Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Создание условий педагогом для развития режиссерских игр

Колдашова Стелла Анатольевна
Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В таких играх проявляются индивидуальные особенности ребенка, его личные качества. Для успешного развития сюжетно-ролевых игр детям необходимы коммуникативные навыки в отношениях со сверстниками, общаться с ними, договариваться и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего детства. Режиссёрские игры не всегда бывают индивидуальными. Они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункциональные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действи­ям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего развитию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы.
 В режиссерской игре ребенок может представлять себя как «режиссер» и «сценарист».  Тогда он сам организует свое игровое пространство. Использует игрушки и их заместители, игровое поле, кукольный дом, ширму и др.; управляет сюжетом по литературному произведению, мультфильму; строит свой сюжет по типу игры - фантазированию.
Когда ребенок выступает как «артист» и «рассказчик», он озвучивает героев, использует разные средства вербальной и невербальной выразительности; комментирует свой сюжет, двигает сюжет вперед.
Чтобы режиссерская игра получилась педагогу необходимо создать педагогические условия: рассказать перед сеансом знакомую сказку детям, разыграть перед детьми образцовую режиссерскую игру, создать необходимые условия в группе (среди игрушек должны быть такие, с которыми можно проиграть хотя бы отдельные эпизоды сказки).
Начиная со второй младшей группы, используя кумулятивные сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок» (на полу, на столе) и волшебные сказки: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» (на игровом поле) педагогам рекомендуется соблюдать последовательность действий для совместной игры с детьми:
  • познакомить  ребенка с игрушками.
  • предложить вспомнить и «сыграть в то, что в этой сказке случилось».
  • обозначить пространство для игры: «Здесь эта сказка будет жить».
  • позвонить в колокольчик: «Сказка начинается…».
  • начать сказку совами: «Жили-были…».
  • предложить ребенку продолжить сказку.
  • отметить конец сказки (колокольчик или сказочная формула: «Вот и сказке конец…».
При проведении режиссерской игры с использованием волшебных сказок после рассматривания игрушек проводится рассматривание игрового поля: здесь эта сказка будет жить. Педагог задает детям вопросы: «Что нарисовано на поле? Найди место, где живет … (каждый персонаж)? Расставь игрушки вместе с домиками»…
Ребенок может и  не придерживается «правильного» сюжета, а разыгрывать сказку по-своему.
Если «дома» героя и «врага» поставить рядом, при проигрывании  ребенок может столкнуться  с трудностями и педагогу необходимо  подключиться к игре и помочь детям.
 Примерное тематическое планирование по режиссерской игре
Вторая младшая группа
Месяц, сказка Создание предметно-пространственной среды Результат освоения способов знаний, умений детьми
Сентябрь
 «КурочкаРяба»
РНС
Фигурки: бабушка, дедушка, курочка, в качестве яичка (напр.фасоль), мышка. Дети запоминают способ разыгрывания режиссерской игры.
Октябрь
«Колобок»
РНС
Фигурки: колобок, бабушка, заяц, волк, медведь, лиса. Умеют удерживать темп и выразительность игры, сохраняя целость сюжета сказки.
Ноябрь
«Лиса, заяц и петух»
 РНС
Фигурки: Лиса, заяц, петух, два домика. Умеют отмечать начало и конец сказки.
Декабрь
«Волк и семеро козлят»
РНС
Игровое поле  На поле изображены: зеленая поляна, желтое поле, темно-зеленый лес. Умеют ориентироваться на игровом поле.
Январь
«Снегурушка и лиса»
РНС
Фигурки: снегурочка, лиса, волк, медведь, деревья. Умеют отмечать начало и конец сказки. Используют интонационную выразительность в речи.
Февраль
«Три медведя»
РНС
Фигурки: три медведя (разного размера),  мебель и посуда (разного размера), девочка. Умеют рассказывать сказку, используя игрушки.
Март
«Теремок»
РНС
Фигурки: теремок, мышка, зайчик, лягушка, петушок, ежик, волк, медведь. Проигрывают все звенья кумулятивной цепи.
Апрель
«Репка»
 РНС
Фигурки: репка, дед, бабка, девочка, собака, кошка, мышка. Проигрывают все звенья кумулятивной цепи.
Май
«Гуси-лебеди»
РНС
. Игровое поле из плотного картона размером 55x70 см. Где изображено сказочное пространство, в котором между миром  (домом) героя и миром антагониста расположено «широкое поле». Игрушки:  лебеди, братец Иванушка, Аленушка, Баба-Яга. Умеют согласовывать игровые действия с происходящим в сказке событием.
 
В средней группе педагог способствует тому, чтобы ребенок сам стал рассказчиком.
 Педагогу рекомендуется при проведении совместной  игры:
  • обсудить, какая сторона игрового поля лучше подходит для игры в данную сказку.
  • ребенок самостоятельно отбирает сказку, сторону игрового поля и
  • совместно отобрать игрушки-персонажи (взрослый следит за тем, чтобы никого не забыть); атрибуты для игры (домики, деревья и др.)
  • совместно  обсудить пространств жизни «героя» и «врага» на игровом поле.
  • ребенок самостоятельно ставит персонажей на игровом поле (взрослый не поправляет).
  • помощь педагога только в тот момент, когда ребенок действительно не может продолжить сюжет (начинает выходить из игры или обращается за помощью):
  • подсказывать ребенку текст (повествовательная + ролевая речь);
  • подавать игрушку, если ребенок забывает сопровождать рассказ действием.
Примерное тематическое планирование по режиссерской игре
Средняя группа
Месяц, сказка Создание предметно-пространственной среды Результат освоения способов знаний, умений детьми
Сентябрь
«Гуси-лебеди»
РНС
1. Игровое поле из плотного картона размером приблизительно 55x70 см. Где изображено сказочное пространство, в котором между миром  (домом) героя и миром антагониста расположено    «широкое поле». 2. Фигурки:  лебеди, братец Иванушка, Аленушка, Баба-Яга.
 
Наблюдение.
Октябрь
 «Смоляной бычок»
РНС

 
Фигурки: смоляной бычок, дедушка, бабушка, девочка, медведь, волк, заяц. Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту.
Не забывают о согласованности игровых действий и слов.
Ноябрь
 «Лисичка со скалочкой»
РНС
Фигурки: лисичка, скалочка, лавочка, курочка, гусочка, собака, мешочек (корзиночка).  Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту. Не забывают о согласованности игровых действий и слов.
Декабрь
 «Братец Лис и братец        Кролик»
Д.Ч.Харрис
Фигурки: Кролик, Лис, мебель и посуда. Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту. Не забывают о согласованности игровых действий и слов.
Январь
«Теремок»
РНС
Фигурки: теремок,  мышка, зайчик, лягушка, петух, ежик, волк, медведь. Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту.  Не забывают о согласованности игровых действий и слов.
Февраль
«Рукавичка»
РНС
Фигурки: рукавичка, дед, собака, мышка, лягущка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь. Рассказывают сказку максимально приближенно к тексту. Не забывают о согласованности игровых действий и слов.
 
Март
 «Два жадных медвежонка»
БНС
Фигурки: два медвежонка, лиса, сыр.  Умеют связно и интонационно выразительно пересказывать сюжет сказки.
Апрель
«Красная шапочка»
Ш.Перро
Фигурки: бабушка, девочка, волк, охотник с ружьем. Самостоятельно планируют ход своей игры.
Май
Любая

 
Фигурки: по сказке Самостоятельно планируют ход своей игры.
 
В старшей группе педагог помогает ребенку перейти от позиции исполняющего роли в режиссерской игре к позиции кукольника. Педагог ориентирует ребенка на героя сказки и на зрителя.
Главные задачи педагога для создания условий при проведении режиссерской игры (1 этап):
  • образцовое выполнение воспитателем роли кукольника:
  • вывешивает и читает плакат-объявление о приходе в группу кукольника;
  • подбирает необходимый реквизит и в указанное в плакате время приходит в группу;
  • спрашивает, знают ли дети, что делает кукольник, что он умеет;
  • демонстрирует содержимое чемоданчика, ставит на стол ширму;
  • показывает, как открывать занавес и при открытом занавесе подбирает нужную сторону игрового поля.
Расставляет игрушки на соответствующие места поля, планируя вслух ход игры-спектакля:
«Здесь был дом Козы. Она запретила деткам открывать дверь и спела песенку… Здесь был лес, где жил волк…» и т.д.
Просит подойти и посмотреть на сцену с его места.  Дети рассаживаются на места, занавес закрывается. Звонит колокольчик, сцена освещается и открывается. Детям показывается спектакль. После спектакля кукольник спрашивает, что больше всего понравилось, и прощается с детьми.
2 этап (индивидуально – даем каждому ребенку побыть в роли кукольника).
Планируемые задачи при проведении совместной режиссерской игры:
  • Ребенок сам выбирает сказку, сторону игрового поля, игрушки (действительное фантазирование!).
  • Педагог берет на себя роль мамы или воспитателя, которая привела кукол-детей в театр (присоединяются желающие дети).
  • От имени кукол-детей в игровой форме подмечает моменты, когда ребенок не ориентируется на зрителя .
  • P.S. Если ребенок забыл открыть занавес: кукла-ребенок: «Я ничего не вижу!»
  • Воспитатель: «Тихонько, сейчас кукольник откроет занавес» и т.д)
Наиболее частые ошибки: дети забывают открыть занавес, говорят слишком тихо, поворачивают кукол спиной к зрителю, уходят из-за ширмы, чтобы взять забытый атрибут, заменяют ролевые диалоги повествовательной речью, забывают в конце спектакля закрыть занавес.
II этап  Помочь ребенку удержать его новый взгляд (кукольника) на протяжении всего спектакля (ориентация на героя сказки и ориентация на зрителя ). В качестве зрителя – ребенок (дети) группы, который сначала смотрит сказку, а потом меняется с первым ребенком. Ребенок замечает недостатки в спектакле сверстника, начинает учитывать зрительскую точку зрения.
Новый взгляд (уровень) виден по трем показателям: кукольник ищет глазами зрителя; начинает использовать художественную речь; в случае затруднений устраивает антракт.
На этом этапе необходимо выделить в группе постоянное место для ширмы, кукол, реквизита.
Примерное тематическое планирование по режиссерской игре
Старшая группа
Месяц, сказка Создание предметно-пространственной среды Результат освоения способов знаний, умений детьми
Сентябрь
Знакомство с кукольником и разыгрывание сказки
«Волк и семеро козлят»,
«Лисичка со скалочкой»,
«Смоляной бычок»,
«Красная шапочка»
Ш. Перро

 
Образцовое разыгрывание сказки (спектакль).
Для всей группы.
Плакат-объявление о времени прихода в группу кукольника (воспитатель вывешивает заранее); настольная ширма; чемоданчик для кукольника; игрушки: и атрибуты к данной сказке.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Любая сказка, изучаемая детьми ранее.
Например:
«Гуси-Лебеди»,
«Смоляной бычок», «Лисичка со скалочкой», «Теремок»,  «Красная шапочка» и т.д.

 
Разыгрывание сказки по выбору ребенка.  Ширма, стулья, игрушки в качестве зрителя, игрушки и атрибуты для разыгрывания сказки.
Февраль, Март, Апрель, Май
Любая сказка, изучаемая детьми ранее.
Например:
«Гуси-Лебеди»,
«Смоляной бычок», «Лисичка со скалочкой», «Теремок»,  «Красная шапочка» и т.д. или придуманная детьми

 
Разыгрывание сказки по выбору ребенка. Ширма, стулья, игрушки в качестве зрителя, игрушки и атрибуты для разыгрывания сказки.
В подготовительной группе усложняются задачи при проведении режиссерской игры: необходимо научить детей «кукловождению». А также  выражать свои чувства, проявлять воображение, естественно импровизировать. Объясняет основные правила «кукловождения».
 Примерное тематическое планирование по режиссерской игре
Подготовительная группа
Месяц, сказка Создание предметно-пространственной среды Результат освоения способов знаний, умений детьми
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Любая сказка по выбору ребенка (из изучаемых ранее
Ширма (высота ширмы – 125+2(3)см),   колокольчик, куклы БИ-БА-БО (около 20 шт, приблизительно половину «зверей» и половину «людей»). Владеют основными навыками кукловождения.
Декабрь
Январь
Февраль
Любая сказка из изучаемых ранее,  например: РНС «12 месяцев»;
РНС «Царевна-лягушка» и т.д.
 Ширма (высота ширмы – 125+2(3)см),   колокольчик, куклы БИ-БА-БО (около 20 шт, приблизительно половину «зверей» и половину «людей»).
 
1. Отделяют повествовательную речь от актерски- ролевой.
2. Осознанно играют на новом пространстве (на линии ширмы).
Март
Апрель
Май
Любая сказка на выбор: «Кот в сапогах»
Ш. Перро;
«Цветик-семицветик»
В. Катаев и т.д.
Либо придуманная сказка
Ширма (высота ширмы – 125+2(3)см),   колокольчик, куклы БИ-БА-БО (около 20 шт, приблизительно половину «зверей» и половину «людей»).
 

 
1. Умеют работать за ширмой вдвоем. 2. Придумывают новую сказку, либо изменяют ее конец.
 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ