Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сказка как средство развития эмоциональной
сферы детей дошкольного возраста

Пьянкова Наталья Ивановна
В дошкольной педагогике и психологии уделялось немалое внимание вопросам развития личности дошкольника. В наше время развитию эмоциональной сферы дошкольников не всегда уделяется достаточное внимание, в то время как это является одной из приоритетных задач воспитания.
Большее внимание уделяется интеллектуальному развитию детей, а ведь еще Л. С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце», его высказывание не потеряло своей актуальности и в наши дни. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, актуальна и важна.
Такие психологи как Запорожец А.В., Кулагина И.Ю., Минаева В.М., Кошелева А.Д., Неверович Я.З. и др. занимались исследованием развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
По мнению А.В. Запорожца, в развития эмоциональной сферы детей очень важным является включение их в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. Эта деятельность поможет пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния как свои, так и других детей.
Русский педагог К.Д. Ушинский включил сказки в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. К.Д. Ушинский детально разбирал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
Н.Л. Кряжева из всего многообразия художественной литературы выделила русские народные сказки, способствующие развитию эмоциональной сферы дошкольников. Л.П. Стрелкова характеризует художественные произведения с точки зрения их эмоциональной насыщенности, указывает, что книги, сказки, стихи являются для дошкольников неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии.
В.А. Сухомлинский теоретически основал и подтвердил практикой, что «сказка неотъемлема от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, состраданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».
С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей. Русская народная сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и сострадание, коварство и отзывчивость и т.д.
Как отмечали С. Маршак и К. Чуковский, «ребенок не хочет и не умеет занять позицию стороннего наблюдателя по отношению к описываемым в сказке событиям. Он пытается вмешиваться в события, принять сторону того или иного действующего лица, стремится к реализации целей положительного персонажа не только мысленно, но и действенно».
Огромная роль в развитии и воспитании принадлежит игровой деятельности детей – это важнейший вид детской деятельности. Игровая деятельность является средством развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на место другого человека в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Использование театрализованных игр позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка для дошкольника всегда имеют нравственную направленность.
Приемы для реализации развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста:
Словесные:
  • Беседа,
  • Объяснения,
  • Указания,
  • Вопросы,
  • Диалог,
  • Дискуссия,
  • Напоминания,
  • Использование художественного слова;
Наглядные:
  • Использование дидактического материала,
  • Схем,
  • Пиктограмм,
  • ИКТ,
  • Картинок,
  • Игрушек,
  • Природного материала,
  • Показ образца;
Практические:
  • Игры (театрализованные, подвижные, дидактические, сюжетно- ролевые),
  • Упражнения,
  • Игры на развитие эмоциональной сферы,
Театрализованная деятельность превосходно приучает детей к искусству речевой эмоциональной коммуникации. Это необходимое условие для формирования эмоций и чувств, развития понимания и вербализации эмоциональных состояний детей. В процессе театрализации происходят изменения в эмоциональной сфере, повышается уровень понимания детьми чувств другого человека, что выражается в умении правильно реагировать на эмоциональные состояния окружающих, проявлять эмпатию. Возрастает способность ребёнка познавать и контролировать свои эмоции.
Использование театрализованной деятельности в целях социально- эмоционального развития дошкольника становится возможным при выполнении следующих условий:
  • Единства социально- эмоционального и когнитивного развития;
  • Насыщение этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием;
  • Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
  • Наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
  • Совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Дети дошкольного возраста не владеют в силу возрастных особенностей навыками анализа сказок. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому нужно включать ребенка в различные виды творческой деятельности и использовать следующий пошаговый алгоритм работы над сказками.
1.Ритуал "входа" в сказку.
2.Беседа о прочитанном.
3.Рассматривание иллюстраций.
4.Игры-беседы детей с персонажами.
5.Этюды на выражение эмоций у детей.
6.Игры-драматизации по содержанию сказок.
7.Ритуал "выхода" из сказки.
Главное условие воздействия сказки на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая текст, педагог побуждает детей к прочувствованы глубины содержания сказки. Одного лишь прочтения недостаточно, чтобы оценить то, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане.
Огромную роль в осмыслении материала как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах, использование ИКТ. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяется анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а также умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.
Подводя итоги, можно сказать, что для психического здоровья дошкольника необходима сбалансированность эмоций. Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребёнка, к нарушению у него социальных контактов. Для баланса необходимо понимание дошкольниками своих эмоций, состояния другого человека, эмпатия. Из этого следует, что развитие эмоциональной сферы дошкольников – одна из приоритетных задач воспитания.
 
Список использованной литературы
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»;
3.Л. И. Проблемы формирования личности, - М.; Воронеж, 1995г
4.Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком. Дошкольное воспитание 1998. №9
5.Коротаева Е. Условия создания эмоционально-развивающей среды дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. №1. 2007г. 11.
6.Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики //Дошкольное воспитание – 2017. – 362 c.
7.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -Москва, АРКТИ, 2001
8.Эмоциональное развитие дошкольника / Под. Ред. Кошелевой А. Д - М.; Просвещение, 1985г.

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ