Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Мастер-класс
Творческо-конструктивная деятельность - залог формирования
связной речи детей старшего дошкольного возраста
Сидорова Юлия Владимировна,
старший воспитатель ГБДОУ детский сад №32
Выборгского района Санкт-Петербурга
julya76@inbox.ru

 
Цель: Развитие профессиональной компетентности педагогов
Задачи:
  1. Познакомить с технологией конструктивной образовательной деятельности по программе «От Фрёбеля до робота»;
  2. Показать приёмы работы с разного вида конструкторами – конструирование по образцу с усложнением;
  3. Освоить алгоритм презентации сконструированной модели.
Материально-техническое оснащение: экран, проектор, презентация, конструкторы «Полидрон каркасный», «Полидрон магнитный», «Полидрон Гигант», дидактический раздаточный материал (разрезные картинки космических аппаратов, картинка – фото модели, карточка «Алгоритм презентации модели».
План мастер-класса:
  1. Приветственное слово
  2. Рассказ о стимулировании речевой активности детей – как об одном из ключевых аспектов технологии образовательной деятельности с использование конструкторов.
  3. Демонстрация алгоритма представления модели при работе с детьми.
  4. Практическая часть – создание космического объекта по образцу с усложнением.
  5. Афиширование – представление модели.
  6. Рефлексия.
Содержание мастер-класса:
- Доброе утро, уважаемые коллеги!
Наше мероприятие организовано в рамках апробации парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров». Сегодня мы хотим представить опыт педагога-мастера в рамках темы мастер-класса «Творческо-конструктивная деятельность – залог формирования связной речи детей подготовительной к школе группы».
Одним из ключевых моментов технологии непрерывной образовательной деятельности с использование конструкторов является стимулирование речевой активности детей. На фоне конструктивной деятельности педагог-партнёр выстраивает диалог с детьми, вовлекает их в коммуникативную деятельность. Он вместе с детьми обсуждает их идеи, развивает замысел, одобряет, ненавязчиво советует, проявляет интерес к деятельности. Чтобы побудить к общению задаёт открытые вопросы "Что хочешь делать?", "Из чего?", "Чем будешь делать?", "В каком порядке?", внимательно слушает ответы детей и комментирует их. Он всегда рядом: оказывает помощь тем, кому она необходима, побуждает детей к взаимопомощи. Логическим завершением процесса конструирования является обсуждение постройки, педагог побуждает ребёнка рассказать о созданной им модели.
Как правило, дети начинают с увлечением рассказывать о своей постройке, особенно, если создали её по собственному замыслу. Это очень значимо для ребёнка, ведь каждый может проявить собственные знания и умения. Но в большинстве своём дети испытывают затруднения при составлении описательного рассказа: перескакивают с одного на другое, повторяют то, что уже сказали, т.е. связного развёрнутого высказывания у них не получается.
С целью развития связной речи и логики построения ответа был разработан алгоритм представления моделей. Каждый этап алгоритма ассоциируется у детей с опорной картинкой – мнемоквадратом, из них составлена мнемотаблица, которая служит зрительным планом и помогает выстраивать последовательность описательного рассказа о своей модели.
Конечно, процесс создания описательного рассказа требует основательной предварительной подготовки по обогащению словаря техническими терминами. Поэтому для погружения в тему педагог использует разнообразный дидактический материал: презентации, мультфильмы, иллюстративный материал, стихи, загадки, раскраски, разрезные картинки, кроссворды, ребусы. Многократное повторение – это залог овладения понятием и введения его в активный словарь ребёнка. Родители с детьми составляют кроссворды и ребусы дома, а потом ребята разгадывают их в группе. Также родители пополняют среду объектами и атрибутами, сделанными из бросового материала, которые используются  для сюжетно-ролевых игр при обыгрывании построек. Умения описывать постройки дети закрепляют не только в конструктивной деятельности, но и в процессе игры при обыгрывании постройки.
Проводимая речевая работа параллельно с конструктивно-творческой деятельностью способствует развитию связной речи, обогащению активного словаря дошкольников, а также формированию сосредоточенности, собранности, волевых усилий, логических умений, всему тому, что необходимо старшему дошкольнику для дальнейшего обучения в школе.
Итак, алгоритм презентации модели:
  1. Название модели
  2. Из какого материала (в данном случае вида конструктора) сделана?
  3. От чего зависит прочность конструкции? (тип соединения деталей конструкции)
  4. Из каких частей состоит модель?
  5. Где находит применение, какие функции выполняет?
Таким образом, в процессе активного мастер-класса мы попробуем решить вместе с вами, наши участники, следующие задачи:
  1. Освоить приёмы работы с разного вида конструкторами.
  2. Сконструировать модель  по предложенному образцу, точнее по его изображению. Данные модели были созданы детьми по собственному замыслу.
  3. Презентовать свою модель в соответствии с предложенным алгоритмом.
Для участия в мастер-классе мы приглашаем 9 человек. Проходите, пожалуйста, к нам и занимайте свои рабочие места за столом. Таким образом, вы разделились на 3 мини-группы. Внутри этой группы вы будете работать сообща над созданием одной модели.
Все предложенные постройки объединены общей темой. Чтобы понять, о чём пойдёт речь, предлагаем взять конверт и собрать разрезные картинки. Все эти объекты называются космическими аппаратами: луноход, спутник, космическая ракета. В конверте вы также найдёте названия основных частей этих объектов. Теперь возьмите конверт с названием вашей постройки. Там изображение этих объектов, созданных детьми по собственному замыслу. Вам необходимо рассмотреть изображение, выбрать конструктор, из которого сделана постройка, произвести отбор необходимых деталей и собрать представленную модель. Каждый член команды может собрать одну из частей космического аппарата, а потом последовательно соединить все части в единое целое. Заключительный этап – презентация модели по заданному алгоритму, используя опорные слова основных частей космического аппарата из конверта.
Каждая группа определилась, из какого конструктора будет строить. Теперь предлагаем внимательно рассмотреть детали конструктора и определить тип соединения деталей.
Спросить и рассказать каждой команде
  • Полидрон каркасный: специальное шиповое соединение – легко защелкивается, как замочек только на плоской поверхности
  • Полидрон магнитный: магнитный тип соединения – легко и быстро собирается на плоскости и превращается в объёмную фигуру
  • Полидрон гигант: специальное шиповое соединение, расположенное на каждой стороне детали. Также на деталях этого конструктора присутствует рельефно-точечный шрифт Брайля, обозначающий геометрическую фигуру.
  • Детали конструкторов идеально крепятся друг к другу, благодаря чему можно строить 2- и 3-мерные фигуры.
- Можно приступать к работе. Желаем удачи!
Участники конструируют.
Педагог-мастер руководит процессом, проявляет заинтересованность, задаёт вопросы, направляет в случае затруднения участников мини-группы.
Затем кто-то один от команды презентует постройку.
Рефлексивный круг:
  1. Расскажите о своём эмоциональном состоянии в начале и в конце мастер-класса.
  2. Был ли полезен полученный опыт?
  3. В чём испытывали затруднения?
  4. Оцените своё участие на мероприятии.
Участники высказываются в соответствии с заданным алгоритмом.
Педагог-мастер резюмирует и завершает тем самым рефлексивный круг.
- Спасибо всем участникам. В заключении хочется продемонстрировать опыт работы с детьми, а именно, как же дети подготовительной группы рассказывают о своих постройках.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ