Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дидактическая кукла – перевёртыш

Борисова Ирина Николаевна,
ГБДОУ детский сад 101
Невского района Санкт-Петербурга
Кукла – просто загляденье,
Взрослым всем на удивленье,
Для забавы малышам!
Посмотри, как хороша!              
Эта кукла не простая,
«Перевертышем» зовется.
Глянешь так – красна девица,
Эдак – бабой обернется!
Коль хотите научиться,
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться,
И старанье приложить.
Что же такое кукла-перевертыш? У этой куклы, как правило, две головы, четыре руки и нет ног. Звучит не очень-то привлекательно…
И, тем не менее, они с древнейших времен присутствуют в культурах народов разных стран. Особенно популярны куклы-перевертыши были, да и остаются сейчас, в странах Америки и Африки. Первоначально делались из ткани. Позднее – из папье-маше, композита, фарфора, резины, винила, пластика.
В странах Европы и Азии более популярны были куклы с несколькими лицами. В Китае, Японии, Индии такие куклы вырезались из дерева или изготавливались из керамики. В Европе многоликие куклы стали массово производиться не раньше второй половины 19 века и изготавливались сначала из папье-маше, воска, композита (или из сочетания этих материалов), затем фарфора, целлулоида, резины, пластика.
А ведь такие куклы были популярны и на Руси, в народе есть несколько названий: Перевертыш, Вертушка, Дева - Баба.
     Остановимся на названии  Дева-Баба, так как, с моей точки зрения, оно больше всего отражает сущность этой традиционной куклы.
 Как писала этнограф  Велесова С.В.,   «…Бабами называли женщин, у которых первым ребенком была девочка - т. е. Девка. А женщины, рождающие первенцами сыновей, назывались Молодухами. Называться Бабой было почетно, потому что она родила девку - продолжательницу рода».  Деву-Бабу вполне можно назвать куклой кукол. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, Дева, то вторая, Баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то Баба откроется, а Дева скроется. Т.е. эта игрушка позволяет разыгрывать два различных периода в жизни любой девочки.
          Кукла Дева-Баба отражает две сущности женщины:   она может быть отражением молодой девушки, юности и красоты, а может изображать взрослую женщину, мать и жену.
       Раньше дети с раннего возраста знали, чем отличается девичья одежда от женской. При изготовлении данной куклы одежде  и прическе  уделялось особое внимание.
Дева – нарядная, красивая, волосы заплетены в косу с лентой – вся яркая, красивая напоказ. У нее стройная фигура.
Баба - более скромная, ее одежда более тёмная. Волосы убраны под платок. Фигура более полная.
Описание: http://tildas.ru/uploads/posts/2012-11/1353587203_0_5d92a_190525b4_l.jpg
Интересно, что  в истории кукол перевертышей не встречается случаев, когда кукла Баба превращается в парня - т.е. рожает мальчика.
Это особенно необычно, потому что рождение мальчика в  русской крестьянской семье  было большим подарком, счастьем и подмогой в большом хозяйстве. И это еще больше подчеркивает значимость данной куклы.
Сегодня, как и раньше, с помощью кукол-перевертышей детям можно рассказывать их любимые сказки.
Поэтому для работы с детьми мы решили сшить куклу – перевёртыш по сказке «Красная Шапочка». Так как в этой сказке четыре главных героя, поэтому мы решили сшить куклу так, чтобы можно было рассказывать сказку с помощью одной куклы. Поэтому у куклы  голова с одной стороны лицо Красной шапочки, с другой – бабушка. А если куклу перевернуть, то с одной стороны будет голова - волка, с другой – дровосека.  Получилась очень полезная игрушка двусторонняя, а персонажей четыре. Одной игрушкой можем разыграть всю сказку! Присутствуют все: Красная шапочка, бабушка, волк и  дровосек. Так что малышу будет полезно не только посмотреть спектакль со стороны, но и потрогать актеров. А со временем и самому научиться рассказывать сказку и удивлять зрителей искусством превращения одного героя в другого.
Описание: C:\Users\ирина\Desktop\перевертыш\IMG_20181119_173741.jpg  Описание: C:\Users\ирина\Desktop\перевертыш\IMG_20181119_173727.jpg
Описание: C:\Users\ирина\Desktop\перевертыш\IMG_20181119_173911.jpg    Описание: C:\Users\ирина\Desktop\перевертыш\IMG_20181119_173925.jpg
Цели и задачи  дидактического пособия «Куклы – перевёртыш».
Миссия вовлечения детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене, состоит в том, что в процессе работы:
  • расширяются знания малышей об окружающем мире.
  • формируется творческая, самостоятельная активность ребёнка;
  • развивается речь, правильная артикуляция (особенно важно для детей средней и старших групп, в которых развитию речи и постановке звуков уделяется особое внимание);
  • обогащается словарный запас;
  • развивается память, фантазия, образное мышление
  • развивается навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;
Осуществлению поставленных целей способствует решение следующих задач:
  • активизация познавательного интереса детей через знакомство с подходящими для возраста драматургическими образцами
  • ликвидация скованности и зажатости юных театралов (постепенно дети перестают стесняться выступать на публике, что впоследствии очень важно для снятия напряжённости при устных или письменных ответах у доски в школе);
  • тренировка речевого дыхания, дикции, а также расширение интонационной палитры речи;
Базовым принципом занятий театрализованной деятельностью является развивающее обучение, опирающееся на закономерности общего развития малыша. Для этого важно создавать условия психологического комфорта, которые включают:
  • разнообразие тематики
  • регулярное включение элементов театрализации в другие виды учебно-воспитательной деятельности (например, в качестве мотивирующего начала для занятий по развитию речи, Красная Шапочка превращается в простую девочку,  и приходит к детям с какой нибудь проблемной ситуацией);
  • снятие факторов стресса (с помощью мотивационных приёмов, настраивающих детей на занятие творчеством);
  • раскрепощение (для этого одним из практически беспроигрышных вариантов является, например, участие детей в постановках совместно с родителями и членами педагогического коллектива);
  • создание реальных мотивирующих условий (нельзя заставлять детей играть, личностные мотивы для участия в театральной деятельности должны быть сильнее авторитета взрослого, а также ребёнок должен находиться в ситуации успеха – «У меня всё получится!»).
  • Принцип доступности. Кукла – перевёртыш полностью соответствует среднему возрасту детей. Изготовлена кукла  в соответствии с программным содержанием детского сада. Также куклу можно модернизировать на старший возраст. Дети могут придумать сами содержание сказки, можно придумать диалог между бабушкой и внучкой, дровосек может превратиться в дедушку и т.п.
 
 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ