подхода к проектированию каждого урока, способности к созданию ситуаций, в которых дети могли бы делать открытия. Одна из форм организации учебной деятельности в начальной школе, отвечающая сегодняшнему дню -  предметное обучение.

 

Критерии

сопоставления

систем обучения

Один класс-один учитель

Один класс – несколько учителей- предметников

Изменение  требований к учителю в соответствии с ФГОС - множество компетентностей:

- предметная

- общепедагогическая

- управленческая

- профессионально-коммуникативная,

- компетенция в сфере инновационной деятельности

- рефлексивная

- информационно-коммуникативная

 

Учитель испытывает:

эмоциональные и психологические трудности, происходит                    «отставание «профессиональной деятельности от требований ФГОС
 

Учитель:

- умеет составить целостную образовательную программу на уровень обучения по предмету;

      - владеет формами и методами сопровождающего (тьюторского) обучения;

      - умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика;

 - способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности

Результативность обучения

(«горизонтальный тематизм» - использование межпредметных связей)

Учитель – «многостаночник»

сложность формирования комплекса компетенций,

потенциал межпредпметных связей используется не в полном объёме

 

 

 

 

 

 

-  учитель – не «многостаночник», а мастер  в «любимом» предмете

·                        - «погружение» в предмет

     более ранняя предметная

ориентации ребёнка

-   межпредметная  интеграция

систематизация содержания приводит к формированию целостной картины мира в сознании учащихся

Проектно-исследовательская деятельность

(развитие универсальных учебных действий –  важнейшее требование ФГОС)

Слабая  предметная ориентация обучающихся низкая результативность участия детей школы в предметных конкурсах, олимпиадах, в проектно- исследовательской деятельности.

- выявление и вовлечённостьбольшего количества мотивированных учащихся в  проектно-исследовательскую деятельность,

- продолжение работы с учеником во внеурочной деятельности

 

 

Проблема преемственности на школьном и личностном уровне

В пятом классе ребенок переживает острый кризисный период, на подходе подростковый возраст. Попадает в непривычную среду, когда появляется много учителей, которые считают свой предмет главным и предъявляют высокие требования. Ребенок не выдерживает давления, резко падает интерес к учебе.

- значительное снижение школьных, личностных  трудностей при переходе в среднюю школу

Система отношений «учитель-ученик», способствующая развитию УУД

Ученик ограничен общением только с одним учителем

 

- новый характер взаимоотношений личности нескольких учителей

 и ученика  более успешная социальная адаптация

Субъективизм оценивания ученика сказывается на его учебной мотивации

У ученика есть больше шансов проявить себя на одном предмете независимо от его успехов или неудач в другом.

 

     Однако,  наряду с плюсами есть многие факты неудовлетворенности родителей опытом обучения их ребенка в такой форме. С чем в основном связаны их тревоги? Родители обращают внимание на то, что один учитель - это в первую очередь понятная система требований к ребенку и к семье, которая способствует адаптации ребенка к системе школьных правил, много учителей - разные требования, дети теряются и в результате не сразу понимают, чего от них хотят. Родителей беспокоит, что «приходящий» учитель не так заинтересован в ребенке и его успехах, как один по всем предметам учитель начальной школы, поскольку не знает особенностей детей и, следовательно,  ограничен в возможности помочь ученику в случае затруднений. Родителям трудно получить своевременную обратную связь от всех педагогов, которые работают в классе - у всех разный график, приемные часы, в то время как с одним учителем поддерживать связь гораздо проще. Также мамы и папы беспокоятся о том, что каждый учитель, считая свой предмет основным, много задает на дом, не считаясь, что по другим предметам тоже много работы. Все эти сложности действительно есть, когда в школе по каким-либо причинам не соблюдают условия эффективной организации предметного обучения в начальной школе. Однако важно понимать, что существуют возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка, которые также влияют на школьную успешность маленького ученика. Одному ребенку подходит инновационная форма предметного обучения, а другому будет комфортнее учиться с одной учительницей с менее интенсивной психологической нагрузкой. В условиях крупных образовательных комплексов сегодня (многочисленные  параллели классов начальной школы) у родителей есть возможность выбора и формы обучения, и программы, и педагога (педагогов) начальной школы.

 

При подготовке статьи автором использованы  собственные данные административного  родительского и учительского мониторинга,  проводившегося в нескольких образовательных комплексах г. Москвы, реализующих предметное обучение в начальной школе.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ