Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль развивающих игр в развитии элементарных
математических представлений у дошкольников

Яруничева Светлана Борисовна
Дети от природы любознательны, стремятся к раскрытию многочисленных тайн окружающего мира  и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявлять свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых.
Задача взрослых – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность к активной деятельности, дать пищу уму ребенка, помочь ему самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы. Вот почему обучение в детском саду направлено прежде всего на развитие умственных, творческих, познавательных, интеллектуальных способностей, воспитание у детей рационального мышления. Педагогическая практика свидетельствует о том, что развитию мыслительной деятельности дошкольников в наибольшей мере способствует изучение элементарной математики. Математическое развитие по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Методика развития  элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста  постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения.  Разработка и внедрение  в практику   эффективных дидактических  средств позволяет педагогам разнообразить  занятия с детьми,  познакомить со сложными абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.
Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.    Обучение дошкольников математике немыслимо без использования занимательных игровых заданий, развивающих математических игр.
 РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора- механика и т. д.
2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2—3- летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя
подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа
математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
В процессе своей работы воспитатель должен создавать условия для реализации интересов детей в разных видах игр, способствовать развитию инициативы и самостоятельности, активности в реализации поставленных задач.
Развивающие игры решают следующие задачи:
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое
 2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
 4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
 6. Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре                    
При проведении развивающих игр следует соблюдать следующие правила:
  • Игра должна приносить  радость и ребенку, и взрослому
  • Нужно заинтересовать ребенка игрой, нельзя ребенку навязывать игру
  • Ребенок должен самостоятельно выполнить задание, при необходимости самостоятельно найти ошибку  и исправить ее
  • Игру надо оживлять  сказкой (игровой мотивацией)
  • В игре нужна непринужденная обстановка, поощрение двигательной  активности
Педагогу необходимо строить свою работу на основе следующих принципов:
- от простого к сложному - предполагает постепенное возрастание трудностей заданий в играх;
- индивидуальность - предполагает учёт индивидуальных и психофизиологических особенностей детей;
- безоценочность: при проведении всех игр необходимо исключить замечания, гораздо важнее и эффективнее поддерживать и поощрять каждого ребёнка;
- сотворчество детей и взрослых;
- соревновательный момент: при проведении игр необходимо использовать интерес детей к соревнованиям (учитывая индивидуальные особенности детей).
Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению. Сравнению связанных между собой понятий и действий. Выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребёнка формируются умения последовательно излагать свои мыслит, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений. Эти предварительные умения создают необходимую основу для успешного изучения математики в школе.
Сегодня в арсенале педагогов есть множество методических систем, каждая из которых интересна по- своему, а объединяет их любовь и уважение к маленькому человеку.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта

 
 

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ