Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сюжетно-ролевая игра в средней группе детского сада: требования ФГОС

Юсовских Елена Борисовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 87
Приморского района 
Санкт-Петербурга 
      Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально-создаваемых или игровых воображаемых условиях; воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Общение ребенка – это способность не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использовать мимику, жесты для более эффективного выражения своих мыслей сюжетно-ролевой игрой считается такая, в которой дети сами придумывают сюжет, распределяют роли. Собственно, сюжет и роли появляются в развлечениях малышей 4-5 лет.
      Сюжетно-ролевая игра в средней группе – это интерпретация увиденного и услышанного. Ребенок познает мир во всем его разнообразии через виды деятельности. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализацией целей и задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ осуществляется через игровые элементы. Такой подход зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
      Игровая деятельность по ФГОС:
· развивает логическое, образное, критическое мышление;
· формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
· расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности, фантазию;
· воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
· заставляет проявлять инициативу;
· развивает различные психические функции, в том числе и речь;
· способствует физическому развитию.
      Дети 5-го года жизни начинают выделять для себя структуру игры: сюжет, роли, игровые действия; могут выстроить последовательность игровых действий в соответствии с логикой развития сюжета. Они способны по ходу игры менять свою роль, если это требует развертывания сюжета. У детей появляется возможность установления ролевых взаимодействий с одним - двумя партнерами. Кроме того, дети способны выделить правило, по которому нужно действовать в игре, но еще не могут придерживаться ограничивающих правил, т.е. того как действовать нельзя. В игре ребенок отражает предметные действия взрослого, направленные на других людей, обозначая эти действия ролью (я-доктор, я-мама, я-продавец).
      Основная наша задача в работе с детьми 5-го года жизни – формировать более сложное ролевое поведение в сюжетной игре: умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, меняя игровую роль и вновь обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры. Для того, чтобы сформировать это умение, мы включаемся в совместную игру с детьми в качестве участника, партнера и развертываем ее особым образом, так, чтобы для ребенка открылась необходимость соотнесению его ролей с множеством других ролей, а также возможность смены роли в процессе придумывания интересного сюжета. С этой целью воспитатель использует многоперсонажные сюжеты с определенной структурой, где одна из ролей (основная) непосредственно связана по смыслу с несколькими другими (дополнительными). Любую интересующую детей тему можно представить через такую структуру ролей. Играя с ребенком, воспитатель разворачивает сюжетные события постепенно, внося предложения, требующие появления нового персонала (и соответственно, новой роли). В совместной игре с детьми мы должны использовать минимальное количество сюжетных игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребенка от ролевого взаимодействия; активизируем ролевой диалог (ролевую речь), стимулируем вербальное обозначение ребенком своей роли для других участников, используем в игре предметы-заместители. В процессе такой игры дети овладевают гибким ролевым поведением и приобретают интерес к динамичному разворачиванию сюжета за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей.
      Мы в течение всего года обеспечиваем условия для свободной самостоятельной игры детей; помогаем им выбирать удобное место для игры; стимулируем к использованию строительного материала и других предметов для создания игровой обстановки; в случае необходимости помогаем ребенку подключиться к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу игровую роль; поощряем самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах; обеспечиваем условия для индивидуальной игры детей с игрушечными персонажами. Вносим разнообразие в тематику детской игры, используя в качестве основы мотивы известных сказочных и литературных сюжетов.
      Для того, чтобы решить эти задачи и научить ребенка правильно играть мы создали в группе условия для самостоятельной игры. Если в младшей группе пространство делилось на зоны, то в средней группе от зонирования мы отказываемся, т.к. четкая организация пространства тормозит инициативу дошкольников, мешает им творчески проявить себя. Дети создают пространство сами. В предметно-игровой среде мы используем различные коробки, ширмы, кукольную мебель, прозрачные контейнеры с картинками (это для того, чтобы ребенок мог понять, где лежит та или иная вещь). Костюмы в уголке ряжения висят на вешалках, чтобы ребенок мог свободно взять тот костюм, который ему необходим.
      Обогащению содержания способствуют кубики, конструкторы (как большие – напольные, так и небольшие («лего дупло», «деревянный конструктор» и др.)); бросовый материал (бутылки, баночки, куски ткани). Весь материал игрушки безопасен, находится на уровне ребенка на полках или на полу, в открытом доступе. На улице мы используем природный материал (палочки, веточки, камешки, опавшие листья). Также для пополнения игрового содержания мы активно сотрудничаем с родителями (помощь в создании атрибутов для игр).
      Игра для дошкольников является сквозным механизмом развития, посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое»; «Физическое развитие» (пункт 2.7. ФГОС ДО).
      В своей работе мы реализуем все эти задачи, ведь правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.
 
      Список используемой литературы:
1.Н.А.Виноградова,Н.В.Позднякова,,Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников"(практическое пособие)-М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2009г.
2.О.А,Карабанова,,Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет: пособие для воспитателей детского сада" М.: Просвещение 2013
3.Н.Я.Михайленко.Н.А.Короткова. "Организация игры в детском саду" М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2009г.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ