Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Теоретические основы формирования экономических представлений
у детей старшего дошкольного возраста

Власова Татьяна Константиновна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 87
комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга
    Формирование экономических представлений у подрастающего поколения является социальной проблемой общества. Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Современный окружающий ребенка дошкольного возраста мир носит постоянно изменяющийся динамичный характер. Дети рано включаются в экономическую жизнь общества. Ежедневно они сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже.
     Формирование экономических представлений у дошкольников -  необходимое условие их дальнейшей успешной жизни в современном мире, поскольку сегодняшние дошкольники - это завтрашние активные участники экономической жизни страны. Приобщение ребенка дошкольного возраста к миру экономической действительности – одна из сложных, но в то же время и важных проблем современного общества. В наши дни это является предметом специальных исследований в теории дошкольной педагогики.
      По мнению известных отечественных учёных Л. А. Венгер, А. В. Запорежец, М.И. Лисиной, Р.Б. Стеркиной и других, формирование экономических представлений у дошкольников следует начинать со старшего дошкольного возраста.  В этом возрасте у дошкольников происходит формирование нового типа психической организации, обеспечивающего эффективную адаптацию к социальной реальности; речь начинает выполнять основную функцию в регулировании поведения и деятельности детей, появляется способность решать задачи в умственном плане;  с пяти лет общение детей становится внеситуативно — личностным, возникают сопереживания и взаимопонимание. Кроме того, игра в старшем дошкольном возрасте достигает высокого уровня развития, в ней дети активно не только воспроизводят мир взрослых, но и отношения между ними. К пяти годам у ребенка складывается истинная самооценка, которая позволяет ему осознавать свои возможности (успех — неуспех), возникает критическое отношение к себе и результатам своей деятельности; начинают проявляться мотивы рассудочного характера.  [3, c.39].  
     Перечисленные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, бесспорно, важны для формирования предпосылок экономического воспитания [3, c.39].   Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по формированию экономических представлений, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать многие экономические понятия.
      Основой формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста считается системно-деятельностный подход, который обеспечивает направленность и системность личности. Важным компонентом формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста является его содержание, которое включает систему экономических представлений из различных сфер рыночной экономики, таких как: производственно-технологическая, товарно-денежная, государственно-юридическая, нравственно-этическая, информационно-организаторская. [4, c.5-6]
    Одним из условий успешного формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста является педагогический процесс, спроектированный на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по типу «педагог – ребенок – родитель», при наличии специально созданной предметно-пространственной среды.
      Процесс формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в различных видах детской деятельности, различными методами (практические, наглядные, словесные) и формами работы (экспериментирование, проектирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций).
Наиболее эффективное усвоение экономических представлений возможно при правильной организации познавательной деятельности детей. Общими установками при организации процесса формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста  являются: проявление внимания к личности каждого ребенка; свободное сотрудничество со взрослыми и сверстниками; учет различий в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах ребенка; учет мотивов, интересов, потребностей каждого ребенка.
      Известный отечественный исследователь Л.Н. Галкина, обобщив многие исследования отечественных и зарубежных учёных в области экономического образования старшего дошкольного возраста, таких как:  В.Г. Афанасьева, Ю.К. Васильева, О.В. Вощенкова, Н.Г. Гордиенко, В.С. Дудик, М.И. Ермоленко, Е.Н. Камышеченко, А.С. Нисимчук, Т.Н. Пильщиковой, А.А. Преснова, Г.А. Романовой, И.Г. Рябовой, И.А. Сасовой, А.А. Саламатова, Б.П. Шемякина и других,  представила  теоретические и методологические основы формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста:
  • формирование экономических представлений происходит в процессе экономического образования;
  • формирование экономических представлений неотделимо от экономического воспитания;
  • содержание экономических представлений содержит в себе сферы социально-экономической, государственно-правовой, нравственной и этической, товарно-денежной, промышленно-технологической, информационно – организаторской и бизнес сферы [2, с.107-108]
   Как считают известные исследователи в области экономического образования детей дошкольного возраста  А.А. Смоленцева,  А. Д.Шатова  экономическое образование детей старшего дошкольного возраста должно быть направлено одновременно на формирование у них экономических представлений и на организацию возможностей  использования сформированных экономических представлений в различных игровых ситуациях с целью осознания и дальнейшего закрепления в памяти детей.  
   Рассмотрев теоретические основы формирования экономических представлений у детей   старшего дошкольного возраста, можно сделать выводы, что основой формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста считается системно-деятельностный подход. Формирование экономических представлений происходит в процессе экономического образования и неотделимо от экономического воспитания. Содержание экономических представлений, которые возможно сформировать у детей старшего дошкольного возраста, охватывает различные сферы экономики, и их формирование должно происходить одновременно с организацией возможностей  использования сформированных экономических представлений в различных игровых ситуациях с целью осознания и дальнейшего закрепления в памяти детей. Это возможно   при целенаправленной систематической работе педагога, учитывающей возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
 
Источники:
1.Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 89 с.
2.Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В.  Психологические особенности     развития дошкольников / О.М.Дьяченко., Т.В.Лаврентьева. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
3.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2011. - 336 с.
4.Шведова, И. Азбука экономическая для детей и для взрослых / И. Шведова. - М.: East-West, 1992. - 64 с.

 

You have no rights to post comments

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: editor@ext.spb.ru

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО «АНЭКС» и Экстернат.РФ