Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Технологии развития критического мышления на уроке.
Приемы стадии рефлексии

 
 Шапошникова Ангелина Александровна,
учитель истории и обществознания ГБОУ школы № 625
Невского района Санкт-Петербурга
 
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Способность к рефлексии неоценима в общении. Благодаря умению рефлексировать свое поведение и поступки других людей, человек развивает в себе такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, тактичность, которые позволяют ему выстраивать успешные взаимоотношения с людьми.
Стать рефлексирующим педагогом одна из главных задач при развитии профессионализма. Педагог должен анализировать не только результаты своей работы, но и каждый проведенный этап урока. Спрашивать себя: «Почему этот этап урока прошел успешно, а другой не получился?» и т.д. Необходимо учителю самому ежедневно проводить психологический самоанализ урока и научить рефлексии своих учеников.
1. Синквейн. Самым популярным приемом, применяемым на стадии рефлексии, стал синквейн. Синквейн – стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.  Правилами написания этого стихотворения является определенное количество слов в строке и назначение каждой строки:  1-я строка – название стихотворения, тема (обычно существительное);  2-я строка – описание темы (два прилагательных);  3-я строка – действие (три глагола, относящихся к теме);  4-я строка – чувство (фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к теме);  5-я строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).  Обучающиеся сначала учатся выполнять данное задания использую план работы, затем синквейн пишется самостоятельно. Целью написания подобного стихотворения является отработка понятий, рефлексивная оценка пройденного материала. Данный вид рефлексии можно использовать для 5-8 классов.
2. Перекрестная дискуссия. С помощью данного приема можно научить обучающихся вести себя цивилизованно в момент дискуссии, внимательно выслушивать оппонента, выдвигать и формулировать аргументы в защиту своей позиции, отбирать наиболее сильные доводы. Этот прием дает возможность работать с темой в целом – на уровне ее идеи и проблематики. Такая дискуссия уместна, если по 
обсуждаемому вопросу возможно возникновение противоположных суждений.  Вопрос или спорное утверждение могут быть предложены организатором дискуссии или самими ее участниками. Работу можно проводить по следующей структуре: «аргументы «за»», «вопрос/утверждение», «аргументы «против»».  Записываются несколько аргументов «за» и несколько аргументов «против». Затем аргументы последовательно озвучиваются. Дальнейшая работа организовывается на усмотрение учителя.  Данный вид рефлексии можно использовать для старших классов.
3. Прием «Статья». Цель – собрать, систематизировать, отобрать и логически выстроить необходимую информацию по теме.  Группе обучающихся дается тема будущей статьи; для нескольких групп в классе можно выбрать разные жанры работы: статья, доклад, лекция и т.д.  Сначала обучающиеся составляют план будущей статьи и презентуют его. Затем обучающиеся получают разнообразные источники по заданной теме. Задача – прочитать и проанализировать все источники, выбрать нужную информацию, раскрывающую заявленные пункты плана. Помимо необходимой информации обучающиеся фиксируют сведения, которых было недостаточно, а также называют источники или факты, которые не пригодились. Затем обучающиеся презентуют свою работу.   Данный вид рефлексии эффективно использовать для старших классов. 
4. Прием «Общее и уникальное». Этот прием способствует развитию важного метапредметного умения – способности выделять и кратко представлять общие и особенные черты при сравнении двух и более предметов, явлений, фактов и т.д. Используя данный прием, мы способствуем развитию аналитических способностей, работаем на уровне и синтеза, и сравнительной оценки [1]. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой.      Для работы с данным приемом используются графические методы – «Кольца Венна». Необходимо представить (назвать, выписать) общие и уникальные черты двух изученных явлений.  В центре «Общее» обучающиеся записывают основные идеи темы, в секторах «Уникальное» они выписывают уникальные черты. Данный вид рефлексии подходит для обучающихся средней и старшей школы.
5. Прием «Двухрядный круглый стол» [2]. Цель приема – обмен мнениями по наиболее актуальной для участников проблеме. Участники делятся на две группы. Первая образует «внутренний круг». Участники этой группы имеют возможность свободно высказываться по обсуждаемой проблеме. При этом важно, чтобы участники не критиковали точу зрения других, а коротко и четко высказывали собственное мнение. Участники второй группы «внешнего круга» фиксируют высказывания участником внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны кратко выразить свое мнение по обсуждаемой теме (проблеме), связывая его с предыдущими. Учитель осуществляем координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. В заключении работы учитель просит участников сформулировать выводы, после чего представляет свои замечания и комментарии. Данный вид рефлексии подходит для обучающихся старших классов.
Все приведенные выше приемы способствуют развитию рефлексивных умений, вооружают обучающегося инструментами его будущей самостоятельной деятельности.  
 
Список используемой литературы
 
1. Б. Блум. Таксономия образовательных целей. URL: https://www.intel.ru/content/dam/www/program/education/emea/ru/ru/documents/project-design1/thinking-skills/bloom-taxonomy.pdf
2. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ