Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Логоритмика, как здоровьесберегающая технология профилактики
и ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Полищук Марина Викторовна,
учитель-логопед детского сада № 10
Выборгского района Санкт-Петербурга

 
Актуальность проблемы. С каждым годом, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это связано увеличением частоты общих заболеваний детей, плохая экология и многие другие факторы. Опыт работы с детьми, имеющими речевую патологию, показал необходимость поиска новых, более эффективных и интересных  форм коррекции речи. Логопедическая ритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.
Логоритмика представляет собой объединение на основе единого замысла системы движения и музыки.
Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, адаптацию к условиям внешней среды. Большую связующую роль играет ритм. Он служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. При использовании логоритмики  повышается эффективность развития неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей к условиям внешней среды. Эта система работы не исключает традиционные подходы к коррекции речевых нарушений, а только дополняет их, повышая результат коррекционной работы и сокращая  сроки коррекционного воздействия. Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.
Логоритмика представляет собой объединение на основе единого замысла системы движения и музыки.
 Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.
 Занятия по логоритмике рекомендуется проводить  1 раз в неделю, его длительность 25-30 минут. Занятия по логоритмике проводятся фронтально со всеми детьми. Тематика занятия соответствует изучаемой лексической теме. Занятие проводят совместно логопед, музыкальный руководитель и воспитатель, который оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.
Логоритмические занятие включает следующие элементы: 
Артикуляционную гимнастику - это комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата.
Пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь
формируется под влиянием импульсов идущих от рук.
Упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга.
Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него.
Фонопедические упражнения для укрепления гортани и развития речевого дыхания.
Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма.
Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве.
Упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления.
Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
Целью проведения занятий по логопедической ритмике является коррекция речевых нарушений через развитие и исправление неречевых и речевых психических функций. Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные задачи:
Укрепление костно-мышечного аппарата.
Развитие дыхания.
Развитие координации движений и моторных функций.
Воспитание правильной осанки, походки.
Развитие ловкости, силы, выносливости.
Воспитательные задачи:
Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.
Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила.
Формирование и развитие организаторских способностей.
Формирование эмоционально-волевой сферы.
Коррекционные задачи:
Развитие речевого дыхания.
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие грамматического строя речи и связной речи.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие и формирование слухового и зрительного внимания, памяти.
Развитие восприятия чувства ритма и темпа.
Коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голос, артикуляционный аппарат, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
При проведении логоритмических занятий используются следующие принцыпы:
Принцип системности.
Принцип наглядности.
Принцип всестороннего воздействия.
Принцип учета индивидуальных особенностей.
Принцип этапности (от простого к сложному).
В соответствии с этим, работа с детьми на занятиях по логопедической ритмике делится на три этапа:
1 этап занятия – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. Он необходим для вовлечения детей в атмосферу занятия. Детей важно заинтересовать новой неизвестной для них деятельностью, объяснить, чем будем заниматься на занятии: дети заходят в зал под определённую мелодию, соответствующую теме занятия, здесь отрабатываются различные виды ходьбы. Детям  дошкольного возраста  необходимо самим стать героями происходящего, поэтому, им надо предложить необычные приёмы организации, такие как: приглашение в сказку,  путешествие в сказочный лес, встреча гостя, превращение в каких-либо животных, героев сказок.
 2 этап занятия – ОСНОВНОЙ. Он сразу вовлекает детей в двигательную деятельность, где под яркие, выразительные мелодии дети учатся двигаться в такт музыке, подчинять свои движения музыкальному ритму. Взрослый помогает детям речью в восприятии музыки через движение. Используя забавные стишки, потекши, песенки, взрослый проводит упражнения на развитие всех групп мышц, нуждающиеся в коррекции: общедвигательные, артикуляционные, дыхательные, голосовые. Двигательная деятельность детей постоянно меняется, поэтому они не устают. Все движения сопровождаются речью, в которую вовлекаются дети, развивая свой словарный запас, лексико-грамматический строй речи. Во второй половине учебного года в занятия включаются несложные скороговорки с сохранными звуками, которые сопровождаются игрой на музыкальных инструментах: бубнах, палочках, деревянных ложках, колокольчиках, погремушках для усвоения ритма скороговорок.
 3 этап занятия - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Он служит для введения детей в спокойное состояние, нацеливает их на запоминание и повторение усвоенной деятельности в обычных играх. В этой части занятии  под тихую спокойную музыку или стихотворные тексты, выполняются упражнения на расслабление.
 Таким образом, под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности необходимых для полноценного развития. Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребёнка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцевальных движений, пению песен. Использование различных персонажей, атрибутов, элементов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности. Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием на занятиях мультимедийного фона, тех картинок, которые используются на занятиях в группе,  атрибутами сказочных персонажей, детских игрушек, декораций, шапочек-масок, предметов быта и музыкальных инструментов. Овладение двигательными навыками, умением ориентироваться в пространстве, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр проходит ненавязчиво, в игровой форме. Обязательно включаются в занятия коммуникативные игры или танцы. Важным требованием при разучивании движений является практический показ движений взрослым с тем, чтобы ребёнок конкретно представил движения, пережил правильные двигательные ощущения и почувствовал желание воспроизвести эти движения.
Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе всех педагогов работающих с детьми. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы рекомендуется воспитателю использовать в режимных моментах, на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар закрепляется на музыкальных занятиях. На физкультурных занятиях отрабатываются различные виды ходьбы и прыжков.
В результате проведения  логоритмических занятий в течении учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. У дошкольников увеличивается словарный запас, воспитывается грамматически правильная речь, развивается фонетическое восприятие, связная речь. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи детей вне зависимости от вида речевого нарушения.
Положительный эмоциональный фон, создаваемый музыкой и игрой, способствует расслаблению и предупреждает возникновение психического, эмоционального и мышечного напряжения, что очень важно для нормализации двигательной сферы ребенка и коррекции речевых нарушений.
Литература:
1.Макарова Н.Ш. «Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики» С-Пб; ДЕТСТВО-ПРЕСС 2009г.
2.Таран В.Т. «Логопедические занятия в системе работы логопеда ДОУ»
С-Пб; ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011г.
 

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ