Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»

Рабочая программа учебного предмета Русский язык

Корчинская Светлана Валериевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ  "СОШ №2"  г. Ухта

 

Составлена на основе примерной программы

 

Русский язык для 10 – 11 классов, под редакцией Н.Г. Гольцовой________

(наименование программы,   автор программы)

__________________________________________________________________

 

Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу С.В. Корчинская

 

Квалификационная категория учителя         I категория

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Рабочая  программа учебного предмета соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку.

Составлена на основе программы «Русский язык для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений» под редакцией Н. Г. Гольцовой. М. «Русское слово» с учётом количества часов, выделенных на изучение предмета в соответствии с ФК ГОС и учебным планом ОУ

Класс

Количество учебных недель

Количество учебных часов

10

36

36

11

34

34

 

Цели изучения русского языка:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

 

Задачи изучения предмета:

-закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

 

На основании пояснительной записки к Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ выделено 10% времени на региональный компонент содержания образования:

 

Класс

Количество часов

10

3

11

3

 

 

Используемые формы обучения: урок-беседа, урок- исследование, урок-лекция, урок-практикум, урок развития речи, комбинированный урок, тестирование, практикум.

Методы: словесный, практический, наглядный, деятельностный

Технологии обучения: игровая, групповая, проблемное обучение, дифференцированное обучение, личностно-ориентированное, развивающее обучение, поисково-исследовательская технолгия, системно-деятельностный подход, ИКТ.

 

 

 

 

Тематический план

Русский язык. 10 класс.

36 часов, 1 час в неделю

Тема

Кол-во час

Из них

Развитие речи

Контрольные работы

НРК

Введение

1

 

 

 

Лексика. Фразеология. Лексикография

4

3

1

 

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

3

1

 

 

Морфемика. Словобразование

2

 

 

 

Морфология. Орфография.

26

 

3

3

 

 

 

 

Тематический план

Русский язык. 11 класс.

34 часа, 1 час в неделю

Тема

Кол-во час

Из них

Развитие речи

Контрольные работы

НРК

Синтаксис и пунктуация

26

3

2

3

Культура речи

2

2

 

 

Стилистика

5

3

1

 

Из истории русского языкознания

1

 

 

 

 

 

 

 

Поурочное планирование

10 класс

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

 

Введение

1

1

Слово о русском языке

 

1

 

Лексика. Фразеология. Лексикография.

4

2

Развитие речи №1 Слово – центральная единица языка.

 

1

3

Развитие речи № 2 Изобразительно-выразительные средства русского языка.

1

4

Развитие речи № 3 Системные отношения в лексике: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Фразеология.

1

5

Контрольная работа №1: тест по теме  «Лексика».

1

 

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

3

6

Система гласных и согласных звуков в русском языке.

1

7

Фонетический разбор слова.

1

8

Развитие речи № 4 Орфоэпические нормы русского языка. Ударение и произношение

1

 

Морфемика. Словообразование.

2

9

Система морфем русского языка. Словообразовательные и формообразующие аффиксы.

1

10

Словообразование в русском языке. Способы образования слов.

1

 

Морфология.Орфография.

26

11

Принципы русской орфографии. Безударные и чередующиеся гласные в корне слова.

1

12

Гласные О, Е, Ё после шипящих в корне, в окончаниях и суффиксах слов разных частей речи.

1

13

Слова с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.

1

14

Правописание приставок. Роль Ь и Ъ в словах

1

15

 

Контрольная работа №2:

диктант с грамматическим заданием по теме «Орфография».

1

16

Имя существительное как часть речи. НРК №1 Правописание падежных окончаний существительных.

1

17

Гласные в суффиксах имен существительных.

1

18

Имя прилагательное как часть речи. Правописание падежных окончаний прилагательных.

1

19

Правописание суффиксов имён прилагательных.

1

20

Правописание сложных прилагательных и существительных.

1

21

Правописание НЕ с существительными и прилагательными.

1

22

Имя числительное как часть речи. Правописание имён числительных.

1

23

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.

1

24

Глагол как часть речи. Развитие речи №5 Роль глаголов прошедшего и настоящего времени в речи.

1

25

НРК №2 Правописание глаголов.

1

26

Причастие как часть речи.

1

27

Орфограммы причастий

1

28

Деепричастие как особая форма глагола. Суффиксы деепричастий.

1

29

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

1

30

Служебные части речи. Предлог.

1

31

Союзы и частицы. Их значение, употребление и правописание.

1

32

Междометие и звукоподражательные слова.

1

33

НРК №3 Повторение по теме «Морфология: самостоятельные и служебные части речи.

1

34

Контрольная работа №3: тест по теме «Морфология: самостоятельные и служебные части речи»

1

35

Систематизация изученного.

1

36

Итоговая контрольная работа №4: тест по изученному за курс 10 класса.

1

 

 

Поурочное планирование                                          11 класс

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

 

Синтаксис и пунктуация

26

1

Принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

 

1

2

Предложение и его виды. Простое предложение.

 

1

3

Грамматическая основа предложения. Р.р.№1 Нормы согласования подлежащего и сказуемого.

1

4

Способы выражения подлежащего и сказуемого. Виды сказуемого.

1

5

Тире в простом предложении.

1

6

Контрольная работа №1: тест по теме «Словосочетание и предложение»

1

7

НРК №1 Предложение с однородными членами.(на основе текста

1

8

Знаки препинания в предложении с однородными и неоднородными определениями.

1

9

Обособление определений и приложений

1

10

Обособление обстоятельств и дополнений

1

11

Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции.

1

12

Вводные слова и вставные конструкции.

1

13

Предложения с междометиями, утвердительными, отрицательными и вопросительными словами.

1

14

Конструкции с союзом как.

1

15

НРК №2 Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения. (на основе текста

1

16

Контрольная работа №2: диктант с тестовым заданием по теме «Простое осложнённое предложение»

1

17

Р.р. №2 Синтаксические нормы русского языка.

1

18

Р.р. №3 Редактирование текста в соответствии с синтаксическими нормами.

1

19

Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в ССП.

1

20

Знаки препинания в СПП с одним придаточным.

1

21

Виды СПП предложений с несколькими придаточными.

1

22

Знаки препинания в БСП.

1

23

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

1

24

НРК № 3 Способы передачи чужой речи.(на основе текста

1

25

Период. Виды пунктуации.

1

26

Контрольная работа №3 по теме «Сложное предложение»

1

 

Культура речи

2

27

Р.р №4 Литературный язык. Типы норм литературного языка.

1

28

Р.р. №5 Качества хорошей речи и устное выступление

1

 

Стилистика

5

29

Р.р. №6 Функционально-смысловые типы и стили речи.

1

30

Р.р. №7 Проблема и авторская позиция в тексте

 

31

Р.р. №8 Стилистические нормы и стилистический анализ текста

1

32

Систематизация знаний , полученных за курс русского языка в 11 классе

1

33

Контрольная работа №4: итоговый тест за курс изученного

1

 

Из истории русского языкознания

1

34

Учёные-лингвисты о русском языке

1

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учащимися учебного предмета

Личностные

Метапредметные

Предметные

1) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

2) совершенствование коммуникативных способностей; готовность к практическому использованию русского языка в межличностном и межнациональном общении; сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире;

3) развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования русского языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

5) сформированность  гражданской позиции, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;

6) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

7) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности: образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной и др.;

8) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

9) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;

10) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;

 

1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную, включая внешкольную, деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого человека, эффективно разрешать конфликты;

2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

3) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

6) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 

1) сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;

2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;

3) владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

4) владение умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

6) умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

7) владение различными приёмами редактирования текстов;

8) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;

9) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;

 

 

 

 

 

Критерии и нормы оценки достижения учащихся предметных и метапредметных планируемых результатов.

 

1.Оценка устных ответов обучающихся.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
  2. обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
  3. излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного  языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если учащийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  1. излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
  2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
  3. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого:

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка  может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенное время, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащихся, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2.Оценка диктантов.

Объем диктанта устанавливается для 10-11 классов – 170-200 слов.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» ставится  за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой  орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка 4 может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка 3 может выставляться также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди них есть однотипные и  негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется  за диктант, в котором допущено 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных шибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом 1.

Следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку.

Оценка «4» - 2 орфографические ошибки;

Оценка «3» - 3 орфографические ошибки;

Оценка «2» - 7 орфографических ошибок;

В  комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится, если ученик выполнил не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание: орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

3.Оценка сочинений и изложений.

Примерный объем текста для подробного изложения в 10-11 классах - 450-600 слов.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений в 10-11 классах – 5-7 страниц.

Любые сочинения и изложения оцениваются двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки  считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания по литературе. В этом случае первая оценка  (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения;

 

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • Число речевых недочетов;

 

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных, грамматических.

 

Оценка

Содержание и речь

 

Грамотность

«5»

  1. содержание работы полностью соответствует теме
  2. фактические ошибки отсутствуют
  3. содержание излагается последовательно
  4. работа отличается богатством словаря, разнообразием использованных синтаксических конструкций, точностью словоупотребления
  5. достигнуто стилевое единство и выразительность текста
  6. в целом в работе допускается 1 недочет в содержании  и 1-2 речевых недочета

Допускаются:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

 

«4»

  1. содержание работы в основном соответствует теме (отклонения незначительные)
  2. содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности
  3. имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей
  4. лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен
  5. стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью
  6. в целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

  1. в  работе допущены существенные отклонения от темы
  2. работа достоверна  в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности
  3. допущены отдельные нарушения последовательности изложения
  4. беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление
  5. стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна
  6. в целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок; или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии  орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки

«2»

  1. работа не соответствует теме
  2. допущено много фактических неточностей
  3. нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними
  4. крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления
  5. нарушено стилевое единство текста
  6. допущено недочетов в содержании и речевых недочетов больше, чем предусмотрено оценкой «3»

Допущено орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок больше, чем предусмотрено оценкой «3»

 

Критерии оценки тестовых заданий по русскому языку.

 

Тестирование является серьезной помощью в организации учения, обеспечивании направленности и измеряемости  учебного процесса, в работе над новыми образовательными программами.

В каждой работе включается  в последовательности, совпадающей с планируемой последовательностью изучения данного материала.

Результаты тестов могут быть выражены обычной школьной отметкой:

  • «5» ставится за 90-100 % правильных ответов;
  • «4» ставится за 75-89 % правильных ответов;
  • «3» ставится за 60-74 % правильных ответов;
  • «2» ставится за 59 % и менее правильных ответов.

Итоговый тест – самый большой и трудный. Он проводится в течение 2-х спаренных уроков и обязательно выполняется каждым учеником. Поскольку тест подразумевает повторение, то оценка итогового теста более строга. За каждый правильный ответ дается 1балл.

В старших классах тесты по отдельным курсам могут быть составлены с учетом категорий учебных целей, которые достигаются выполнением тех или иных заданий.

 

Количество вопросов

№ теста

«5»

100-90%

«4»

89-75%

«3»

74-60%

«2»

59% и менее

30 вопросов

1

на 27 вопросов

на 22-23 вопроса

на 18 вопросов

менее 18 вопросов

26 вопросов

2

на 23 вопроса

на 19-20 вопросов

на 16 вопросов

менее 16 вопросов

25 вопросов

3

на 23 вопроса

на 19 вопросов

на 15 вопросов

менее 15 вопросов

22 вопроса

4

на 20 вопросов

на 17 вопросов

на 13 вопросов

менее 13 вопросов

20 вопросов

5

на 18 вопросов

на 15 вопросов

на 12 вопросов

менее 12 вопросов

60 вопросов

итог

на 54 вопроса

на 48 вопросов

на 42 вопроса

менее 42 вопроса

 

 

 

 

 

Список литературы

№ п/п

Автор

Название

Год издания

Издательство

1

Н.Г. Гольцова

Русская язык. 10 – 11 класс

2009

«Русское слово», Москва

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ