Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование прищепок в сенсорном воспитании
детей дошкольного возраста

Бушуева Юлия Владимировна,
воспитатель ГБОУ ОДОД школы № 13
Приморского района Санкт-Петербурга
В сенсорном воспитании сосредоточено основное содержание работы по коррекции когнитивной сферы ребёнка. В процессе сенсорного воспитания у детей формируются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь, воображение, что является предпосылкой для становления всех видов детской деятельности – игровой, продуктивной, трудовой предметной.
Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирование целостного образа предметов, на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие слуховой памяти и внимания и т.д. в задачи обучения и воспитания входит:
  • Учить детей обследовать предметы зрительно-тактильно(при обследовании объёмных предметов) и зрительно-двигательно (при восприятии  плоскостных форм или объектов);
  • Учить выделять и называть основные цвета и формы;
  • Формировать у детей координацию руки и глаза;
  • Учить детей производить выбор по величине по слову («Дай большую прищепку», «Возьми маленький круг»);
  • Учить детей воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании по подражанию и по образцу (низу, вверху, рядом, посредине) и т. д.
Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления, внимания, воображения, речи. В процессе игр дети развивают конструктивный праксис, создавая из частей целые предметы – человечков, домики, растения – из различных по форме, цвету и величине геометрических фигур. Дети учатся помогать друг другу, сопереживать.
Игры с прищепками помогают установить контакт с детьми, вызвать доверительные отношения к взрослым и сверстникам. В ходе таких игр развивается эмоционально-волевая сфера детей, ведь прищепки в форме «крокодилов» умеют широко открывать «пасть» и могут «Укусить» за пальчик.
Данные игры помогают актвизировать речь, обогатить ее новыми словами.
Игры с прищепками можно использовать использовать с самого раннего возраста, делая  поделки совместно или по показу и сопровождая работу чтением стихов или беседой, с учётом способностей каждого ребёнка.
«Солнышко»
                                     Смотрит солнышко в окошко,
                                     Смотрит в нашу комнату.
                                     Мы похлопаем в ладошки,
                                     Очень рады солнышку.
                                               А. Барто
Вариант игры: ребёнку даются круг жёлтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образцу выбирать только жёлтые прищепки и прикреплять их к кругу.
Вариант игры: детям старшего дошкольного возраста можно предложить сделать «солнышко в разные времена года». Для этого предлагаются круги жёлтого и красного цветов, но разные по величине. Например, солнышко зимой светит, но не греет. Ребёнок выбирает маленький круг жёлтого цвета и короткие прищепки такого же цвета. Весной солнышко светит ярче, от его тепла тает снег, поэтому для солнышка мы выбираем круг большого размера и длинные жёлтые прищепки. Летом солнце печёт, оно очень теплое, люди загорают. Для летнего солнышка можно выбрать большой красный круг и  чередовать жёлтые и красные прищепки. Осенью солнышко не такое жаркое, поэтому можно взять жёлтый круг и чередовать жёлтые длинные и короткие прищепки.
 
«Ёжик»
                        Ель на ёжика похожа:
                        Ёж в иголках, ёлка тоже.
                                                           С.Я. Маршак
Вариант игры: ребёнку предлагаются плоскостные изображения ёжика и ёлки (из картона, фанеры и т.п.) на подставке. Дети прикрепляют прищепки к ёлке зелёного цвета, к ёжику – прищепки другого цвета. Можно предложить чередование прищепок по величине, по цвету, например ёлка зимой – чередование зелёных и белых прищепок. Ёжик осенью несёт на иголках разноцветные листики – предлагаются прищепки жёлтого, красного, оранжевого цветов. Можно предложить детям прикрепить необходимое количество прищепок или на ёлку прикрепить две прищепки, а на ёжика – на одну больше и т.д.
 
«Ёрш»
                        У реки камыши.
                        Расплескались там ерши.
                        Круг – постарше, круг – помладше,
                        Круг – совсем малыши.
                                    Народна потешка
Варианты игры: дети совместно с педагогом из синих и голубых прищепок делают «озеро». Для этого используют круг или овал из картона большого размера голубого цвета, вокруг которого дети прикрепляют прищепки, чередуя их по цвету. В «озере» плавает рыба ёрш – плоскостное изображение рыбы на подставке. К «ершу» дети прикрепляют прищепки разных размеров, цвета, используют чередование по величине или цвету. Можно использовать  чередование по материалу, из которого изготовлены прищепки, - пластмассовые или деревянные.
 
«Колокольчик»
                                  
Колокольчик голубой
                                   Поклонился нам с тобой.
                                   Колокольчик – цветы
                                   Очень вежливы. А ты?
                                    Е. Серова
Вариант игры: детям предлагается выбрать треугольник синего цвета, взять его за уголок, а к верхней стороне прикрепить прищепки синего цвета. Затем к уголку, за который держали треугольник, прикрепить зелёную прищепку, к ней ещё одну и т. д., как в предыдущей игре.
 
 
«Ромашка»
                                    Нарядные платьица,
                                    Желтые брошки,
                                    Ни пятнышка нет
                                    На красивой одёжке.
                                    Такие нарядные
                                    Эти ромашки.
                                    Вот-вот заиграют,
                                    Как дети, в пятнашки.
                                   Е. Серова
Вариант игры : детям предлагается из картонных кругов выбрать круги жёлтого цвета и к ним по кругу прикрепить белые прищепки (чередуя их по величине или прикрепив только нужное количество прищепок). Затем прикрепить к ромашке прищепку зелёного цвета, к неё ещё одну вниз – это будет стебелёк. К нижней зелёной прищепке прикрепить две, в правую и левую стороны, чтобы получилась подставка – травка, в которой растёт ромашка. К стебельку сбоку можно прикрепить ещё одну короткую зелёную прищепку- получится листик.
 
«Птичка»
                                   Села птичка на окошко.
                                   Посиди у нас немножко,
                                   Подожди, не улетай.
                                   Улетела! Ай!
                                                                       А.Барто
Вариант игры: для изготовления птички понадобятся овал для туловища, круг для головы и прищепки. Круг и овал скрепляем прищепкой и получаем клювик. С другой стороны к овалу прикрепляем две-три прищепки – и получается хвостик. Снизу к овалу прикрепляем две прищепки – это лапки. Чтобы птичка могла стоять, к прищепкам – лапкам в горизонтальном положении прикрепляем по одной прищепке.
 
«Бабочка»
                                    Сорвать цветок я захотел,
                                    А он.. впорхнул и улетел.
                                   Е. Серова
Вариант игры: детям предлагается выбрать овал любого цвета, к которому нужно прикрепить прищепки – крылья. Для этого ребенок выбирает прищепки разной величины. (спереди – длиннее, а сзади – короче) и цвета.
 
«Зайка»
                                  
Серый зайка, серый зайка,
                                   От лисицы убегай-ка.
                                   Долго по лесу скакал
                                   И  морозом белым стал.
                                   Н. Нищева
Вариант игры: детям предлагается выбрать овал и круг белого (серого) цвета. Скрепив их прищепками справа и слева, мы получил лапки. Если прикрепить внизу к овалу две прищепки, то получатся ещё и лапки.  Сверху к кругу (голове) прикрепляем ещё две прищепки – это будут уши. Зайчик готов. Зайчик из белых геометрических фигур и прищепок изготавливается для зимы, а из серых – для остальных времён года. В данном случае во время изготовления мы закрепляем представления детей, полученные на занятиях по развитию речи, ознакомлением с окружающим в практической  деятельности.
Вариант игры: можно предложить детям разноцветные круги, овалы, прищепки и сделать смешного разноцветного зайца, зайца – фокусника.
 
«Личико»
Вариант игры: дети выбирают круги или овалы для лица. Сверху прикрепляют прищепки любого цвета и величины – это будут волосы. Далее, положив «лицо» на поверхность стола или пола, на нём из цветных камешков выкладывают глаза, нос, рот, брови, уточняя место расположения. Цвет, количество. Можно использовать природный материал – шишки, жёлуди, веточки.
 
«Разноцветные человечки»
Вариант игры: очень увлекательный вариант игры, дети быстро запоминают названия частей тела человека, их месторасположение, назначение, учатся сравнивать изготовленных человечков по цвету, форме, определять, кто выше, кто ниже и т.д.  Разноцветные человечки способствуют воспитанию в детях толерантности. Терпимости. Дружелюбия. Конструирование человека помогает ребёнку в рисовании человеческого тела, учит в рисунке согласовывать части тела по величине. Для изготовления человечков детям предлагается выбрать геометрические формы и прищепки. Например, круг и квадрат скрепляются справа и слева прищепками – это руки. Внизу квадрата прикрепляются две прищепки – и получаются ноги. Чтобы человечек мог стоять, к прищепкам-ногам прикрепляются прищепки в горизонтальном положении – это стопы. И вот человечек уже готов. Он стоит и ждёт своего друга.
Вариант игры : «Построим детей парами на прогулку» (пары составляются по цвету человечков, по формам: мальчики – круг и квадрат или девочки – круг и треугольник; по  росту и т.д.).
«Дети водят хоровод вокруг ёлочки» - человечки поют песни, рассказывают стихи. «У детей есть дома» - каждому человечку ребёнок строит домик, ориентируясь на цвет или величину своего человечка.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ